Исторический марафон (5 класс)
1 чтец. Венок на голове,
И книга, да перо…
Держа ответ вдвойне:
Где - зло, а где - добро.
2 чтец. Старинный манускрипт
Исписан так давно;
Листать страницы книг,
Лишь КЛИО суждено.
3 чтец. Для всех так нужно знать
Источники открытий;
Их важно описать
В истории событий…
4 чтец. А, впрочем, божества
Потомков не прощают,
В небытие, едва...
Всё смертным завещают.
Ведущая. Здравствуйте, ребята! Приветствую вас на нашем историческом марафоне – состязании знатоков истории Древнего мира. 4 команды будут оспаривать право называться лучшей, сильнейшей.
5 чтец. Послана богом, на землю
Средь стражей бессмертных
Муза античная, Клио, рожденная Зевсом.
Чтимая, всеми богами – жильцами Олимпа
Сегодня пред вами предстанет она.
6 чтец. Зевс-громовержец и мать Мнемосина
Именем КЛИО ее нарекли неспроста:
Музой истории знают её все народы –
Факты истории все подчиняются ей!
Личность творца, драматурга, военного и дипломата
Разобрать, оценить вам поможет она.
Выходит богиня Клио.
Богиня Клио.
Свидетельницей буду пред судом времен.
Хранительница лет, истории богиня,
Я рада видеть в зале тех,
Кто разгадать готов загадки Клио.
Вам, пришедшие сюда,
К состязанию готовым,
Слово привета свое, я обращаю!
Вам пожелаю я, о, сыновья Геродота –
Честно сражаться под сводами храма Науки!
Пусть же дарует великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет,
и знание покажет искусней.
Муза истории Клио –
Вас приглашает!
Вед. Сейчас мы познакомимся с командами – они сами расскажут о себе: название, девиз, эмблема. (Максимальное количество баллов – 3)
1 конкурс. Исторический следопыт
История – это всегда поиск, всегда исследование. Вам предлагаются логические задачи. 3 балла за каждую задачу
1. Из дошедших до нас документов мы узнаём, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать. Не слишком ли маленькая цена? Чем можно объяснить возможность такого обмена.
(Лес, из которого изготавливали мебель, был привозным, стоил дорого. Дома строили из сырцового кирпича, который стоил дёшево)
2. На многих языках слово, обозначающее бумагу, звучит похоже. Например, по-немецки – «папир», по-английски – «пэйпер», по-французски – «папье». По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова. Что это за слово? Обоснуйте свою мысль.
(Папирус, так как это был первый материал для письма, близкий к бумаге)
3. Более трёх тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением – долгие годы. Напротив, в древних городах Библе, Тире и Сидоне школьники, едва начав учиться, через несколько недель могли записать и прочитать несложный текст. Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте?
(Египет – несколько тысяч иероглифов, Двуречье – несколько сотен клинописных знаков, а в Финикии придумали алфавит – всего 22 согласные буквы)
4. В гробнице Тутанхамона, жившего более трёх тысяч лет назад, найдено много предметов из золота, общим весом несколько тысяч килограммов. И всего три железных предмета: подставка для головы фараона, железный кинжал, железная застёжка для браслета. Почему в гробнице так мало железных предметов?
(В Египте железа почти не было. Оно считалось драгоценным металлом. Железо, по-видимому, привозили из Малой Азии)
5. Говорят, что на вкус и цвет – товарищей нет. В Древнем Египте хорошими цветами считали чёрный и зелёный, а плохим – жёлтый. Почему к цветам было разное отношение.
(Чёрный цвет символизировал плодородную землю, зелёный благодаря плодородной земле всю страну заполняли зелёные сады, огороды, заросли тростника, пальмовые рощи, пшеничные и ячменные поля)
6. Согласитесь, вряд ли разумно носить два головных убора. Однако один египтянин так и пожелал поступить. Кем он был? Сумел ли выполнить своё странное желание? Чем оно было вызвано?
(Речь идёт об объединении Южного и Северного Египта и создании двойной короны)
7. Жители Египта побывали в одной из стран Передней Азии и заявили, что в ней реки текут наоборот. В какую страну ездили египтяне? Почему они так сказали? (Египтяне ездили в Двуречье, где реки текут в противоположном Нилу направлении)
8. Как вам известно, почти всё, что мы знаем о жизни первобытных людей, добыто трудом археологов. Подумайте, что может рассказать учёным о древних людях то место, где когда-то горел костёр?
(Люди уже умели добывать и пользоваться огнём, что они употребляли в пищу, по толщине пепла – долг ли жили на стоянке люди)
2 конкурс. В гостях у Хроноса
В Древнегреческой мифологии Хронос – это бог времени, который сегодня и приглашает вас к себе в гости.
Необходимо соотнести события и даты. 2 балла за каждую верную строку.
