Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
ГБПОУ РС(Я) «Якутский индустриально-педагогический колледж»
Презентация на тему “Исторический обзор развития методических знаний в процессе обучения
Выполнила студентка 4 курса группы МПО-57 Киренская Диана
Проверила Толкачева Марианна Александровна
Якутск 2020
Введение
В истории развития методического знания в профессиональном обучении нами выделено семь периодов. В основу периодизации положены ведущие подходы к преподаванию, методы и технологии обучения, присущие данному временному периоду.
Древняя Русь
В средние века не было различий между учебной и научной литературой, в нее входили разнообразные словарные материалы, статьи о создании письма, орфографии и грамматики, азбуки, конфессиональные тексты, образцы писем, обращений и другие материалы. Ведущим методическим приемом был прием копирования работы ремесленников.
Первая половина XVIII в.— 60-е гг. XIX в
Под влиянием бурно развивающейся промышленности стала формироваться сеть профессиональных учебных заведений в России. Подготовка рабочих для нужд производства осуществлялась путем индивидуального ученичества, при котором обучение сводилось к бессистемному объяснению мастера. В качестве методической системы в учебных заведениях того времени применялась предметная система производственного обучения.
60-е гг.— конец 90-х гг. XIX в.
Этот период характеризуется появлением первой научно обоснованной системы производственного обучения. Группа инженеров учебных мастерских Московского технического училища, в которую входили А.П.Платонов, А.М.Михайлов, Г.И.Гослау, В.П.Марков, Д.К.Советкин, разработала в 1868 г. «систематический метод преподавания механических искусств».
90-е гг. XIX в.— конец 30-х гг. XX в.
С формированием системы профессионального образования началось становление методики производственного обучения как самостоятельной ветви педагогического знания.С
. А. Владимирский сформулировал важнейшие методические принципы профессионального обучения:
- содержание программ производственного обучения должно включать типичные для данной специальности работы по изготовлению изделий, расположенные в порядке постепенного возрастания трудности их исполнения;
- объем и содержание программ должны соответствовать требованиям к знаниям и умениям, которые будут предъявлены кмолодому рабочему после окончания школы;
- исполнение учебных работ следует сопровождать объяснениями, большинство учебных работ целесообразно выполнять по чертежам с точным соблюдением размеров;
- материалы и орудия обработки должны быть наиболее употребительными и давать возможность исполнять работы с требуемой степенью точности и в возможно короткое время;
- приемы обработки должны быть такими, чтобы требуемая точность выполнения работы достигалась при наименьшей затрате времени и при наименьшем расходе материалов.
30-е— конец 50-хгг. XX в.
Этот период характеризуется появлением единой государственной системы подготовки квалифицированных рабочих. Квалификационные характеристики по рабочим профессиям рассматривались как форма госзаказа на подготовку рабочего. В течение 1946— 1947 гг. Министерством трудовых резервов активно разрабатываются частные методики производственного обучения по основным профессиям (металлообрабатывающим, строительным, металлургическим и угольным), в которых сжато излагались общие основы организации и методики производственного обучения.
60-е— конец 80-хгг. XX в.
Возрастает число профессий, связанных с обслуживанием прогрессивных технологических процессов, новой техники. Трудовая деятельность рабочих многих профессий приблизилась к труду инженерно-технических работников.
Широкое распространение в профессионально-технических училищах (ПТУ) в то время получили различные тренажеры для формирования индивидуальных профессиональных навыков работы. Одним из средств повышения эффективности уроков производственного обучения явилось письменное инструктирование
1990-е гг. — по настоящее время
В 1990-е гг. развивались интеграционные процессы в теории и практике профессионального образования, знания и умения проектировочной педагогики, педагоги-практики получили возможность разрабатывать авторские учебные программы и авторские методики обучения.
В рассматриваемый период в обучающую деятельность преподавателей и мастеров производственного обучения вошли опорные конспекты, листы рабочих тетрадей, структурно-логические схемы, задачи с межпредметным содержанием, обобщенные алгоритмы выполнения учебно-производственных работ, учебные эвристические программы.
В последующем периоде своего развития методика профессионального обучения совершенствовала подходы, принципы и методы профессионального обучения, выходя на уровень технологичности. Инновации в профессиональном образовании стали источниками развития технологического подхода в обучении и появления первых профессионально-педагогических технологий.
Итог
Благодаря научно-исследовательскому поиску ученых, в профессиональную подготовку специалистов стали внедряться модульные технологии обучения, технологии концентрированного обучения, дистанционного обучения, авторские технологии обучения педагогов профессионального обучения. Помимо основной функции — обучение профессии — у педагогов профессиональной школы появляются новые виды профессионально-педагогической деятельности, значение которых для развития образовательных программ учебных заведений будет возрастать.