Итоговый тест по теме «Основы учения об эволюции»
I вариант
Часть 1. Выберите один правильный вариант ответа из 4-х предложенных.
1. Многообразие видов живых организмов является результатом:
1)активного мутационного процесса 2)эволюции
3)межвидовой борьбы 4)комбинативной изменчивости
2. Какое из утверждений точно отражает биологический смысл возникновения адаптации:
1)выживают и размножаются наиболее сильные особи
2)выживают и размножаются наиболее приспособленные особи
3)выживают самые плодовитые виды
4)выживают и процветают самые высокоорганизованные виды
3. Географический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду: 1)похожи друг на друга по внешнему строению
2)ведут сходный образ жизни в близких условиях среды
3)обитают на общей территории
4)схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности
4. Морфологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:
1)похожи друг на друга по своему внешнему строению
2)ведут сходный образ жизни в близких условиях среды
3)обитают на общей территории
4)схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности
5. Интенсивность размножения и ограниченность ресурсов для жизни организмов является причиной: 1) естественного отбора; 2) дрейфа генов;
3) формирования приспособленности; 4) борьбы за существование
6. Наиболее напряженной формой борьбы за существование является борьба:
1)с неблагоприятными условиями среды 2)с паразитами
3)межвидовая 4)внутривидовая
7. Процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями, называют:
1)естественным отбором 2)модификационной изменчивостью
3)наследственной изменчивостью 4)комбинативной изменчивостью
8. Результатом действия естественного отбора не является:
1)приспособленность организмов к среде обитания;
2)многообразие органического мира;
3)борьба за существование;
4)совершенствование организации живых существ.
9. Микроэволюция — это:
1)происходящие в популяциях эволюционные процессы, приводящие к появлению новых видов 2)незначительные эволюционные изменения, не приводящие к видообразованию
3)эволюция сообществ организмов
4)эволюция микроорганизмов
10. Дивергенцией называется:
1)расхождение признаков в эволюционном процессе;
2)схождение признаков в эволюционном процессе;
3)взаимопроникновение ареалов двух видов;
4)происхождение нового вида от скрещивания двух или более видов.
11. Примером конвергентной эволюции являются:
1)акула и дельфин 3) волк и собака
2)кошка и тигр 4) ящерица и крокодил
12. Крупные систематические группы в процессе эволюции возникают, как правило, путем: 1)ароморфоза; 2)идиоадаптации 3)общей дегенерации; 4)направленной эволюции.
13. Гомологичные органы:
1)сходны по функциям и различны по происхождению
2)различны по функциям, но имеют общее происхождение
3)сходны и по функциям, и по происхождению
4)различны и по функциям, и по происхождению
14. Аналогичными органами являются:
1)жабры рака и жабры рыбы; 2)лапа собаки и крыло птицы;
3)листья березы и иголки кактуса; 4)все перечисленные пары.
15. Дегенерацией считается:
1)приспособленность бактерий к жизни в горячих источниках
2)менее развитый мозжечок земноводных по сравнению с птицами
3)утрата органов чувств у паразитических червей
4)утрата ящерицей хвоста
16. Ароморфозом, способствовавшим выходу позвоночных животных сушу, было появление: 1)многоклеточности 2)двухкамерного сердца 3)легочного дыхания 4)теплокровности
17. К идиоадаптации следует отнести:
1)многоклеточность; 2)четырехкамерное сердце млекопитающих;
3)игольчатые листья растений пустынь; 4)все перечисленные эволюционные приспособления.
18. Дегенерация:
1)всегда приводит к вымиранию вида
2)никогда не приводит к биологическому прогрессу
3)может приводить к биологическому прогрессу
4)ведет к усложнению общей организации
19. Примером ароморфоза является:
1)уплощение тела у донных рыб;
2)покровительственная окраска;
3)отсутствие кишечника у паразитических червей;
4)возникновение полового процесса.
20. Увеличение численности серой крысы является примером:
1)ароморфоза 2)идиоадаптации
3)биологического прогресса 4)биологического регресса
Часть 2.
21. Выберите три примера идиоадаптаций.
A)Появление ловчих органов у насекомоядных растений
Б)Появление окраски тигра или зебры
B)Возникновение легочного дыхания у земноводных
Г)Возникновение пятипалых конечностей у животных
Д)Способность моллюсков выпускать облако чернильной жидкости
Е)Возникновение полиплоидных форм картофеля
22. Установите последовательность возникновения ароморфозов в животном мире в процессе эволюции:
A)Специализация тканей и органов;
Б) Появление многоклеточности;
B)Внутриутробное развитие зародыша;
Г) Двусторонняя симметрия тела;
Д) Внутреннее оплодотворение;
Е) Теплокровность.
23. Установите соответствие между признаками отбора и его видами — (1) Естественный либо (2) Искусственный:
А) Сохраняет особей с полезными в данных условиях среды изменениями.
Б) Приводит к созданию новых пород животных и сортов растений.
В) Способствует созданию организмов с нужными человеку наследственными изменениями.
Г) Проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида в природе.
Д) Действует в природе миллионы лет.
Е) Приводит к образованию новых видов и формированию приспособленности к среде.
Ж) Проводится человеком.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
24. Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции — (1) гомологичные органы либо (2) аналогичные органы:
А) усы таракана и рыбы сома
Б) чешуя ящерицы и перо птицы
В) глаза осьминога и собаки
Г) зубы акулы и кошки
Д) нос обезьяны и хобот слона
Е) когти кошки и ногти обезьяны
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
25. Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует.
