СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый контроль по русскому языку по блокам 1-6 в 10 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа (3 варианта) по блокам 1-6 содержит задания в формате ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Итоговый контроль по русскому языку по блокам 1-6 в 10 классе»


Итоговая контрольная работа за курс 10 класса (по блокам 1-6) в.1

1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово___________. По-юношески беспечные и ИРОНИЧНЫЕ, мы относились к этому несерьёзно, шутили, воспринимали всё как игру. Взяв лодку, мы с приятелем двигались ВОДЯНЫМ путем. При ВЫРАЩИВАНИИ растений на дно горшка обычно кладут слой керамзита.

2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. _________ Когда я был маленький, отец всегда говорил мне, что гордиться можно только тем, к чему ты предпринял усилия, и я запомнил эти слова на всю жизнь.

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ___________________________________ о СЕМИСТАХ километрах более НУЖНЫЙ элемент несколько АБЗАЦЕВ ЛЯЖЬ на диван

4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с косвенной речью

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом


1) Он то замирал, качаясь на пятках, то, припадая к земле, мчался наперерез автомобиля

2) И повар дал нам попробовать горячей, дымящейся каши из огромной деревянной ложки, отвязав её от пояса.

3) Приятель, выслушав Владимира, пообещал ему, что однозначно помогу справиться со всеми трудностями. 4) Журнал «Русский вестник» вёл систематическую травлю молодого поколения, «нигилистов», журнала «Современника» и герценовского «Колокола». 5) Читатели и критики воспринимают в «Истории одного города» сатирические аллюзии на российскую историю и сильный дидактический заряд того рода, который позволяет ставить Щедрина в один ряд с Радищевым и Чаадаевым. 6) Читаю одновременно несколько книг, и вот только что я дочитал роман- идиллию «Ложится мгла на старые ступени» филолога и критика Александра Чудакова. 7) Учреждённая лига группой экспертов, считающих себя независимыми, готовится предоставлять практически любые виды услуг. 8) Чиновник сообщил, что по инициативе участников слёта создано «Поисковое движение России», а лично он назначен координатором движения по Северо-Западному федеральному округу. 9) Разговаривая с малышом о случившемся, называя вещи своими именами, события утрачивают ореол таинственности, помогая ребёнку осваивать реальность.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А - Б - В - Г- Д –

5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. ____________________________________

1) сл..жение, заж..гательный, ск..кать 2) пот..рять (перчатку), обг..ревший, к..снулся

3) пок..рять, р..стовщик, зам..рать (от удивления)

4) зан..мательный, безотл..гательный, проб..раться 5) д..лжник, выт..рли, пр..стоватый

6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. __________________________________

1) обе..доленный, и..древле, и..держки 2) об..скать,с..знова, без..мянный 3) пр..страстие, пр..мелькаться, пр..восходный 4) под..ёмник, ад..ютант, необ..ятный 5) пред..пределение (слово оратору), пр..дедушка, перев..плотиться

7. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. _______________________________

1) ни о ч..м, ц..кот(копыт) 2) леденц..вый, прич..ска 3) ещ.. , ухаж..р 4) освещ..на, лиц..вая (сторона), 5) крыльц..м, беч..вка

8. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово._________________________________________

Войну (НЕ)навидит человечество. Это был обычный солдатский трёп, беззаботная болтовня подчинённых, ничем конкретно (НЕ)ОБЕСПОКОЕННЫХ. «Все вы тут либералы, всё тут (НЕ)ПО-ВАШЕМУ», – проворчал отец. Провинившемуся предписывалось (НЕ)ШЕЛОХНУВШИСЬ стоять в углу. Я почувствовал (НЕ)РАДОСТЬ и готовность окунуться с головой в дело, а прилив смутной грусти.

9. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова_____________________________________________________________

После посещения Валаама, где он проработал (С)НАТУРЫ всё лето и (ОТ)КУДА привёз превосходные этюды, началась его оригинальная творческая деятельность. ПО(ТИХОНЬКУ), ЧТО(БЫ) не замечали родители, она кривлялась, строила рожи Саньке. (С)ВИДУ он был старообразен, опрятен и сух, (НЕ)СМОТРЯ на то что было ему всего двадцать девять. Он (С)РАЗУ приподнял крыло и уже хотел спрятать голову (ПОД)МЫШКУ, но вдруг над нами раздался голос.

10. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. ___________________________

Куинджи до невозможности утомлё(1) был даже милыми, доброжелательными, преда(2)ейшими друзьями. А из этих, бывало, некоторые влетали к нему соверше(3)о расстрое(4)ые: забыть не могут – после бессо(5)ых ночей и созерцания – его картин. Не для красоты рассказа, исти(6)ая правда: были такие, которые на коленях умоляли автора уступить им какую-нибудь картину или незаконче(7)ый этюдик его работы.

11. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. _____________________

1) Он не умел и не хотел быть агрессивным в попытках отстоять свою точку зрения.

2) Друзья вечерами играли в шахматы либо в шашки и строили крепости из лего а также гуляли по саду. 3) В самой большой комнате недавно сделали ремонт и ещё не было никакой мебели. 4) Мне нужно было успеть или приехать на встречу самому или хотя бы отправить письмо с курьером но я не хотел поручать столь важное дело постороннему человеку. 5) Он то выходил из себя и начинал кричать то был спокоен и уравновешен.

12. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). ___________________________

Как только (1) Кудиныч увидел медведя (2) он быстро пробежал лес и выскочил на опушку (3) в нескольких шагах (4) от которой (5) расположена была деревня.

13. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). ____________________________________ Он доехал быстрее (1) чем я думал (2) потому что (3) когда я спустился во двор (4) и (5) подошёл к условленному месту (6) то на скамейке под липой уже маячила тёмная фигура.

14. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем правилом_____________________

(1)Лена, великая сибирская река, является одной из самых длинных рек планеты.

(2)Её водный путь начинается возле Байкала, затем река делает огромную излучину в сторону Якутска, после она устремляется на север и впадает в Море Лаптевых, образуя обширную дельту. (3)Река Лена делится условно на три части: верхнее течение до впадения реки Витим, среднее течение до впадения реки Алдан и нижнее течение до дельты. (4)В нижнем течении, после впадения Вилюя, Лена разливается во всю свою необъятную ширь. (5)Именно в этих местах она и становится по-настоящему великой сибирской рекой, вызывающей восторг и восхищение. (6) В 100 километрах выше по течению города Покровска природа создала необыкновенные по красоте Ленские столбы – это многокилометровый комплекс могучих скал, нависающих над широкой водной гладью.

15. Из предложений выпишите один фразеологизм. _____________________________________________

Я вышел из метро и через парк побрёл домой. Был вечер; в Сокольниках над тёмными прудами берёзы тяжело замерли в безветрии; прямая аллея, пересечённая корнями, напоминала мне тридцать девятый год, когда будто бы не я, а другой Владимир, восемнадцатилетний и беспечный, догонял здесь свою Фёдоровну, как я называл Машу, а она то и дело убегала от него

16. Среди предложений найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи однокоренных слов и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). ________

(1)Через год, в другом госпитале, в Польше, медсестра дала почитать книжку стихов Есенина. (2)Читал его впервые, читал всей палате и заметил, что читать было тяжело. (3)А «Анну Снегину» я дочитать не смог. (4)Прочитал: «Когда-то у той вон калитки мне было шестнадцать лет, и девушка в белой накидке сказала мне ласково: „Нет“». (5)И запнулся. (6)И дышать стало трудно. (7)И сколько ребята ни просили, не стал читать дальше и накрылся одеялом с головой. (8)И заплакал. (9)И вспомнил свою историю, которая до сих пор не имеет конца.

17. . Выпишите это слово, в котором НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

углУбить балУясь зАгодя придАное _________________________-



Итоговая контрольная работа за курс 10 класса (по блокам 1-6) в.3

1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово_____________

Я выхожу на МОРОЗНЫЙ воздух, стою под белой, как зеркало, луной, на белом снегу. В коридоре валялись клочья шпагата и ОБРЫВКИ газет. Он был безграмотен, не хотел учиться и, хотя своей сутулостью и близорукостью смахивал на человека образованного, на самом деле был НЕВЕЖА.

