СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Историческое краеведение как одно из средств патриотического воспитания школьников

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Историческое краеведение как одно из средств патриотического воспитания школьников»

Историческое краеведение как одно из средств патриотического воспитания школьников

Современное общество требует от школы обеспечения прочных знаний и умений учащихся практически применять эти знания, чтобы активно участвовать в строительстве современного информационного общества. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы в школе подготавливалось то, что в жизни осуществляется, а обучение и воспитание подрастающего поколения были тесно связаны с реальностью. Не зная истории, экономики и природных богатств края, нельзя правильно руководить на местах строительством современного общества. Поэтому школа призвана готовить достойную смену молодых строителей современной России, хорошо знающих свой край. Процесс обучения и воспитания неразрывно связан с жизнью родного края.

Одной из главной целью моей работы является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город и желающего принять активное участие в его развитии.

На достижение этой цели направлена реализация следующих задач:

-Расширение и углубление общеисторических знаний учащихся через изучение краеведческого материала.

-Дальнейшее развитие умений и навыков работы с научно-популярной,

художественно-исторической литературой.

- На близком для учащихся материале воспитать любовь к своему краю, интерес к истории.

В своей работе использую краеведческий материал на уроках истории, т.к. он с одной стороны, является средством конкретизации общеисторического, а с другой - он входит в систему знаний по истории края. Практика показала, что использование краеведческого материала на уроках истории как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истории, делает знания учащихся более прочными и более глубокими. Краеведческий материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его элементом. Знание трудовых ратных подвигов своих предков, земляков делает человека богаче в духовном отношении, способствует выработке активной жизненной позиции.

В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности, но и как о средстве патриотического и духовного воспитания.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

Дети в этом случае имеют возможность изучать историю, не только слушая учителя и разглядывая иллюстрации в учебнике, но и непосредственно осязая предмет, определяя его характерные черты и полезность. Следует подчеркнуть, что выбор темы исследования происходит с учётом следующих обстоятельств, интереса обучающихся; степени изученности и актуальности темы; возможности доступа к источникам. Материалы используются на уроках, классных часах и на научно практических конференциях города и республики.

Одной из наиболее доступных увлекательных форм приобщения школьников к исследовательской работе - изучение ими истории семьи. Рассказы и воспоминания родных - живых свидетелей, очевидцев участников событий - оживляют историю, приближают ее к ребёнку. Увлекает детей и сбор материала для генеалогического древа семьи, который тоже используется на уроках.

Изучая темы о Великой Отечественной войне, ученики собирают материалы о родственниках - участниках войны, занимаются поисковой работой. Приняли участие в акции «Бессмертный полк». Было представлено свыше 40 портретов ветеранов Великой Отечественной войны: деды и прадеды, бабушки обучающихся нашей школы.

В процессе сбора материалов организуются встречи и беседы с участниками исторических событий: ветеранами Великой Отечественной войны, с тружениками тыла, участниками локальных событий. Образовательное и воспитательное значение этих встреч и бесед огромно. Сведения, полученные из рассказов и бесед участников исторических событий, являются ценными историческими источниками.

С целью расширения возможностей социальной адаптации, развития познавательного интереса, нравственного воспитания подрастающего поколения провожу историко-краеведческие экскурсии. Изучаемый на уроках материал дополняется конкретными наблюдениями на экскурсиях, которые помогают выработать правильное представление об окружающей действительности, способствуют расширению кругозора учащихся. Изучение исторических памятников позволяет показать учащимся труд народа, воспроизвести крупные исторические события. Экскурсии в музеи дают возможность учащимся знакомиться с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами в их естественных условиях. На экскурсии, в отличие от урока, объектом познания и воспитания всегда бывают средства наглядности, в основном подлинные памятники истории. Именно эта особенность делает ее важнейшим средством активизации познавательной деятельности учащихся.

Главным условием успеха своей работы, считаю, оптимистично-позитивное отношение ко всем ученикам, постоянное поощрение не только достигнутых результатов, но и стараний, вера в их возможности и способности. Через несколько лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами. Станут они расточителями, потребителями и нигилистами или будут истинными патриотами своей страны, духовно-нравственными людьми, знающими и любящими свое отечество, дорожившими традициями, радеющими о процветании Родины… это зависит от нас.