Пётр Великий: жизнь и реформы
История России
ГБОУ "СШ №47" г. Мариуполь
Учитель истории:
Игнашевич Ирина Владимировна
Пётр I родился 9 июня 1672 года в семье царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Нарышкиной. Детство Петра отличалось от жизни его сверстников из царских семей: он проводил много времени на свежем воздухе, увлекался играми и военными маневрами с деревянными пушками. Он обучался различным ремеслам, научился управлять судами, а также изучал математику и инженерное дело.
- Юный Петр целыми днями забавлялся игрой со своими «потешными войсками», причем солдатами в них выступали самые настоящие мальчишки. Он переодевал сверстников в военную форму и отправлялся с ними маршировать по городским улицам. Самому государю в войске была отведена роль барабанщика. Через некоторое время Петр создал потешный артиллерийский полк, а после и потешный флот. «Игрушечные» войска царя изначально назывались Преображенским полком, позже к нему присоединился и Семеновский полк.
- В 1676 году, когда Петру было четыре года, его отец, царь Алексей Михайлович, умер. Трон унаследовал пятнадцатилетний Федор, старший сын Алексея Михайловича от первого брака.
- Царевна Софья стала советницей Федора. Для XVII века было немыслимо, чтобы женщина вмешивалась в государственные дела. Под предлогом ухода за Федором, который был крайне болезненным юношей, царевна ходила в царские покои и там напрямую общалась с боярами и советниками юного царя.
- Однако через шесть лет после восшествия на престол Федор Алексеевич умер.
- На царство венчали сразу двоих — Ивана Милославского (Иоанна V) и Петра Нарышкина (Пётр I ) .
- Регентом при несовершеннолетних братьях стала Софья. Власть с июня 1682 года фактически находилась в руках царевны. Ни одно важное решение не принималось без ее участия. Для юных царей специально изготовили двойной трон, позади которого располагалось окошко, через которое Софья Алексеевна раздавала им «инструкции» - что и когда говорить во время приемов. Ее имя писали во всех указах рядом с именами Ивана и Петра.
- Регентство Софьи составило семь лет - с 1682 по 1689 гг.
Царевна Софья Алексеевна
- Таким образом, политическая обстановка в России до правления Петра была сложной и напряженной. В 1682 году начался период двоевластия, когда на троне оказались сразу два царя: Пётр и его старший брат Иван V. Реальная власть была в руках их сестры Софьи, которая исполняла обязанности регентши.
- Наиболее серьёзным испытанием на начальном этапе правления для Петра был стрелецкий бунт 1698 года, когда царевну Софью насильно отстраняют от власти и отправляют в монастырь, а Петр Алексеевич, подавив бунт, начинает первые реформы.
Толчком к началу преобразований стала поездка Петра Алексеевича в составе Великого посольства за границу в 1697–1698 гг. под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова.
Официальная цель поездки заключалась в создании союза против Турции. Кроме того, Петр стремился наладить торговые, технические, культурные связи с европейскими державами, получить представление об их образе жизни.
Во время поездки Петр побывал в Германии, Голландии, Англии и других странах Европы, осматривал фабрики, заводы, монетные дворы, лесопильни, работал на корабельных верфях, учился артиллерийскому делу, а также интересовался госпиталями, поразился развитием медицины, воочию увидел устройство человеческого тела (в анатомическом театре), впервые увидел микроскоп. Петр побывал в музеях и театрах, обсерватории, узнал, что в европейских странах издаются газеты, активно печатаются книги по философии, экономике, астрономии, естественным наукам, т. е. не только церковная литература, но и естественно-научная.
Петр был человеком Нового времени — любопытным и способным к восприятию нового. Во время путешествия по Европе он усвоил ключевую идею эпохи — идею о силе человеческого разума. Разума, с помощью которого можно не только познавать окружающий мир, но и влиять на него.
Поездка 1697-1698 гг. показала, что Россия по многим показателям отставала от европейских стран.
