СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История Беларуси 8 класс § 8. Реформация в Беларуси

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока

  • обучающая: содействовать расширению знаний учащихся о при­чинах и сущности Реформации, конкретизации знаний о предпосыл­ках, главных деятелях, направлениях реформационного движения в Беларуси и его итогах, в том числе через установление внутрипред­метных связей со всемирной историей;
  • развивающая: способствовать развитию умений характеризо­вать исторические явления и деятельность исторических личностей, конкретизировать исторические понятия, раскрывать причинно-след­ственные связи между событиями;
  • воспитательная: создать условия для воспитания конфессио­нальной и национальной толерантности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«История Беларуси 8 класс § 8. Реформация в Беларуси»


§ 8. Реформация в Беларуси

Цели урока

  • обучающая: содействовать расширению знаний учащихся о при­чинах и сущности Реформации, конкретизации знаний о предпосыл­ках, главных деятелях, направлениях реформационного движения в Беларуси и его итогах, в том числе через установление внутрипред­метных связей со всемирной историей;

  • развивающая: способствовать развитию умений характеризо­вать исторические явления и деятельность исторических личностей, конкретизировать исторические понятия, раскрывать причинно-след­ственные связи между событиями;

  • воспитательная: создать условия для воспитания конфессио­нальной и национальной толерантности учащихся.


Тип урока

Возможно проведение комбинированного урока. Одна­ко, в связи с тем, что данная тема не связана

спре­дыдущей, и ее содержание требует установления внутрипредметных связей, методически оправданным будет и проведение урока изучения нового материала.

На этапе актуализации имеющихся знаний учащихся по теме це­лесообразно провести с учащимися беседу по следующим пример­ным вопросам:

  • Вспомните, что такое Реформация? В какой стране она нача­лась? С чьим именем связано ее начало?

  • Какими причинами было вызвано начало реформационного движения? Какие слои населения и почему были недовольны католи­ческой церковью?

  • Объясните понятие «протестантизм» и заполните схему «На­правления Реформации в Европе»:

  • Кого из деятелей Реформации в Германии, Швейцарии, Англии вы помните?

  • Сравните учение М. Лютера и Ж. Кальвина. Чьи интересы вы­ражали их идеи?

После обобщения ответов учитель отмечает, что белорусские зем­ли, входившие в состав Речи Посполитой, не остались в стороне от ре­формационных процессов в Европе. Изучение нового материала на­чинается с выяснения предпосылок реформационного движения в Беларуси.

В ходе рассказа или самостоятельной работы учащихся с п. 1 § 8 полученные знания оформляются в виде блок-схемы:

соседство с люте­ранской Пруссией

рост городов, развитие ре­месла и торговли, культур­ный подъем

влияние русских воль­нодумцев,

развитие европей­ского книгопечата­ния

ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМАЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ В ВКЛ


бегство в ВКЛ русских еретиков

развитие внешней торговли

религиозная толерант­ность в ВКЛ

учеба выходцев из ВКЛ в европейских университетах

обострение социальных противоречий

сложное положение православной церкви, отсутствие государст­венной поддержки






Следующий п. параграфа - «Кальвинизм» - изучается в ходе эв­ристической беседы с классом. Сообщив учащимся, что ведущим на­правлением реформационного движения в ВКЛ стал кальвинизм, учитель предлагает подумать, что именно обусловило поддержку данного учения. В случае затруднения можно порекомендовать уча­щимся познакомиться с содержанием рубрики «Историческая справ­ка» на с. 48. После ответа на данный вопрос, можно охарактеризовать личность Н. Радзивилла Черного как лидера кальвинистов в ВКЛ, для чего использовать его портрет и материалы рубрики «Историче­ская личность» на с. 49. Учащиеся записывают в тетради дату: 1553 г. - появление первой кальвинистской общины (сбора) в Бресте.

Содержание п. 3 «Арианство» можно изучить в ходе заполнения пропусков в схеме на основании рассказа учителя или самостоятель­ной работы учащихся:



В процессе заполнения схемы можно охарактеризовать личность

С. Будного как лидера шляхетского направления арианства, для чего использовать его портрет и материалы рубрики «Историческая лич­ность» на с. 49.

При изучении результатов и значения Реформации на белорус­ских землях (п. 4) в ходе рассказа учителя или самостоятельного изу­чения особое внимание следует обратить на принятые в те годы пра­вовые документы о свободе вероисповедания в Речи Посполитой, что было прогрессивным явлением для того времени: Виленскийпривилей Сигизмунда Августа 1563 г. и Акт Варшавской конфедерации 1573 г. На данном этапе урока учитель может кратко рассказать о про­светительской и литературной деятельности В. Тяпинского.

Для закрепления полученных знаний учащимся можно предложить выполнить ряд практических заданий

(с учетом фактора времени):

• заполнить таблицу «Реформационное движение на белорус­ских землях»:


Направление

Реформации

Количество

общин

Представители

Основные идеи








  • прочитать фрагмент из Устава Слуцкой кальвинистской школы (рубрика «Материалы исторических и литературных источников», с. 51) и ответить на вопросы: какой принцип Реформации представлен в документе? Имеет ли он свое продолжение в современных между­народных и государственных правовых документах?

  • выделить особенности Реформации в ВКЛ по сравнению с За­падной Европой:

а) не имела достаточной социально-экономической основы виз-за того, что в ВКЛ были сильны феодальные отношения;

б) охватила в основном шляхту и магнатов;

в) основным направлением Реформации был кальвинизм;

г) радикальным направлением реформационного движения стало арианство


При подведении итогов урока для осмысления учащимися собст­венной деятельности на этапе рефлексии учитель может предложить им заполнить и обсудить индивидуальные листы рефлексии:





Мое эмоциональное

Мой уровень знаний

Отношение к своейра-

состояние на уроке

в начале урока

в конце урока

боте на уроке

Очень плохое

Низкий

Низкий

Доволен

Плохое

Удовлетвори­

тельный

Удовлетво­

рительный

В целом доволен

Хорошее

Средний

Средний

Не очень доволен

Приподнятое

Достаточный

Достаточный

Совсем не доволен

Комфортное

Высокий

Высокий

Остался равнодушен





Домашнее задание: § 8, повторить § 7 (п. 3) по всемирной исто­рии, с помощью дополнительной литературы подготовить сообщения о представителях реформационного движения в ВКЛ (по усмотре­нию учителя, одному-двум наиболее подготовленным ученикам).


3