Дата | Событие |
Около 3000 года до .э. | |
| Построение пирамиды Хеопса в Египте |
612 год до н.э. | |
| Разрушение мидийцами Ниневии – столицы Ассирии |
1792-1750 | |
Около 1500 года до н.э. | |
221 год до н.э. | |
3 конкурс. Конкурс мудрецов
Мы с вами уже говорили об одном древнем мудреце. Подскажите о каком? Где он жил?
Ван необходимо собрать афоризм, то есть краткое изречение Конфуция. Кто сделает первым – 2 балла.
Человек без знаний, что сосуд без напитка.
4 конкурс. Узнай героя мифа. 2 балла за каждый правильный ответ
Вед. Миф – слово греческого происхождения. Означает предания о богах, героях, чудесных существах. Мифы создавались народом на протяжении веков. Кроме того мифы поучительны. Изображая своих богов и героев, древние греки наделяли их и самыми дурными свойствами человека. А также восхищались благородными, мужественными героями.
1. О каком герое идёт речь? Закончите миф.
«В Афинах горе: 7 юношей и 7 девушек плывут на остров на верную гибель»
(Миф о Тесее. Тесей убил Минотавра и спас юношей и девушек)
2. О каком герое идёт речь? Закончите миф.
«Строитель запутанного дворца решил вместе с сыном бежать с острова»
(О Дедале и Икаре, сын Дедала – Икар подлетел близко к Солнцу и погиб)
3. О каком герое идёт речь? Закончите миф.
«Чтобы люди, еще не наделённые свыше разумом, не погрузились в царство мрачного Аида, некто похитил для них божественный огонь».
(Прометей – погиб)
4. О каком герое идёт речь? Закончите миф.
«Его коварству, хитрости, изворотливости ума нет равных на земле. Он даже обманул Аида. Но после смерти за всё это его ждёт наказание. На том свете он обречён ценой неимоверных усилий втаскивать на огромную гору тяжелейший камень….»
(Это Сизиф. Перед самой вершиной камень вырывается из рук и катится вниз. Герой снова втаскивает его. Камень опять летит вниз, и так бесконечно)
5. Как зовут героя мифа?
Этот герой – сын Зевса и смертной женщины. Он победил льва, очистил Авгиевы конюшни, достал золотых яблок из волшебного сада на краю земли и совершил ещё 12 подвигов. (Геракл)
6. Как зовут героя мифа?
«Царь греческого острова Итака, чтобы не участвовать в походе на Трою, притворился безумным Он в один плуг запряг быка и осла, и стал пахать морской берег, бросая в борозду соль» (Одиссей)
7. Кто из героев мифа мог бы выразить своё родительское горе словами:
«Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов. Мой сын погиб… Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!» (Царь Афин – Эгей. В честь него названо Эгейское море)
8. Как зовут героя мифа?
«Он вручил Афродите яблоко с надписью «Прекраснейшая». Скоро начнётся Троянская война. Троя погибнет, погибнет род царя Приама. Кто он, вручивший яблоко Афродите?»
(троянский царевич Парис)
5 конкурс. Анаграммы
Анагра́мма— литературный приём, состоящий в перестановке букв. Вам предстоит расшифровать анаграммы и назвать правильно имя. 2 балла за каждый правильный ответ.
НОСЛОМО (СОЛОМОН)
ТОУТСМ (ТУТМОС)
ФЕНТИРЕИТ (НЕФЕРТИТИ)
ХЭНОТАН (ЭХНАТОН)
МУХАРМПИА (ХАММУРАПИ)
БАШАНШУПАЛРА (АШШУРБАНАПАЛ)
ФОНЦЙКУИ (КОНФУЦИЙ)
ЛАВСАРАТ (ВАЛТАСАР)
6 конкурс. Чёрный ящик
Вед. В чёрном ящике находятся предметы, которые вам необходимо отгадать по описанию. 2 балла за каждый правильный ответ
1. Тонкая и воздушная ткань, секрет производства которой был известен только китайцам.
(ШЁЛК)
2. Из-за меня меж троих
Великая вспыхнула ссора,
Жаркая встала война,
Высокая рухнула Троя
(Яблоко, миф о Троянской войне)
3. Материал, который использовали в качестве письменного в Египте. (Папирус)
4. Предмет, указавший путь-дорожку одному из мифических героев Древней Греции.
(Клубок ниток)
5. С помощью этого предмета древние египтяне предсказывали разливы Нила. (Календарь)
6. Это растёт на кустарниках. Древние индийцы пряли из него нитки и ткали ткани. (Хлопок)
7. Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарственным, китайцы употребляли неохотно. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считали в Китае целебным, любят пить ежедневно миллионы людей во всём мире. (Чай)
8. Мы называем их арабскими, потому что заимствовали их у арабов. А сами арабы признавали, что они получили их от древних индийцев. (Цифры)
9. Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зёрна замачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высевают. Участок заполняют водой на 5 сантиметров. Когда рассада подрастёт на 20-25 сантиметров в высоту, её осторожно выдёргивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 сантиметров. (Рис)
10. То, без чего сегодня не обходится каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельчённых тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали.