- Отсталость России представляла опасность для национальной независимости русского народа. Угрозы могли исходить от Швеции, Речи Посполитой, Турции и др. Россия стремилась утвердиться в ранге сильной европейской державы.
- Требовали решения внешнеполитические задачи , важнейшей из которых было обеспечение выхода к Балтийскому морю. Россия обладала лишь одним портом– Архангельском на Белом море, который большую часть года был скован льдами.
- В связи с решением внешнеполитических задач необходимо было реформировать армию и создавать российский флот.
- Российская промышленность по объему и техническому оснащению уступала промышленности западноевропейских стран . Прежде всего требовалось развитие металлургической, оружейной промышленности, судостроения для проведения военной реформы и решения внешнеполитических задач.
- Сложный государственный аппарат требовал реформирования. Разросшаяся до 100 человек Боярская дума, десятки таких органов управления, как приказы, дублировали функции друг друга и требовали преобразований.
- Отставание наблюдалось и в сфере образования, здравоохранения, культуры.
Из посещения Европы Петр вынес не только впечатления, знания, мастерство, но и извлек важные уроки: в сжатые сроки надо ликвидировать разницу в уровне развития с передовыми странами Европы, переняв у Запада все ценное; развитие промышленности, торговли в стране зависит от уровня образования, науки и культуры, свободных от давления религии, и др. Во время поездки царь нанял более 800 мастеров различных специальностей для работы в России.
Поездка в Европу показала Петру I, что антитурецкая коалиция распалась, однако сложилась благоприятная обстановка в борьбе за выход к Балтийскому морю в связи с тем, что европейские государства были заняты предстоящей войной за испанское наследство.
Стрелецкий бунт 1698 г. - в осстание четырёх московских стрелецких полков общей численностью около 2,2 тыс. человек во время пребывания Петра I за границей в Великом посольстве.
- Стрелецкий бунт заставил Петра I прервать свою поездку по Европе и вернуться в Россию.
- Причины бунта : тяготы военных походов, недостаточность жалования, оторванность от семей, назначение иностранных офицеров на высшие военные должности.
- Основная цель : улучшение своего социально-экономического положения и, возможно, возведение на русский престол царевны Софьи.
- Итог : подавление восстания царскими войсками, стычки продолжались до 1707 года, было казнено более тысячи человек.
- Царевну Софью, которая получила власть после первого стрелецкого бунта 1682 года и была принудительно отстранена от власти в 1689 году, в результате подавления бунта 1698 года после её допросов насильно постригли в монахини в Новодевичьем монастыре.
На рубеже XVII–XVIII вв. Россия стояла на пороге преобразований. В выборе форм, методов осуществления реформ огромную роль играет личность реформатора.
- Петр I большое значение придавал законам. Считал, что для достижения всеобщего блага достаточно сформулировать законы и с помощью государственных органов последовательно провести их в жизнь. Он мечтал о создании всеобъемлющего законодательства, которым бы регламентировалась вся жизнь подданных. При нем было принято огромное количество законов, уставов, регламентов, инструкций.
- Царь относился к государственному учреждению как к воинскому подразделению, стремился перенести военные принципы на сферу гражданской жизни и государственного управления. Петр I был уверен, что армия – наиболее совершенная общественная структура, достойная модель всего общества.. Присягу при нем стали принимать не только военные, но и государственные служащие, например члены Сената.
- Им впервые сформулированы понятия «долг», «обязанность» монарха. Служение Отечеству – важнейший элемент политической культуры петровского времени. Все сословия, включая дворянство, находились на службе государства.
- Именно Петр I сформулировал идею «насильственного прогресса». Он считал, что царь – единственный, кто знает, что необходимо его народу, и требовал беспрекословного подчинения. Петр I не отвергал насилия при осуществлении реформ.
- Предшествующее развитие России: попытки реформ Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича.
- Неэффективное госуправление (тяжелые налоги, репрессии старообрядцев) и провальная внешняя политика (крымские походы) правительства царевны Софьи.
- Поездка Петра I в Европу в составе Великого посольства (1697–1698 гг.).
- Отставание России в социально-экономическом, военном и культурном отношении от Европы, необходимость тотальной модернизации государства.