ПРИМЕР | | ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ |
A) филогенетический ряд лошади Б) наличие копчика в скелете человека B) перо птицы и чешуя ящерицы Г) отпечатки археоптерикса Д) многососковость у человека | | 1) сравнительно-анатомические 2) палеонтологические |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Часть 3. Составьте сравнительную таблицу:
| Биологический прогресс | Биологический регресс |
Численность | | |
Ареал | | |
Приспособленность | | |
Результат | | |
Итоговый тест по теме «Основы учения об эволюции»
II вариант
Часть 1. Выберите один правильный вариант ответа из 4-х предложенных.
1. Историческое развитие организмов называется:
1)онтогенез 2)гаметогенез 3) овогенез 4) филогенез
2. Экологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:
1)имеют сходное строение 3)обитают на общей территории
2)ведут сходный образ жизни в близких условиях среды
4)схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности
3. Физиологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:
1)похожи друг на друга по своему внешнему строению
2)ведут сходный образ жизни в близких условиях среды
3)обитают на общей территории
4)схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности
4. Термин «адаптация» означает:
1)способность к возбуждению 2)приспособленность 3)развитие
4)самовоспроизведение
5. Способность живых существ производить большое количество потомков и ограниченность мест обитания и жизненных ресурсов являются непосредственными причинами:
1)наследственной изменчивости; 2)борьбы за существование;
3)вымирания; 4)видообразования.
6. Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды, называется:
1)искусственным 2)дизруптивным 3)движущим 4)стабилизирующим
7. Пример внутривидовой борьбы за существование:
1) соперничество самцов из-за самки 4) поедание птицами плодов и семян
2) «борьба с засухой» растений пустыни 3) сражение хищника с жертвой
8. Многообразие пород собак является результатом:
1)естественного отбора 2)искусственного отбора
3)мутационного процесса 4)модификационной изменчивости
9. Приспособленность помогает организму выжить только в тех условиях существования, в которых она сформировалась, поэтому приспособленность организмов называют:
1)неполной 2) частичной 3)временной 4)относительной
10. Движущим фактором эволюции является:
1)мутационный процесс 2)дрейф генов
3)естественный отбор 4)изоляция популяций
11. Происходящие в популяциях эволюционные процессы, приводящие к появлению новых видов, называются:
1)микроэволюцией 2)макроэволюцией
3)межвидовой борьбой 4)внутривидовой борьбой
12. Возникновение в процессе эволюции сходных признаков у организмов разных систематических групп, обитающих в одинаковых условиях среды, называется:
1)градацией; 2)дивергенцией; 3)конвергенцией; 4)регенерацией.
13. Аналогичными называются органы:
1)выполняющие несколько разных функций;
2)имеющие одинаковый план строения;
3)выполняющие одинаковые функции;
4)имеющие общее эволюционное происхождение.
14. Гомологичными органами являются:
1)лапа кошки и нога мухи; 2)глаз человека и глаз паука;
3)чешуя рептилий и перья птиц; 4)крыло бабочки и крыло птицы.
15. Примером идиоадаптации является:
1)разнообразная окраска яиц у птиц
2)возникновение пятипалой конечности у земноводных
3) отсутствие кровеносной системы у аскарид
4) появление второго круга кровообращения
16. Утрата зрения у животных, обитающих под землей, является примером:
1)ароморфоза 2)идиоадаптации 3)дегенерации 4)биологического регресса
17. Примером ароморфоза является:
1)возникновение полового размножения у кишечнополостных
2)превращение пятипалой конечности в ласты у кита
3)возникновение жала у пчел
4)исчезновение пищеварительной системы у некоторых паразитических червей
18. Приспособление животных к паразитическому образу жизни связано с упрощениями строения тела, что является примером:
1)ароморфоза 2)идиоадаптации 3)дегенерации 4)биологического регресса
19. Расширение ареала домовой мыши является примером:
1)идиоадаптации 2)биологического прогресса
3)ароморфоза 4)биологического регресса
20. Сокращение численности и ареала уссурийского тигра является примером:
1)биологического регресса 2)дегенерации
3) биологического прогресса 4)ароморфоза
Часть 2.
21. К ароморфозам относятся следующие явления:
А)развитие корнеплода у моркови
Б)возникновение процесса дыхания
В)возникновение плода у цветковых растений
Г)способность к смене окраски у хамелеона
Д)возникновение кровеносной системы 6)слабое развитие обоняния у птиц
22. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса.
А) борьба за существование
Б) размножение особей с полезными изменениями
В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений
Г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями
Д) закрепление приспособленности к среде обитания
23. Сопоставьте форму естественного отбора и ее характеристики.
ХАРАКТЕРИСТИКА | | ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА |
А) действует против особей с крайними значениями признаков Б) приводит к сужению нормы реакции В) обычно действует в постоянных условиях Г) происходит при освоении новых местообитаний Д) изменяет средние значения признака в популяции Е) может приводить к появлению новых видов | | 1) Движущий 2) Стабилизирующий |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
24. Установите соответствие между примером и морфофизиологической особенностью, которой соответствует данный пример.
ПРИМЕР | | ОСОБЕННОСТЬ |
А) предплечье лягушки и курицы Б) ноги мыши и крылья летучей мыши В) крылья воробья и крылья саранчи Г) плавник кита и плавник рака Д) роющие конечности крота и медведки Е) волосы человека и шерсть собаки | | 1) гомологичные органы 2) аналогичные органы |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
25. Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции, к которому этот пример относят.
ПРИМЕР | | ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ |
A) переходные формы Б) гомологичные органы B) рудименты Г) единый план строения органов Д) окаменелости Е) атавизмы | | 1) палеонтологические 2) сравнительно-анатомические |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Часть 3. Составьте сравнительную таблицу:
| Биологический прогресс | Биологический регресс |
Численность | | |
Ареал | | |
Приспособленность | | |
Результат | | |