Просмотр содержимого документа
«История Беларуси 8 класс § 8. Реформация в Беларуси»
§ 8. Реформация в Беларуси
Цели урока
обучающая: содействовать расширению знаний учащихся о причинах и сущности Реформации, конкретизации знаний о предпосылках, главных деятелях, направлениях реформационного движения в Беларуси и его итогах, в том числе через установление внутрипредметных связей со всемирной историей;
развивающая: способствовать развитию умений характеризовать исторические явления и деятельность исторических личностей, конкретизировать исторические понятия, раскрывать причинно-следственные связи между событиями;
воспитательная: создать условия для воспитания конфессиональной и национальной толерантности учащихся.
Тип урока
Возможно проведение комбинированного урока. Однако, в связи с тем, что данная тема не связана
спредыдущей, и ее содержание требует установления внутрипредметных связей, методически оправданным будет и проведение урока изучения нового материала.
На этапе актуализации имеющихся знаний учащихся по теме целесообразно провести с учащимися беседу по следующим примерным вопросам:
Вспомните, что такое Реформация? В какой стране она началась? С чьим именем связано ее начало?
Какими причинами было вызвано начало реформационного движения? Какие слои населения и почему были недовольны католической церковью?
Объясните понятие «протестантизм» и заполните схему «Направления Реформации в Европе»:
Кого из деятелей Реформации в Германии, Швейцарии, Англии вы помните?
Сравните учение М. Лютера и Ж. Кальвина. Чьи интересы выражали их идеи?
После обобщения ответов учитель отмечает, что белорусские земли, входившие в состав Речи Посполитой, не остались в стороне от реформационных процессов в Европе. Изучение нового материала начинается с выяснения предпосылок реформационного движения в Беларуси.
В ходе рассказа или самостоятельной работы учащихся с п. 1 § 8 полученные знания оформляются в виде блок-схемы:
соседство с лютеранской Пруссией | рост городов, развитие ремесла и торговли, культурный подъем | влияние русских вольнодумцев, |
развитие европейского книгопечатания | ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМАЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ В ВКЛ | бегство в ВКЛ русских еретиков |
развитие внешней торговли | религиозная толерантность в ВКЛ |
учеба выходцев из ВКЛ в европейских университетах | обострение социальных противоречий | сложное положение православной церкви, отсутствие государственной поддержки |
Следующий п. параграфа - «Кальвинизм» - изучается в ходе эвристической беседы с классом. Сообщив учащимся, что ведущим направлением реформационного движения в ВКЛ стал кальвинизм, учитель предлагает подумать, что именно обусловило поддержку данного учения. В случае затруднения можно порекомендовать учащимся познакомиться с содержанием рубрики «Историческая справка» на с. 48. После ответа на данный вопрос, можно охарактеризовать личность Н. Радзивилла Черного как лидера кальвинистов в ВКЛ, для чего использовать его портрет и материалы рубрики «Историческая личность» на с. 49. Учащиеся записывают в тетради дату: 1553 г. - появление первой кальвинистской общины (сбора) в Бресте.
Содержание п. 3 «Арианство» можно изучить в ходе заполнения пропусков в схеме на основании рассказа учителя или самостоятельной работы учащихся:

В процессе заполнения схемы можно охарактеризовать личность
С. Будного как лидера шляхетского направления арианства, для чего использовать его портрет и материалы рубрики «Историческая личность» на с. 49.
При изучении результатов и значения Реформации на белорусских землях (п. 4) в ходе рассказа учителя или самостоятельного изучения особое внимание следует обратить на принятые в те годы правовые документы о свободе вероисповедания в Речи Посполитой, что было прогрессивным явлением для того времени: Виленскийпривилей Сигизмунда Августа 1563 г. и Акт Варшавской конфедерации 1573 г. На данном этапе урока учитель может кратко рассказать о просветительской и литературной деятельности В. Тяпинского.
Для закрепления полученных знаний учащимся можно предложить выполнить ряд практических заданий (с учетом фактора времени): • заполнить таблицу «Реформационное движение на белорусских землях»: Направление Реформации | Количество общин | Представители | Основные идеи |
| | | |
прочитать фрагмент из Устава Слуцкой кальвинистской школы (рубрика «Материалы исторических и литературных источников», с. 51) и ответить на вопросы: какой принцип Реформации представлен в документе? Имеет ли он свое продолжение в современных международных и государственных правовых документах?
выделить особенности Реформации в ВКЛ по сравнению с Западной Европой:
а) не имела достаточной социально-экономической основы виз-за того, что в ВКЛ были сильны феодальные отношения;
б) охватила в основном шляхту и магнатов;
в) основным направлением Реформации был кальвинизм;
г) радикальным направлением реформационного движения стало арианство
При подведении итогов урока для осмысления учащимися собственной деятельности на этапе рефлексии учитель может предложить им заполнить и обсудить индивидуальные листы рефлексии:
Мое эмоциональное | Мой уровень знаний | Отношение к своейра- |
состояние на уроке | в начале урока | в конце урока | боте на уроке |
Очень плохое | Низкий | Низкий | Доволен |
Плохое | Удовлетвори тельный | Удовлетво рительный | В целом доволен |
Хорошее | Средний | Средний | Не очень доволен |
Приподнятое | Достаточный | Достаточный | Совсем не доволен |
Комфортное | Высокий | Высокий | Остался равнодушен |
Домашнее задание: § 8, повторить § 7 (п. 3) по всемирной истории, с помощью дополнительной литературы подготовить сообщения о представителях реформационного движения в ВКЛ (по усмотрению учителя, одному-двум наиболее подготовленным ученикам).
3