СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Истоки товарищества, героизма и предательства в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке урока литературы:

 Цель урока:

Образовательная:

- формирование исследовательских, логических и аналитических способностей учащихся;

- совершенствование навыков работы с текстом и умения сравнивать, анализировать, обобщать;

Развивающая:

- развитие коммуникативных навыков учебной и художественной литературы, историческими источниками;

Воспитательная:

- формировать интерес к истории, культурным традициям наших предков;

- воспитывать чувство патриотизма

Просмотр содержимого документа
«Истоки товарищества, героизма и предательства в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 8 класс»

Открытый урок

по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»


Тема: «Истоки товарищества, героизма, предательства».

Цель урока:

Образовательная:

- формирование исследовательских, логических и аналитических способностей учащихся;

- совершенствование навыков работы с текстом и умения сравнивать, анализировать обобщать.

Развивающая:

- развитие коммуникативных навыков и навыков самооценки;

- способствовать развитию навыков учебной и художественной литературы, историческими источниками.

Воспитательная:

- развивать интерес к истории, культурным традициям наших предков;

- воспитывать чувство патриотизма.

Форма урока – исследование.

Оборудование: текст повести Н.С.Гоголя «Тарас Бульба»; репродукции картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», раздаточный материал.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы и целей урока.

Вводное слово учителя:

- Ребята, сегодня мы продолжаем рассуждение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». На доске вы видите эпиграф, прочитайте его внимательно.

«Первый долг и первая честь казака

есть соблюсти товарищество.

Сколько ни живу я на веку, не слышал я,

паны-братья, чтобы казак покинул

где или продал как-нибудь своего товарища»

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

- Ребята, попробуйте из эпиграфа понять, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (ответы: о товариществе, героизме, предательстве с рассуждением).

Вы помоги сформулировать тему и цель урока. «Истоки товарищества, героизма и предательства» (запись в тетрадях).

Знакомясь с произведением очень важно увидеть даже самые мелкие детали, так как это зачастую раскрывает поступки героев и отражает отношение автора к ним.

В процессе урока вы должны будете дать свое определение понятиям «товарищества», «героизма», «предательства». Выявить истоки героизма и предательства в произведении Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

  1. Работа над темой урока.

1).Создание проблемной ситуации:

- О чем идет речь в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (о казаках, о предательстве Андрея, о Тарасе Бульбе)

- Назовите характерные черты Тараса Бульбы (любовь к родине, ненависть к врагам, непреклонность, сила духа)

- Какая же проблема встает перед нами?

Это повесть о казаках, о предательстве, основанном на страсти или это повесть о силе духа?

- Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? ( обратиться к тексту произведения).

2). Исследовательская работа

- С какой целью автор дает два контрастных портрета братьев?

- Что самое главное для казака? (Главное не одежда, а есть ли казацкий дух в его сыновьях. Вот что главное для отца).

«Ваша нежба – чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю! Вот ваша матерь», - говорит Тарас Бульба.

Учитель:

- Сыновья выучились, а теперь начнется самое важное в их жизни.

Что самое важное? (Служение Отечеству, послужить вере, церкви).

Почему Тарас Бульба так быстро принял решение об отъезде вместе с сыновьями в Запорожскую Сечь? (Только там можно стать рыцарем, настоящим воином).

Индивидуальные задания.

- Кто такие казаки? Рассказать о Запорожской Сечи.

- Знакомство с картиной И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». История создания картины (Выступают «историки» - заранее подготовленные ученики).

Работа в группах.

Перечитайте описание степи вечером и ночью со слов «Вечером вся степь переменялась…» до слов «… красные платки летели по темному небу».

Что такое степь для казака?

I группа:

  • Докажите, что это описание помогает почувствовать вечерний аромат степи.

  • Какие краски создают колорит вечерней картины?

II группа:

  • О какой музыки степи пишет автор?

III группа:

  • Какие олицетворения и сравнения делают описание ночной степи художественным?


Физминутка (упражнения для глаз с музыкой).