2.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.______________________________________

В его позе было что-то от парадного портрета Вильгельма I; казалось, он взвешивал все за и против сделанного ему предложения и не спешил выразить ответ.

3.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка. Исправить ошибку в образовании формы слова и запишите слово правильно. _______________________________________-

менее СТРОГИЙ тон ,шесть ЩУПАЛЕЦ, в ШЕСТИСТАХшагах, СВЕЖИЙ салями, ПРОМОК под дождём

4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с однородными членами

Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Сосновый, пронизанный солнцем бор вызывал тихое умиление в душе уставшего фельдшера, до того воевавшего на знойном степном пыльном юге. 2) У каждого из нас, ребятишек, несущих завтрак, работает на лугу отец или брат, и каждый из нас хотят, чтобы именно у его отца был самый широкий, самый чистый прокос. 3) Оглянувшись на мой голос, собака повернулась, постояла немного и побежала дальше по освещённой улице фонарями. 4) Едва Олеся, закончив все приготовления на кухне, входит в комнату, как тут же, схватив что-то нужное, выбежит в столовую. 5) При нём был документ, удостоверявший личность защитника родины, сорок пять рублей денежного довольствия и предписание, дававшее право Алексею Михайловичу Холмогорову на билет в любой конец страны. 6) Макар Игнатьевич, будучи человеком добрым, желающим всем помочь, не только помогал нуждающимся хлебом, но и одеждой, лекарствами. 7) Он одевается во всё чистое, хрустящее и бодрящее, ощущает в тщательно вымытом гостиничном номере застывший запах утюга и терпкость можжевельника, который держат в гардеробе от моли. 8) Толпа, окружив группу танцующих мальчишек, сначала молча наблюдала за происходящим, а потом начала улюлюкать, кричать. 9) Его успехам способствовало многое: раскованная манера поведения, прекрасная внешность, несколько спортивных разрядов в прошлом, уверенность в свои силы.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А - Б- В- Г- Д-

5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. __________________________________ 1) зам..рать, выч..тание, р..внина 2) проск..чить, непон..мание, р..сток 3) к..сить, обн..мать, зам..реть 4) вып..рающий, р..скошный, зан..мательный 5) на ск..ку, выб..рать, оз..рять

6.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. _______________________________________________

1) пр..способь (для работы), пр..крыл, пр..одолеть 2) в..езд (во двор), с..ёжился , ин..екция 3) сверх..нтеллигентный, по..скать, вз..мать 4) ра..шифруй, бе..человечно, не..жатый 5) опр..кинуть, пр..родина, под..брать

7.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.__________________________________

1) монтаж..р, освещ..н 2) окольц..вать, лиц..вой 3) холщ..вый, плеч..м 4) ещ.., горяч..

8. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. В своей жизни каждый человек (НЕ)РАЗ оступается и нередко даже не замечает этого. Марфа Анатольевна, давно (НЕ)ВЫХОДИВШАЯ в свет, решила принять участие в благотворительном вечере. Но люди в белых халатах были неумолимы – (НЕ)ПОЛОЖЕНО и точка. Бродяжья и легкомысленная, нисколько (НЕ)ХИТРАЯ, как полагали многие, простодушная душа её не лежала ни к даче, ни к земле. К числу (НЕ)ДЕЙСТВУЮЩИХ вулканов относится, например, самая высокая из Кавказских гор – Эльбрус.

9.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Я ТАК(ЖЕ), как и отец, верил в нашу идею, (ПРИ)ЧЁМ не только разумом, но и сердцем. (ЗА)ТЕМ инструктор объяснил мне, что без специального снаряжения (В)ГЛУБЬ опускаться опасно. О том, (НА)СКОЛЬКО тяжело было Кате в тот момент, Арсений узнал позже, (В)НАЧАЛЕ следующего года. (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего дня дети играли на лужайке, взрослые ТАК(ЖЕ) были во дворе. Поверните (В)ЛЕВО, пройдите по коридору с множеством кабинетов и, ЧТО(БЫ) вы ни услышали из-за дверей, не останавливайтесь, а идите прямо.