- Низкий уровень образования в прикладных (точных и естественнонаучных) дисциплинах, необходимых для организации военно-технологического прорыва.
- Интенсивная экспансия стран Западной Европы с целью получения промышленного сырья и новых рынков сбыта.
Причины реформ:
Цель реформ: модернизация страны, т. е. преобразование традиционного общества в общество индустриального типа, но при сохранении крепостничества.
Проводятся на основании европейского опыта.
Масштабность и распространение нововведений на все сферы жизни общества.
Бессистемность и зависимость реформ от внешней политики, т. к. они проводились в условиях Северной войны (1700–1721 гг).
Жёсткий курс и быстрый темп преобразований.
Осуществление на базе государственной системы крепостного права.
Северная война, точнее, сокрушительное нарвское поражение, стала главным катализатором всех петровских преобразований.
Особенность Петровских реформ
Цели преобразования Петра I
Экономических
Государственных
Социальных
Обеспечение армии и флота оружием, обмундированием
Создание четко действующего государственного механизма
Укрепление позиции дворянства как главной опоры самодержавия
Развитие промышленности, преодоление экономической отсталости
Окончательное утверждение абсолютизма
Усиление крепостного права
Развитие внутренней и внешней торговли
Обороноспособность: создание регулярной армии и флота
Начало формирования слоя национальной торгово-промышленной буржуазии
Реформы государственного управления
Учреждение Правительствующего сената
Издание Генерального регламента
1720
1711
1717-1721
1722
Учреждение коллегий
Издание Табели о рангах
Государственно-административные реформы
Государственно-административные реформы
Государственно-административные реформы
Государственно-административные: Судебная реформа 1719 года
Северная война
- Выделяют два этапа: I – 1700–1709 гг.; II – 1709–1721 гг., разделенных Полтавской битвой.
- Начало войны было очень неудачным для России. В ноябре 1700 г. Россия терпит поражение под Нарвой, имея численное превосходство. Восемь тысяч шведов разгромили 60-тысячную русскую армию. Это событие заставило активизировать военную реформу.
- В 1702 г. русские взяли крепость Нотебург(Орешек), переименовав его в Шлиссельбург. В 1702 г. Петр I скажет: «Мы можем, наконец, бить шведов». В 1703 г. русская армия взяла крепость Ниеншанц, Ям, Копорье, Мариенбург, в 1704 г. – Нарву и Дерпт и закрепилась на берегах Невы. 16 мая 1703 г. в устье Невы был заложен город Санкт-Петербург, ставший на два века столицей России.
Северная война
- 28 сентября 1708 г. была одержана победа над шведами у деревни Лесной, а 27 июня 1709 г. – под Полтавой. Полтавская битва завершилась разгромом шведов. Карл XII и гетман Украины И. Мазепа бежали в Турцию.
- Потеряв сухопутную армию, Швеция сохраняла мощный флот на Балтике и продолжала войну. На стороне Швеции выступила. В 1710 г. Турция, не смирившись с потерей Азова, объявила войну России. В 1711 г. на реке Прут 130-тысячная турецкая армия окружила русские войска. Петр I «откупился» от Турции. В результате 12 июля 1711 г. был подписан мир, по которому Россия отдавала Турции Азов, ликвидировала Таганрог, отказывалась от борьбы за Черное море.
Северная война: итоги
- Окончательная судьба Северной войны решалась в морских битвах. 25–27 июля 1714 г. в сражении у мыса Гангут шведский флот потерпел поражение (русским флотом командовал сам Петр I). 27 июля 1720 г. русский флот одержал победу у острова Гренгам.
- 30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мир между Россией и Швецией. Он подвел итоги войне, которая длилась 21 год. К России отошла Эстляндия, Лифляндия, часть Карелии с городом Выборг, часть территории современной Ленинградской области, т. е. Россия получала побережье Балтийского моря от Выборга до Риги. За территориальные приобретения Россия обязалась уплатить1,5 млн рублей. Финляндия возвращалась в состав Швеции.
