СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая работа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговая работа по биологии»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации

Сценарий учебного занятия по предмету



Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Лобашова Светлана Рафаиловна

Район

Сокольский

Место работы

Филиал МБОУ Сокольской средней школы «Заболотновская ОШ»

Должность

Учитель биологии


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Биология

Класс

8

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Учебник А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.УМК

Тема учебного занятия

Кровь.Кровообращение.

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Внутренняя среда.Значение крови и ее состав.

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Первый урок в теме.

Учебная задача

  • Открыть способ …

  • Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

расширить знания о крови: о составе, строении и функциях её клеток и плазмы;

раскрыть сущность фагоцитоза и его роль в организме ;

охарактеризовать биологический процесс ввертывания крови его роль в жизни человека;

продолжить формирование навыков лабораторных и практических наблюдений, обобщения, сравнения, формулирования выводов.


Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Ц ель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма, составляющие крови (форменные элементы), составляющие плазмы;

Обучающиеся получат возможность пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы.

распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клетки крови

- характеризовать состав крови и функции ее форменных элементов

-раскрывать сущность биологического процесса свертывания крови

- работать с готовыми микропрепаратами крови человека и лягушки, сравнивать кровь человека и лягушки,

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся откроют (овладеют, получат и т.п.) способ самостоятельно работать с учебником, тетрадью

- находить необходимую информацию, анализировать и оценивать ее

- проводить наблюдения, исследования

-давать определение понятий

-объяснять одноклассникам изученный материал

-сравнивать объекты

- владеть устной речью, строить логическое рассуждение и умозаключение, делать выводы



Обучающиеся получат возможность ….- сотрудничать в ходе учебного процесса с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе

- владеть основами самоконтроля

и самооценки своих знаний и действий


Цель – ценность (личностный результат)

мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук;

любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук,

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

интеллектуальные и творческие способности.

Обучающиеся получат возможность для формирования (позиции, понимания, убеждения, установки, оценки и т.п.)

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Имеют опыт выполнять лабораторные работы;

могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

знают некоторые факты окрови из ранее изученного материала.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

продолжить формирование систематизированных представлений о внутренней среде организма и ее значении.

развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать, составлять, обобщать, систематизировать, компактно и логично последовательно излагать свои мысли.

сформировать познавательный интерес и мотив направленный на изучение данной темы.

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку





Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

учебник


Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2009.


www.bio.1september.ru; www.bio.nature.ru;


Техническое обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор,препараты крови лягушки и человека.



Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование


Этап урока Подэтап урока Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)












1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Предъявление учителем своей индивидуальности

  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока


1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)

  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.


1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.

  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

















2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

• Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата

• Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)


Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”


2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними

  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем


2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях

  • Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости


3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи


3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения



Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся

(примерные версии ответов)


1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствует обучающихся.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Формирует проблему и задаёт вопросы:

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Что необходимо нам для успешной работы?

Приветствуют учителя.

Эмоционально настраиваются на учебную деятельность.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

-Почему клетки нашего организма могут существовать только в жидкой среде?

Потому что питательные вещества передаются лучше в растворённом виде - в жидкости.

Записывают тему урока в тетрадь.

Тема урока: «Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.»

1.3. Создание проблемной ситуации

Сегодня все узнаете о ней,

Той, что для всех живых всего важней.


Она бежит по замкнутой системе,

Имеет плазму, клетки и пластинки,

Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты,

Мелькают в ней как яркие картинки.


Гемоглобин ее окрасил в красный цвет,

О чем веду я речь?

Кто даст мне правильный ответ?

Отвечают .







2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.

- Сегодня мы с вами более подробно рассмотрим состав крови, особенности разных клеток крови. Узнаем, почему же кровь окрашена в красный цвет; почему по цвету отличается кровь, которую берут на забор из пальца и из вены.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему:

- Что собой представляет внутренняя среда организма человека? Какими структурами она представлена?

Что мы можем сказать о состоянии организма, сделав анализ крови?


Помогают учителю сформулировать тему урока и записывают в тетради.

Вступают в диалог с учителем, помогают формулировать цели и задачи урока.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации.

- Внутренняя среда – это жидкость, которая находится внутри организма, окружает его клетки и создает условия для протекания в них жизненных процессов



З а д а н и е. Используя текст учебника, определите составные части внутренней среды организма.

Контролирует выполнение работы. Организует проверку выполнения.

- Основу внутренней среды составляет межклеточное вещество, или как его называют, тканевая жидкость. Это водянистая оболочка вокруг клеток. В состав внутренней среды также входят кровь и лимфа. У человека, как и у всех позвоночных животных, кровь постоянно движется по кровеносным сосудам. Поэтому кровь непосредственно не может соприкасаться с клетками. Перенос питательных веществ от крови к клеткам и вывод продуктов обмена осуществляет тканевая жидкость. По лимфатическим сосудам движется жидкость, сходная и с кровью, и с тканевой жидкостью, но в то же время отличающаяся от них. Это лимфа.