10.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН._______________________________-

В да(1)ом случае соверше(2)о однознач(3)о могу сказать, что симбиоз документальной хроники и собстве(4)о художестве(5)ой составляющей картины во многом обусловле(6)ы име(7)о единством цветовой гаммы.

11. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. ____________________________________

1) С высоты не только сами они но и их надежды и устремления казались мелкими и незначительными.

2) Рано или поздно между лидерами возникает скрытое соперничество или даже явная конкуренция.

3) Надо было либо встать и уйти либо вступиться за этого маленького человека и защитить его от нападок собравшихся. 4) Институтов в этот момент не то брезгливо не то пугливо ютился на пороге собственного кабинета держал нараспашку дверь и выпроваживал гостя. 5) Ранним утром над озером шёл ливень и буйствовала гроза.




Итоговая контрольная работа за курс 10 класса (по блокам 1-6) в.2

1.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделен- ному слову пароним. Запишите подобранное слово. _________ Я не знал, как мне ВОСПОЛНИТЬ утрату. В СОСЕДНЕМ подъезде установили новый лифт. Обе попытки оказались НЕУДАЧЛИВЫМИ.

2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. __________ Хороший руководитель, без всякого сомнения, заботится о своих подчинённых и стремится показывать им образец во всём.

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. _______________________________________

ЗАЖЖЁТСЯ огонь разные ВОЗРАСТА несколько СОЛДАТ быть ВЫШЕ всех

4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении сложноподчинённого предложения В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение в построении предложения с однородными членами Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) По окончанию отпуска Лидия Николаевна с головой погрузилась в работу. 2) Везде и во все века разведка была тихой армией, которая короткой весточкой наносила противнику ощутимый удар. 3) Мне хотелось сказать огромное спасибо композитору за музыку, который написал это чудесное, по-настоящему гениальное произведение. 4) Согласно замыслу, этот самый Степанов во время исполнения композиции «Степанов в жилете» должен был выйти на сцену в галстуке, жилете, с прогулочным зонтиком в руке, в широкополой шляпе. 5) У Татьяны были большие планы и, сидя над школьным сочинением, её окрыляла мысль о том, что можно не только получить высокую оценку, но и попасть на конкурс сочинений 6) Когда солнце взошло, озеро превратилось в блестящую зеркальную гладь, в которой отражалось бесконечно синее небо. 7) Группа людей, стоявшая поодаль, как по команде двинулась вперёд и скоро совсем скрылась из виду. 8) Мальчишек не столько беспокоило будущее их проекта, сколько его настоящее, потому что сейчас ребятам не хватало материалов для работы. 9) Анна и Сергей собрался отправиться в горы, чтобы восстановить силы после всего произошедшего.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А - Б - В - Г- Д-

5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. ________________________

1) к..снуться, зап..реть (на замок), р..сток 2) г..рнолыжный, ск..калка, соб..рать

3) пож..мающий, соч..тание, поч..тать (книгу) 4) взр..слеть, забл..стел , оз..рение 5) попл..вок, к..сой (взгляд), изл..жить (суть проблемы)

6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. ____________________________

1) сверх..нициативный, без..сходность, с..змала 2) предн..значение, под..рваться, пр..браться (в комнату) 3) (старинное) пр..дание, беспр..станный, пр..рекаться 4) кинос..ёмка, раз..ярённый, меж..ярусный 5) ни..провергнуть, не..доровится, и..подлобья

7. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. ________________________________

1) туш..нка, девч..нка 2) удруч..нный, прощ..н 3) (на улице)свеж.., ц..котуха

4) певуч.. (звучит), танц..вать 5) копч..ный, одеж..нка

8.Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. ___________________________________

Так часто с товаром бывает: (НЕ)НУЖНАЯ вещь стоит годами, а потом её прямо из рук рвут. (НЕ)ИСКЛЮЧЕНО, что они просто демонстрируют свои способности и ждут зрителя. В тот день я должен был съездить в город по делам, (НЕ)ИМЕЮЩИМ к этой истории никакого отношения. Новый сарай на месте сгоревшего сделали (НЕ)ХУЖЕ старого.