- Россия получила выход к Балтийскому морю, стала великой морской державой, а это явилось предпосылкой для ее экономического и культурного развития. Изменился международный статус державы. 22 октября 1721 г. Петр I принял титул «Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского». Россия становилась империей, а ее правитель – императором огромного и могучего государства, вступившего теперь в сообщество великих мировых держав. В европейских столицах появились российские посольства.
Военная реформа
- Вэпоху Петра I В армии впервые была введена присяга. Основы прохождения службы были закреплены в Табели о рангах (1722). Особое значение придавалось созданию офицерского корпуса. Он комплектовался преимущественно из дворян. Школой подготовки командных кадров стали Преображенский и Семеновский гвардейские полки. Для обучения офицерских кадров были созданы первые военно-учебные заведения, гарнизонные школы. В 1701 г. открыты Навигационная и Артиллерийская школы, в 1707 г. – Инженерная школа. Часть молодых дворян Петр I посылал учиться за границу – в Голландию, Италию, Францию и другие страны Европы.
- Важнейшей частью Петровских военных преобразований было создание флота. В течение 1696–1725 гг. были созданы Азовский и Балтийский флоты, Каспийская флотилия.
- Была осуществлена централизация военного управления: созданы Военная коллегия, которая ведала сухопутными войсками во главе с фельдмаршалом. АМеншиковым, и Адмиралтейство, ведавшее флотом, во главе с генерал-адмиралом Ф. Апраксиным. Во главе вооруженных сил страны стоял монарх, а непосредственно командовал главнокомандующий, при котором был Военный совет как совещательный орган.
Военная реформа
Россия - Империя. Петр I - последний царь и первый Император
При Петре I было завершено оформление абсолютной монархии. К важнейшим ее признакам относятся:
– неограниченная власть монарха – законодательная, исполнительная, судебная. Внешним выражением абсолютизма в России является принятие в1721 г. Петром I титула императора и наименования Великий;
– наличие регулярной армии;
– подчинение церковной власти светской;
– формирование разветвленного чиновничье-бюрократического аппарата, подчиненного самодержцу. Генеральный регламент 1720 г. ввел единую систему делопроизводства в государственном аппарате;
– наличие централизованной системы сбора налогов.
Церковная реформа
учреждение должности обер-прокурора для надзора за деятельностью Синода
смерть патриарха Адриана и фактическая ликвидация института патриаршества
1700
1722
1721
«Духовный регламент» — закон, определявший правовое положение Православной Церкви в Российской империи, создание Священного Синода (Духовная коллегия )
Экономические реформы
Экономические реформы
1718-1724
Экономические реформы
Создание Инспекций и Ратуши для пополнения казны
Налоговая реформа. Введение единой подушной подати
1705
1711
Денежная реформа: чеканка единой золотой, серебренной и медной монеты установленного образца
- Произошло слияние крепостных крестьян и холопов в единое сословие.
- Государственные крестьяне объединили однодворцев Юга, черносошных крестьян Севера, ясашных крестьян Поволжья и Сибири. Они платили подушную подать, выполняли ряд повинностей, обладали свободой, могли покупать, арендовать землю, содержать промысел.
- Приписные крестьяне — крепостные или черносошные крестьяне, приписанные к мануфактурам для работы в счёт государственной подати.
- Посессионные крестьяне — купленные владельцами мануфактур без земли, считались собственностью предприятия и не могли быть проданы отдельно от него.
- Начало паспортной системы.
Образование
- 1714 г. — указ, запрещавший жениться недорослям, не окончившим «цифирной школы».
- Открытие технических специальных школ в Москве и Петербурге: школа математических и навигацких наук (1701 г.), артиллерийская школа (1701 г.), пушкарская школа (1699 г.), медицинская школа (1707 г.), инженерная школа школа (1712 г.), Морская академия (1715 г.).
- Отправка дворянских недорослей для учёбы за границу.
- 1714 и 1723 гг. — указы об обязательном начальном образовании дворянского сословия.
- 1702 г. — издание первой периодической газеты «Ведомости».
