И
тоговый контроль «Лексикология и фразеология. Лексические нормы»
Задание 1. Выскажите свои мысли по поводу того явления, которому посвящен представленный современный плакат (текст из не менее 7-8 предложений разных синтаксических конструкций).
Задание 2. В некоторых предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Укажите номер предложения, в котором допущена ошибка, исправьте её и запишите слово правильно.
1. СЛОВАРНЫЙ запас детей питался лишь из речи небольшой кучки взрослых, остальной мир планеты был безгласен.
2. Хром и марганец являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
3. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
4. Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависят духовная жизнь и здоровье человека.
5. Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
6. СКРЫТЫЕ камеры устанавливают сейчас на подъездах многих домов.О
7.Кое-где во мху БОЛОТНЫЙ запах был очень силён.
8. Духота стала просто НЕТЕРПИМОЙ.
9. Лодка была до краев НАПОЛНЕНА водой, но держалась на плаву.
10. Стараясь УКЛОНИТЬСЯ от осколков, лётчик бросал машину то вверх, то вниз, то в стороны.
11.Иногда из ОБРЫВКОВ показаний, из недомолвок удавалось выяснить определённые факты.
12. На ринг вышел один из самых ТЕХНИЧЕСКИХ боксёров мира.
13. Однажды я увидел возле этой хаты женщину, она растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг.
14.Настоящий педагог должен стремиться ОХВАТИТЬ вниманием всех своих учеников.
15. Составленный руководителем проекта план в процессе его разработки ПРЕТЕРПЕЛ большие изменения.
16.Раздались ЗВУЧНЫЕ выстрелы, будто падали на железные весы картофелины из разорванного мешка.
17. Во время переговоров участниками встречи обсуждались ГУМАНИТАРНЫЕ вопросы.
18. Между учителем и учениками установились ровные, ДОВЕРЧИВЫЕ отношения.
19. Охотясь на уток, старик надел костюм БОЛОТНОГО цвета, позволявший ему быть в траве невидимым.
20. Вслед за взрывами стали раскатываться ДВОЙНЫЕ винтовочные хлопки.
Оформление ответа
Номер предложения – слово, которое должно быть употреблено
Задание 3. Используя справочный материал, подберите к фразеологизмам антонимическую пару.
1.кот наплакал
2.слова не вытянешь
3.ходить вокруг да около
4.мухи не обидит
5.впасть в отчаяние
Используя справочный материал, подберите к фразеологизмам синонимическую пару.
6. кромешная тьма
7.на скорую руку
8.хоть волком вой
9.со всех ног
10. тёртый калач
Справочный материал: хоть глаз выколи, куры не клюют, стреляный воробей, рта не закрывает, во всю прыть, попасть в точку, воспрянуть духом, хоть караул кричи, как кошка с собакой, в пожарном порядке.
Оформление ответа
1.(запись выбранного варианта из справочного материала)
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Задание 4. Используя справочный материал, установите, какие лексические ошибки допущены в данных примерах.
А. Охарактеризуем имидж Родины в поэзии Сергея Есенина.
Б. Всем участникам конференции вручили памятный сувенир.
В. Дети свернули на улицу и потом пошли по улице, весело напевая.
Г. По характеру старик был очень экономический.
Д. Василий Курагин жил не по средствам и всегда хотел кого-нибудь облапошить.
Е. А вы знаете, она живет довольно скучной жизнью в провинциальном городке.
Ж. Я не люблю людей, которые бросают слова в ветер.
З. Мы посетили маленький супермаркет.
Справочный материал
Основные виды лексических ошибок: 1)употребление слова в несвойственном ему значении; 2)смешение близких по значению слов, в том числе однокоренных (паронимов); 3)употребление слов, стилистическая окраска которых не соответствует контексту;4) нарушение лексической сочетаемости слов; 5) неоправданный повтор слова в тексте; 6) необоснованное употребление однокоренных слов; 7)употребление лишних слов, дублирующих одно и то же значение, 8) искажение фразеологизмов, устойчивых выражений.
Оформление ответа
А (номер варианта из справочного материала)
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З