Итоговая проверочная работа по русскому языку
для 5 класса основной общеобразовательной школы
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания А1-А6
1. Жила на свете молодая, весёлая и очень даже симпатичная ворона. 2. Она не обладала белым оперением, но была мечтательной. 3. У неё имелось два желания. 4. Во-первых, чтобы люди приняли её в круг своих друзей. 5. Во-вторых, ей хотелось прославиться. 6. У вороны от таких фантазий кружилась голова. 7.Но она не знала, что её для этого надо сделать. 8. Она долго и мучительно думала и однажды воскликнула: «Эврика! Мне надо стать артисткой!»
9. Наша ворона действительно оказалась талантливой. 10.Теперь она, как попугай, днями напролет твердила слово «здравствуйте», подмигивала левым глазом, плясала и выписывала в воздухе головокружительные пируэты. 11.Ворона облюбовала себе для выступлений один многолюдный вход в метро и устроилась там на высоких перилах каменной лестницы.
12. После блистательного представления ворону хвалили. 13.Когда она кланялась после очередного номера, её схватили и довольно грубо спрятали в сумку.14. Уникальную птицу посадили в клетку. 15.Сначала она выступала перед туристами, которые смеялись и хлопали в ладоши. 16. Вскоре ей это надоело.
17. Теперь она поняла, что ей хочется расправить крылья, попрыгать на одной ножке, вырваться на волю. 18. Но железные прутья клетки напоминают о популярности.
19. Сейчас ворона ни с кем не здорова_тся, тоскливо смотр_т в окно, где подружки резвятся на воле. 20.«Эх ты, глупая птица, и далась тебе эта слава…» - думает она.
(По тексту С. Рыбаковой)
К каждому заданию А1-А5 даны варианты ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа запиши в таблицу.
А1. Определите тип речи.
1.Описание.
2.Повествование.
3.Рассуждение.
А2. Какое из приведенных ниже суждений характеризует ворону?
1.Ворона глупая и ленивая.
2.Ворона талантливая, но глупая.
3.Ворона – гордая птица.
А3. В слове « опЕрением» (предложение 2 )определите правильное название выделенной орфограммы.
1.Проверяемая безударная гласная в корне слова.
2. Чередование гласных в корне.
3. Непроверяемая безударная гласная в корне слова.
А4. Определите предложение, в котором есть вводное слово.
1.Предложение 4.
2.Предложение 10.
3.Предложение 8
А5. Какое предложение соответствует характеристике «Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными определениями»?
1.Предложение 1.
2.Предложение 11.
3.Предложение 10.
Часть 2.
Ответы на задания В1-В6 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Определите стиль текста
В2. Кого называют белой вороной? Объясните значение фразеологизма «белая ворона».
В3.Из предложений 1,18 выпишите все прилагательные с определяемым словом. Выделите окончания прилагательных
В4. Выпишите из предложения 19 слова с пропущенными буквами. Написание слов поясните.
В5. Из предложения 12 выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне слове, проверочные слова запишите.
В6.Среди предложений 12-18 найдите сложные предложения. Их номера запишите.
В7. Среди предложений 8, 20 найдите предложение, в котором прямая речь стоит перед словами автора.
Часть 3.
Используя прочитанный текст, выполните только одно из заданий: С1 или С2. перед написанием запишите номер задания: С1 или С2.
С1. Напиши сочинение-рассуждение «Зачем нужны прилагательные в речи?»
Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, которые являются иллюстрацией к вашему рассуждению.
С2. Напиши сочинение-рассуждение в форме ответа на вопрос: «Как вы понимаете последние слова вороны : «Эх ты, глупая птица, и далась тебе эта слава…»?»
Объем сочинения должен быть не менее 35-40 слов.
Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по русскому языку
Часть 1
За верное выполнение заданий А1 и А5 проверочной работы ученик получает по 1 баллу за каждое задание.
За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задания первой части работы, – 5 баллов.
Часть 2.
В1 | Стиль художественной литературы. |
В2 | Сильно отличающийся от других |
В3 | молодая, весёлая симпатичная ворона, железные прутья |
В4 | Безударные личные окончания глаголов: не здороваЕтся – 1 скл, смотрИт – 2 скл. (искл.) |
В5 | предстАвления – ставит, вОрону – ворон, хвАлили - хвалит |
В6 | 13,15,17 |
В7 | 20 |
За верное выполнение заданий В1-В7 проверочной работы ученик получает по 2 балла за каждое задание, при выполнении заданий В3-В6 на 50 процентов ученик получает 1 балл.
За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задания второй части работы, – 14 баллов.
Часть 3.
Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задания третьей части работы – 14 баллов.
Максимальный балл, который может получить ученик за выполнение всей экзаменационной работы, – 33 балла.