Учитель:

- В Сечи живут самые разные люди. На Сечь едут те, кто ищет защиты правды. Здесь собирается самое удивительное товарищество. Есть единое братство. Это духовное родство. Здесь единая нация – это казаки. Это духовное родство гораздо выше, чем кровное. И Гоголь это подчеркивает. Потом автор покажет превосходство духовного родства над кровным.

  • В чем это проявляется? (Андрей предаст, перейдет на сторону врага. Кровное родство не уберегло его от предательства)

Учитель: Казаки никогда не выдавали своих и готовы были душу положить за своих друзей.

  • Докажите, что это действительно так. (Нужно догнать татар, чтобы вызволить своих из плена. У поляков тоже не оставлять своих).

  • Какая первая заповедь казаков? (Готовность положить жизни за друзей своих – это первая заповедь, которую исповедуют члены этого товарищества).

Составьте образы Остапа и Андрея.

  • Докажите, что характер и поведение закладывается уже с детства и юности.

  • Расскажите об Остапе и Андрее.

  • На что обращает внимание автор при описании этого героя? (Никогда не предаст своих товарищей. Был очень добр).

  • Когда проявляются его лучше качества? (В бою под Дубно. Именно тогда кошевой атаман погибнет, изберут Остапа. И поведет он за собой войско).

  • А каким был Андрей? (Увертывался от наказаний. Он окажется предводителем довольно опасного предприятия).

  • Когда это подтвердиться? (В бою под Дубно, когда отряд казаков уйдет. Полк гусаров отборных возглавит Андрей).

  • Почему Остап не думал о любви? (Стыдно было думать казаку о женщине, не отведав битвы. Нельзя влюбиться, когда не участвовал в битве).

  • А Андрей? (Потребность любви в нем вспыхнула, когда ему исполнилось 18 лет. Он был более утонченный).

  • Кто был примером для Остапа и Андрея? (Тарас Бульба будет примером для сыновей, опекуном и наставником. Не только словом обучал, сколько делом, поступками).

Учитель: Словом Тарас Бульба подбадривает казаков перед боем. Но самое главное – это личный пример.

  • Что станет основой для предательства Андрея? (Чувство страсти. Сила чувства была очень велика. Поражен был красотой дочери воеводы, гордая полячка).

  • Давайте вспомним какие были порядки на сечи? (выбрали кошевого атамана. Все решали на казачьих сходках).

  • Чего у них не было? (Духовного поста и воздержания).

  • А воздержание от чего? (Приехав на Сечь, нельзя было думать о панночке, а Андрей вспоминал. Это и есть воздержание. Если нет воздержания даже в помыслах, то это может привести к большой беде. К предательству, к гибели души).

  • Каков долг у казаков? («Долг – святыня. Человек счастлив, когда исполняет долг» - замечает Гоголь).

  • А Тарас Бульба счастлив? (да, не смотря на испытания. Он полковник, он воин, он защищает свою землю, христианскую веру, поэтому счастлив).

Работа с эпизодами

Групповая работа.

I группа:

  • Сопоставьте монолог Тараса со слов «Нет, не прав совет твой, кошевой!»

II группа:

  • Речь Бовдюга со слов «Пришла очередь и мне сказать слово, паны-братья!...» (гл.VIII).

  • Обоснуйте чье высказывание более эмоционально.

  • Какую роль играют в монологе Тараса вопросительные конструкции?

  • Что в речи Бовдюга делает ее особенно убедительной?

Учитель: самое важное событие разворачивается под Дубно. Город взяли в осаду. Стали ждать. Запасы съестного в городе быстро закончились. Наступило отрезвление. Драться казаки умеют. Безделье их губит.

  • Чем занимались казаки обложив город?

  • В чем виноваты? (Погибли товарищи).

Решение ситуативного задания.

  • Проанализируйте монолог Андрея со слов «На что мне отец, товарищи и отчизна?... » до конца главы VI.

  • Сопоставьте монолог Андрея с авторским отступлением в последнем абзаце главы VI.