- 1703 г. — введение арабских цифр.
- 1708 г. — переход на гражданский шрифт. Изменён алфавитный состав, исчезли ненужные для передачи русской речи буквы, введены новые буквы — «е», «я», «э», упрощено правописание, исчезли титлы, знаки ударений.
- Новые учебники: «Букварь» Ф. Поликарпова, «Арифметика» Л. Магницкого, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича.
- Создание «Модель-камеры», ставшей впоследствии основой для Центрального военно-морского музея.
- Основание Кунсткамеры — собрания редкостей на базе личной коллекции Петра I, с 1719 г. доступна для обозрения.
- 1714 г. — открытие первой в России публичной библиотеки в Петербурге.
Повседневная жизнь
- Введение юлианского календаря: счёт лет стали вести от Рождества Христова, Новый год — 1 января 1700 г.
- 1700 г. — указ, обязывающий дворян, приказных и служебных чинов, торговых людей носить европейскую одежду (венгерское и немецкое платье).
- 1705 г. — указ, обязывающий население страны брить усы и бороды.
- 1718 г. — введение ассамблей (от фр. «собрание») — светской формы развлечений, на которые собирались представители разных сословий, мужчины и женщины, танцевали, играли в шахматы, вели беседы.
- Проведение публичных праздников с фейерверками, карнавальными шествиями, маскарадами.
- Введение правил поведения в обществе — «Юности честное зерцало» (1717 г.)
Итоги и последствия реформ Петра I
Позитивные:
- Развитие промышленности и торговли.
- Создание регулярной армии и флота.
- Развитие науки и образования.
- Европеизация системы государственного управления, культуры и быта.
- Индустриализация страны и преодоление её технической отсталости.
- Россия получила международное признание и стала одной из ведущих держав Европы.
- Выход к Балтийскому морю, развитие морской торговли.
- Строительство Санкт-Петербурга и укрепление позиций России на Балтийском море.
- Светское начало окончательно победило церковное.
Итоги и последствия реформ Петра I
Негативные
- Остановился процесс складывания третьего сословия, буржуазии.
- Распространение иностранных традиций в ущерб национальной культуре.
- Усиление крепостного гнёта, налогового бремени и ухудшение положения низших слоёв населения.
- Гибель большого количества людей.
- Разрушение традиционного уклада жизни.
- Бюрократизация и коррупция.
- Раскол в обществе. Часть населения поддерживала реформы, видя в них путь к прогрессу и развитию страны. Другая часть выступала против реформ, считая их чуждыми русскому народу и разрушающими его традиции.
- Отечественная история : курс лекций. В 3 ч. Ч. 2. Россия в XVIII – О-82 начале XX века / М. Т. Крючков, Т. В. Дмитриева, О. В. Шестакова, Н. К. Покровская, А. А. Конов ; под общ. ред. О. В. Шестаковой. – Екатеринбург : Изд-во УрГУПС, 2009. – 124 с.
- Е Б. Калашникова, Н Д. Горшкова РЕФОРМЫ ПЕТРА I: СОДЕРЖАНИЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РОССИИ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №1-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-petra-i-soderzhanie-i-ih-vliyanie-na-razvitie-rossii
- Гиниятов А. Р., Гибадуллина Р. Н. РЕФОРМЫ ПЕТРА I ИЛИ КАК ПЕТР I ИЗМЕНИЛ РОССИЮ // Вестник науки. 2022. №5 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-petra-i-ili-kak-petr-i-izmenil-rossiyu
- Петровские реформы. https ://skysmart.ru/articles/history/petrovskie-reformy
- «Без пяти минут императрица». Царевна Софья в борьбе за власть | https://histrf.ru/read/articles/bez-pyati-minut-imperatrica-carevna-sofya-v-borbe-za-vlast
- Внешняя политика Петра I. Северная война -История, История России (XVIII в.): ttps://foxford.ru/wiki/istoriya/vneshnyayapolitikapetraisevernayavoina?ysclid=m7t0mamxf918002134&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F
Список использованных источников