(Бумага)
11. Это изобретение появилось в Китае в древние времена. Оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. «Ложку» клали на гладкую деревянную поставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы: «Волшебство!». О каком изобретении идёт речь?
(Компас)
12. Индийцы придумали нечто такое, что до сих пор занимает всех. Учёные выяснили, что это придумано на основе действий построения войск этого народа. (Шахматы)
7конкурс. Ребусы
По 3 балла за каждый ребус
8 конкурс. Заполнить пропуски в тексте
По 1 баллу за каждое верно вставленное слово
Финикия лежит на восточном побережье ____________. Здесь нет ни полноводных рек, ни широких равнин и лишь немногие земли пригодны для земледелия. Жизнь местного населения издревле была тесно связана с морем. Жители финикийских городов занимались ___________и ____________. Каждый город был самостоятельным государством. Самыми сильными и богатыми городами являлись _____________________________. Жившие в них искусные ремесленники умели изготавливать украшения и сосуды из прозрачного и разноцветного ____________.
Финикийские корабли плавали по всему Средиземноморью. В тех странах, куда местные купцы приплывали регулярно, они основали свои поселения – ___________________. Некоторые из этих поселений со временем превратились в богатые торговые города.
Финикийцы были известны и как жестокие ______________. Их корабли часто захватывали и грабили чужие купеческие суда, команды которых затем продавали в рабство. В VI веке до н.э. финикийские мореплаватели по приказу египетского _____________ совершили плавание вокруг _____________.
Для нужд торговли финикийцы изобрели простую систему письма – ________. В ней было _________ знака, обозначавших только ______________звуки.
8 конкурс. Кто быстрее и правильнее расшифрует древнеегипетские иероглифы.
2 балла, кто выполнит первый и правильно
9 конкурс. Конкурс капитанов. Блиц-турнир.
По 1 баллу за каждый верный ответ
5-А
1. Группы людей, обладающие определёнными правами и обязанностями? (Касты)
2. Самый мудрый царь древнееврейского государства? (Соломон)
3. Гора в Греции, давшая название величайшим спортивным играм? (Олимп)
4. Священная книга христиан? (Библия)
5. Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги? (Писец)
5Б
1. Царём какого острова был Одиссей? (Итака)
2. Египетская богиня Неба в образе коровы? (Нут)
3. Главный строительный материал в Двуречье? (Глина)
4. Материал для письма в Китае? (Бамбук)
5. Имя девушки, которая отрезала волосы Самсону и тем погубила его? (Далила)
5В
1. Свёрнутый в трубку лист папируса? (Свиток)
2. Единый бог у евреев? (Яхве)
3. Куда впадают реки Тигр и Евфрат? (Персидский залив)
4. Первая столица египетского государства? (Мемфис)
5. Царь Вавилона, создавший знаменитые законы? (Хаммурапи)
5Г
1. Непроходимые леса в Индии? (Джунгли)
2. Знатные, знаменитые люди, советники фараона? (Вельможи)
3. Какой вид войска впервые стал использоваться в Ассирии? (Конница)
4. Из чего финикийцы получали тёмно-красный краситель для ткани? (Из раковины)
5. Самый главный бог Древнего Египта? (Амон-Ра)
11. конкурс. Домашнее задание – Историческое инсценирование
Конкурсы для болельщиков
1. История в стихах
1. В. Брюсов
Мой сын! Мой сын! Будь осторожен.
Спокойней крылья напрягай.
Под ветром путь наш ненадёжен,
Сырых туманов избегай.
Отец! Ты дал душе свободу,
Ты узы тела разрешил.
Что ж медлим? Выше!
К небосводу!
До вечной области светил! (Дедал и Икар)
2. Вс. Рождественский
Легкая билась волна о колена,
Белый кружился над ней голубок,
Тихо стекала жемчужная пена
С чресел богини на гладкий песок.
Юноша смуглый глядел изумлённо,
Сбилось у ног его стадо овец.
Шла она лёгкой походкой со склона
К людям в долину срывая чабрец. (Афродита)
3. Байрон
Был твой божественный порыв
Преступно добрым – плод желанья
Людские уменьшить страданья,
Наш дух и волю укрепив.
И, свергнут с горной высоты,
Сумел так мужественно ты,
Так гордо принести свой жребий,
Противоборствуя судьбе,
Ни на Земле, ни даже в Небе
Никем не сломленный в борьбе,
Что смертным ты пример явил
И символ их судеб и сил. (Прометей)
2. Исторические загадки
1. Читаешь и дивишься –
Его свернули как!