Вывод. Андрей поступает опрометчиво. Отказывается от отчизны, отца и товарищей.

  • А кто ему все это дал? ( Бог. Значит - это отказ от Бога. Это предательство Бога. Предательство веры. Продал честь, отдал Отчизну и погубил своих же братьев. Он как полоумный будет сечь своих налево и направо).

  • Почему погиб, ведь он еще живой? (Погибла душа)

Учитель: Два сына, вскормленные одной матерью и два разных отношения к жизни и к делу своему. После предательства Андрея мы видим героизм Остапа. Он настоящий казак. В нем когда-то Тарас Бульба видел казака настоящего.

  • В каких эпизодах вы видим героизм и мужество Остапа?



Продолжение работы над темой.

Учитель: В своих тетрадях вы самостоятельно записываете определения: «товарищество», «героизм», «предательство». Запишите еще синонимы к данным понятиям.

Героизм – доблесть, мужество, геройство, отвага;

Товарищество – дружба, братство, приятельство;

Предательство – измена, дезертирство, трусость.

Ребята зачитывают свои определения: «товарищество», «героизм», «предательство».

  • Сравните ваши определения и лексические значения, которые даются в словаре.

Работа в паре.

  • Каждая пара должна дать ответ на вопрос, в чем истоки героического поступка Остапа и предательства Андрея, опираясь на текст.

  • Кто первый готов – выходит к доске и записывает (остальные записывают в тетрадях)

Истоки героизма Остапа

Истоки предательства Андрея

  1. Скрытая, трепетная любовь к матери.

  2. Осознанная храбрость, стойкость, мужество, расчетливость в поступках.

  3. Преданность идеям казачества, вере, товариществу. Любви к Родине.


Вывод: преданность казачеству, любовь к Родине.


  1. Равнодушное отношение к матери.

  2. Неоправданная храбрость, необдуманность поступков, сила страсти, безудержность натуры

  3. Жажда подвига любой ценой. Стремление и умение увертываться от наказания.

Вывод: Изменил Отчизне, потому что полюбил. Любовь к женщине выше, чем любовь к казачеству, Родине.


Общий вывод: в ходе сегодняшнего исследования мы установили, что является истоками героизма и предательства.

Наиболее яркой у Тараса Бульбы является его речь о товариществе (Чтение заранее подготовленным учеником речи о товариществе).

  • В какой фразе заключена основная мысль Тараса Бульбы? («Нет у в свете товарищества»)

  • А как вы понимаете, что такое товарищество?

  • А Тарас? (Единение с народом, общность, «братство»)

Учитель: «Узы этого братства, - писал Гоголь о казаке в статье «О малороссийских песнях», - для него выше всего, сильнее любви… Умирающий казак лежит вреди девственной природы и собирает все силы, чтобы не умереть, не взглянув еще раз на своих товарищей. Увидев их, он насыщается и умирает».


Решение проблемного вопроса

  • Почему погибает Тарас Бульба?

  • Почему не одолел врагов? (Очевидно, что иссякла мощь. Не физическая. Она у него была. Но не в этом сила).

  • А в чем была сила Тараса Бульбы (В силе духа).

  • Докажите, в чем сила духа Тараса Бульбы (В том, что он может отречься от своего сына-предателя. Он рискует собственной жизнью, чтобы поддержать своего сына Остапа в последнюю минуту).

  • А что здесь главное? (Главное в том, что не перевелись на Руси люди сильные духом. И Русь тем и сильна, что она будет рождать этаких людей, которые будут отстаивать русскую землю и церкви святые и православную веру. Вот в этом и заключается основная идея этого произведения).

Это повесть о силе духа.




Рефлексия

  1. Что понравилось на уроке?

  2. Что нового и интересного узнал?

  3. Я работал на уроке ….

  4. Что меня удивило, поразило?

Домашнее задание: Подготовить небольшую речь – «Обращение к друзьям», в которой выразите свои суждения свое отношение к чувству дружбы и братства.