Состав внутренней среды организма мы с вами определили, а теперь пришло время определить функции внутренней среды. Подумайте и запишите в течение двух минут, какие функции могут выполнять кровь, лимфа, тканевая жидкость.



Контролирует выполнение работы. Обобщает и дополняет ответы обучающихся.

- Внутренняя среда организма обеспечивает взаимосвязь всех клеток организма с окружающей средой. Другими словами, она выступает в роли посредника в процессе обмена веществ. Она обеспечивает клетки необходимыми веществами и удаляет ненужные конечные продукты обмена веществ.

К р о в ь в ы п о л н я е т следующие ф у н к ц и и:

1. Транспортная, которая заключается в трех функциях: дыхательной, питательной, выделительной. Рассмотрим более подробно эти функции:

А) дыхательная – переносит кислород и углекислый газ;

Б) питательная – транспортирует питательные вещества;

В) выделительная – выносит и удаляет из организма ненужные продукты метаболизма (приносит к почкам).

2. Терморегуляторная – регулирует температуру тела.

3. Защитная – клетки крови убивают чужеродные организмы (бактерии, вирусы). Защитная функция также проявляется в образовании сгустка крови – тромба. Тромб образуется в том месте, где поврежден сосуд, что позволяет защитить организм от кровопотери.

4. Регуляторная – поддерживает в организме гомеостаз. Гомеостаз – это относительное постоянство химического состава и физических свойств.

Основная ф у н к ц и я л и м ф ы - защитная. В лимфе происходит уничтожение болезнетворных микроорганизмов. Кроме того, лимфа обеспечивает возвращение в кровяное русло тканевой жидкости.

Кровь состоит из плазмы и форменных элементов (клеток крови). На долю плазмы приходится 55-60 % объема крови, а оставшиеся 40-45% - на долю форменных элементов. По своему составу плазма состоит из воды, белков, жиров, минеральных солей. К форменным элементам крови относятся эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

З а д а н и е. Используя текст учебника, заполните таблицу.

Контролирует выполнение работы. Организует проверку выполнения задания.

- В организме взрослого мужчины содержится примерно 5 л крови, у женщины немного меньше – 4,5 л. По сосудам постоянно движется только часть крови.

Некоторый объем крови находится в особых хранилищах – депо крови. Для чего необходимо постоянное количество крови в депо – сосудах кожи, печени и селезенки? (При больших физических нагрузках или травмах, которые сопровождаются сильным кровотечением, кровь из депо начинает активно двигаться по сосудам.)

- В плазме крови постоянная концентрация хлорида натрия (поваренной соли) – на уровне 0,9%. В случае, если его концентрация возрастает или падает, клетки крови погибают. Раствор хлорида натрия, соответствующий составу плазмы крови, называют физиологическим раствором. Его специально готовят и при необходимости вводят в организм (в случае обезвоживания или при кровопотере).

Работают в группах. Осмысливают задание учителя.

Заполняют таблицу в тетради.

Высказывают предположения о выводах, которые можно сделать по теме урока.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Организует выполнение лабораторной работы

«Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)».

Инструктивная карточка

Лабораторная работа.

«Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)»

Цель: изучить строение крови человека и лягушки. Сравнить и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.


Ход работы.

Кровь человека

1. Рассмотреть препарат крови человека под большим увеличением

2. Какова форма, относительная величина и количество эритроцитов и лейкоцитов?

3. Зарисуйте 3 – 4 эритроцита и 1 лейкоцит, обозначьте клетки ядро лейкоцита.

Кровь лягушки

1. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат кровилягушки.

2. Какова относительная величина, форма и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате?

3. Зарисуйте 3 – 4 эритроцита и 1 лейкоцит, обозначьте клетки и их ядра.


Рассматривают клетки крови под микроскопом, сравнивают строение эритроцитов человека и лягушки. Участвуют в обсуждении итогов лабораторной работы.

Признаки

Эритроциты человека

Эритроциты лягушки

относительные размеры



Наличие ядрв



Форма клеток



дыхательная поверхность.




2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Контролирует выполнение работы.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между строением клеток крови и выполняемыми ими функциями. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

- Что обеспечивает дисковидная, двояковогнутая форма эритроцитов?

(Она обеспечивает наибольшую поверхность соприкосновения при наименьшем объеме.Эритроциты могут проникать в самые тонкие капилляры, быстро отдавая кислород клеткам.)

Формулируют выводы, закрепляют то, что узнали на уроке.


3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

- Ребята, настало время подвести итоги урока. Вспомним задачи , которые перед нами столи:

1. Изучить состав крови

2. Изучить строение клеток крови

3. Изучить функции крови

-Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами, достигли цели урока?




3.2. Ситуация оценки образовательных результатов


-А теперь я вам предлагаю пострелять в « Рефлексивную мишень» .Если вы оцениваете на «5» показываем 5 пальцев, на «4», 3, 2 - соответственное количество пальцев.

Д.З. П. 17.



Г БОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»