И удержать при чтенье
Не сможешь просто так!
Он трубочкой завёрнут,
Где скреплены листы.
Папирус склеен прочно –
Старались так писцы. (Свиток)
2. Это чудное созданье
Сделано нам в назиданье
Египтянами давно
Славится век оно.
Пирамиду охраняет,
Видом своим всех пленяет. (Сфинкс)
3. Служил у фараона иль вельможи,
Писал приказы, также надзирал.
Он с земледельца собирал налоги.
В казну всегда доходы направлял. (Писец)
4. Гроза всем воинам оружье это,
Когда армадой в бой идут.
Трёх всадников посадят на площадку.
И лошадь вместе с нею запрягут. (Колесница)
5. Не один год, не один раб
Её строили за так.
Чтобы фараон спокойно
Мог в загробном мире жить
И музейным экспонатом
Человечеству служить. (Пирамида)
6. Расскажите-ка, ребята,
Где без леса и без гор
Люди в древности росли.
Где покой все обрели.
Где из глины повсеместно
Всё лепили мастера.
И работа их до пота
Выручала их всегда. (Двуречье)
7. В каком когда-то царстве
Правителем он был?
В каком же государстве
Могущественным слыл?
Страну свою большую
На области разбил.
Где в каждой он сатрапа
Властью одарил? (Дарий, Персидская держава)
8. Царь в Вавилонии когда-то был
Могущественным, знаменитым слыл.
От рабства подданных он защитил,
Законы царские он учредил. (Хаммурапи)
9. На восточном побережье
Моря Средиземного
Государство моряков
Было очень древнее.
И чтоб им торговать,
Просто стали все писать.
Кто же знал? Их алфавит
Все народы покорит. (Финикия)
10. В Индии, в джунглях
Оно проросло.
Да так, что не видно
За ним и слонов.
Его как брата почитали.
«Царь леса» называли. (Исполинское дерево в Индии)
11. Он самый мудрый и почтенный,
Бог Брахма изо рта его создал,
И цвет его одежды белый.
К концу же его жизни
Вдруг отшельником он стал. (Брахман)
12. Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать,
Правители решили стену возвести,
Покой чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили её строить,
Чтоб не было войны. (Великая китайская стена)
13. Узнал Китай чрез много лет,
Как много может человек,
Из книг, на наших непохожих.
На связку дров скорее схожих.
Чтоб книгой стать,
Прошёл чрез много мук
В Китае расщеплённый то …. (Бамбук)
14. Этих слуг повсюду гнали,
Жить в деревне запрещали.
Те в лачугах жалких спали,
На судьбу свою роптали. (Неприкасаемые)
15. Нил разольётся и оставит
Его на радость людям всем.
За это люди реку славят:
На нём сады благоухают.
Так поспеши же назвать то, что
Воды Нила оставляют. (Плодородный ил)
16. В долине Нила вырос он,
И солнцем и водой взращён.
Его с трудом в Египте рубят,
Кладут затем всё вместе в ряд.
И получается замечательный расклад.
Что это? Поспеши назвать. (Папирус)
3 конкурс. Какому богу принадлежат слова
1. «Ударю я трезубцем – и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, разбиваются на скалах корабли, как лёгкие скорлупки. Отложу я трезубец – и утихают волны, спокойна бесконечность моря, а я на колеснице, запряжённой златогривыми конями, спускаюсь на дно моря». «Посейдон»
2. «Я сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром – всё это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну рукой – и поражу пламенной молнией». (Зевс)
3. «Из белоснежной морской пены я родилась. Куда ни ступаю я, всюду благоухают цветы. Дикие волки, пантеры – следуют за мной, как ручные». (Афродита)
4. «Я – бог кузнечного ремесла, родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь». (Гефест)
4 конкурс. Заплутавший путешественник
Вопросы
1. Река в Египте? (Нил)
2. Полуостров на котором находится Индия? (Индостан)
3. Горы на севере Индии? (Гималайские)
4. Главные реки Китая? (Янцзы и Хуанхэ)
5. Равнина, на которой расположен Китай? (Великая Китайская равнина)
6. Реки в Двуречье? (Тигр и Евфрат)
7. Какая страна, ныне не существующая, была расположена на восточном побережье Средиземного моря? (Финикия)
8. В каком городе находилась библиотека глиняных книг ассирийского царя Ашшурбанапала? (в Ниневии)
5 конкурс Подобрать русские синонимические пословицы и поговорки греческим
2 балла за каждую пословицу
1. Где друзья – там и богатство (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)
2. Обсуждать надо часто, а решать однажды (7 Раз отмерь – один раз отрежь)
3. Взяться за щит после решения (После драки кулаками не машут)
4. Вести сову в Афины (Со своим самоваром ехать в Тулу)