9.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.______________________________________________

Надо действовать (В)ОТКРЫТУЮ – пойти к директору, объяснить обстоятельства, ЧТО(БЫ) он принял верное решение. Новоприбывший был (ПО)МОЛОЖЕ нас и всегда непроизвольно двигал (С)ЗАДИ себя своей сухой рукой. Нужно иметь (В)ВИДУ, что работы ведутся в (МНОГО)ЛЮДНОМ месте. Двигаясь как бы (НА)ОЩУПЬ, Андрей Николаевич вошёл в большую комнату, (ДО)ВЕРХУ уставленную стеллажами и полками с книгами. Макар сложил лист (В)ЧЕТВЕРО, но заклеивать не стал: времени было (В)ОБРЕЗ.

10.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.___________________

Он лично уже не нуждался в этих двугриве(1)ых и не хотел понять, что они составляют самую зако(2)ую собстве(3)ость бедных экспонентов, у которых вещи остаются чаще всего непрода(4)ыми и загромождают небольшие квартиры самозабве(5)о отдающихся своим идеям труже(6)иков.

11. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. __________________________

1) Роли купца да боярина небольшие зато сыграны отлично! 2) Во фруктах и овощах есть много витаминов и других полезных веществ. 3) Рынок по-прежнему обладает огромным поистине колоссальным потенциалом как с точки зрения дальнейшего роста так и с точки зрения общей зрелости отрасли. 4) Продавец только и успевал фасовать бесчисленные фунтовые и полуфунтовые пачки зёрен и их тут же сметали с полок. 5) Этот продукт не имеет конкурентов ни по цене ни по вкусовым качествам ни по энергетической ценности .

12. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). ________________

Торжественную песнь оргáна (1) под звуки (2) которого (3) совершалось шествие (4) Грачик воспроизвёл бы теперь без ошибки.

13.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).________________________________

Я смотрел на леса на склонах и думал (1) что (2) если бы (3) мне быстро попалась попутная машина (4) то я через полчаса мог бы быть там.

14.Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. _________________________--

(1)Енисей, самая многоводная река России, образуется слиянием Большого и Малого Енисея, которое происходит в пределах Тувинской котловины. (2)Главным образом Енисей протекает в пределах Красноярского края, а верховья Малого Енисея находятся в Монголии. (3)Бассейн Енисея расположен по большей части в горах Южной Сибири и Среднесибирского плоскогорья, где основная часть территории покрыта тайгой. (4)От Кызыла, после слияния Большого и Малого Енисея, река течёт на запад по Тувинской котловине и носит название Верхний Енисей. (5)Его длина доходит до 190 км, а ширина достигает 500 метров. (6)Река разбивается на множество рукавов, глубина в некоторых местах составляет 12 метров. (7) Скалистые хребты образуют небольшую щель, и через неё Енисей пробивается бурным потоком. (8)На самом выходе из гор построена Саяно- Шушенская ГЭС, превращающая пенящиеся воды Верхнего Енисея в спокойное водохранилище.

15. Из предложений выпишите пару антонимов. ______________________________________

(1)И в этот же вечер они пришли сюда, и здесь Владимир обещал Маше помнить о ней вечно, а она только смотрела на него покорно и нежно и иногда качала головой, как старшая, хотя было ей всего семнадцать лет. (2)Потом он получил повестку и уехал в армию. (3)А вместо него прибыл я.

16.Среди предложений найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи наречия, лексического повтора и синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). _________________

(1)Сокольники – такое место, где на каждом шагу скамейка. (2)Но нелегко сесть на скамейку вечером. (3) В тридцать девятом Владимир и Маша всегда находили скамьи занятыми.

(4)Тогда Владимир оторвал дома в сарае две доски и сделал под берёзой прочную лавочку – на двоих. (5)И в этот же вечер они пришли сюда, и здесь Владимир обещал Маше помнить о ней вечно, а она только смотрела на него покорно и нежно и иногда качала головой, как старшая, хотя было ей всего семнадцать лет..

17. Выпишите слово , в котором НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. _______________________________углубИть кормЯщий балУясь зАгодя прИданое