СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иудушка Головлёв как центральный персонаж романа М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Иудушка Головлёв как центральный персонаж романа М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы"»

  Иудушка Головлёв как центральный персонаж романа М.Е. Салтыкова-Щедрина  «Господа Головлёвы»

Иудушка Головлёв как центральный персонаж романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»

Образ Иудушки заключает в себе обобщённый идейный смысл романа «Господа Головлёвы» – это синтез старого крепостнического строя и нового буржуазного, он является обобщением пороков головлёвского семейства. Это предел, до которого может дойти человеконенавистничество и эгоизм. Ещё при жизни родственников он стал для них символом смерти. Он не замечал гибели близких людей, находил в этом лишь повод для пустомыслия и мелочных забот. Движущей силой в жизни Иудушки было чувство самосохранения и жажда накопления. Эта жажда заставила его ускорить гибель семьи, она же привела его в мир пустяков и мелочей, в мир, гниющий заживо.

Образ Иудушки заключает в себе обобщённый идейный смысл романа «Господа Головлёвы» – это синтез старого крепостнического строя и нового буржуазного, он является обобщением пороков головлёвского семейства. Это предел, до которого может дойти человеконенавистничество и эгоизм.

Ещё при жизни родственников он стал для них символом смерти. Он не замечал гибели близких людей, находил в этом лишь повод для пустомыслия и мелочных забот.

Движущей силой в жизни Иудушки было чувство самосохранения и жажда накопления. Эта жажда заставила его ускорить гибель семьи, она же привела его в мир пустяков и мелочей, в мир, гниющий заживо.

Иудушка петлёй своего лицемерия затягивает братьев и мать. Слово «по-родственному» не сходит у него с языка, но употребляет он его тогда, когда наиболее нагло и цинично попираются законы не только человеческого, но и семейного общежития: грабит мать в Дубровине, издевается над умирающим Павлом, выгоняет и обрекает на верную смерть сына.

Иудушка петлёй своего лицемерия затягивает братьев и мать. Слово «по-родственному» не сходит у него с языка, но употребляет он его тогда, когда наиболее нагло и цинично попираются законы не только человеческого, но и семейного общежития: грабит мать в Дубровине, издевается над умирающим Павлом, выгоняет и обрекает на верную смерть сына.

Иудушка и Арина Петровна

Иудушка и

Арина Петровна

Иудушка и умирающий Павел.

Иудушка и умирающий Павел.

В Дубровине после кончины Павла

В Дубровине после кончины Павла

Иудушка с сыном.

Иудушка с сыном.

Сущность образа Иудушки Щедрин раскрывает через его речь. Порфирий Владимирович часто употребляет присловия и церковнославянские изречения, но все эти элементы в его устах теряют первоначальный смысл, приобретают обратное значение, прикрывают наглую ложь. Иудушка, как стеной, отгораживается от мира живых людей различными афоризмами и различными поучениями. Слова для него не средство общения, а средство разобщения с людьми. Речь героя лжива от первого до последнего слова, она построена так, что способна вызвать впечатление «точащегося гноя», изматывающего «зудения».

Сущность образа Иудушки Щедрин раскрывает через его речь. Порфирий Владимирович часто употребляет присловия и церковнославянские изречения, но все эти элементы в его устах теряют первоначальный смысл, приобретают обратное значение, прикрывают наглую ложь. Иудушка, как стеной, отгораживается от мира живых людей различными афоризмами и различными поучениями. Слова для него не средство общения, а средство разобщения с людьми. Речь героя лжива от первого до последнего слова, она построена так, что способна вызвать впечатление «точащегося гноя», изматывающего «зудения».

Празднословие отталкивает от Иудушки последних близких ему людей, он остаётся один, и на этом этапе его существования его празднословие переходит в пустомыслие. Иудушка запирается в кабинете и тиранит воображаемых жертв, отнимает последние куски у обездоленных мужиков. Но это не более, чем пустая игра развращённой, умирающей, истлевающей души. Запой пустомыслия окончательно разлагает его личность. Человек становится фальшивкой, рабом обмана.

Празднословие отталкивает от Иудушки последних близких ему людей, он остаётся один, и на этом этапе его существования его празднословие переходит в пустомыслие. Иудушка запирается в кабинете и тиранит воображаемых жертв, отнимает последние куски у обездоленных мужиков. Но это не более, чем пустая игра развращённой, умирающей, истлевающей души. Запой пустомыслия окончательно разлагает его личность. Человек становится фальшивкой, рабом обмана.

Последний предел падения – смена запоя праздномыслия запоем алкогольным. Однако Щедрин не спешит ставить точку в своём повествовании, он верит, что именно на последней ступени падения жизнь мстит человеку за содеянное. Иудушка, как и евангельский предатель, проклят навечно и должен сам искать себе смерти. Пробудившаяся совесть не возрождает, а убивает его.

Последний предел падения – смена запоя праздномыслия запоем алкогольным. Однако Щедрин не спешит ставить точку в своём повествовании, он верит, что именно на последней ступени падения жизнь мстит человеку за содеянное. Иудушка, как и евангельский предатель, проклят навечно и должен сам искать себе смерти. Пробудившаяся совесть не возрождает, а убивает его.

В «Господах Головлёвых» воплощена вера писателя в мудрость и целесообразность мироздания. Наказание следует через прозрение. Голос пробудившейся совести является самым страшным наказанием и для Иуды Евангельского, и для Иуды Салтыкова –Щедрина.

В «Господах Головлёвых» воплощена вера писателя в мудрость и целесообразность мироздания. Наказание следует через прозрение. Голос пробудившейся совести является самым страшным наказанием и для Иуды Евангельского, и для Иуды Салтыкова –Щедрина.

Писатель раскрывает мучительный процесс пробуждения «одичалой совести». «…Иудушка стонал, злился, метался и с лихорадочным озлобления ждал вечера, не для того, чтобы упиться, а для того, чтобы утопить в вине совесть».   Рассказ о смерти последнего из Головлёвых, произошедшей ночью в сырую мартовскую метель, по дороге к погосту, на котором была схоронена Арина Петровна, звучит скорбно и трагически.

Писатель раскрывает мучительный процесс пробуждения «одичалой совести». «…Иудушка стонал, злился, метался и с лихорадочным озлобления ждал вечера, не для того, чтобы упиться, а для того, чтобы утопить в вине совесть».

Рассказ о смерти последнего из Головлёвых, произошедшей ночью в сырую мартовскую метель, по дороге к погосту, на котором была схоронена Арина Петровна, звучит скорбно и трагически.

Трудно сказать, насколько он сам осознавал своё решение, но через несколько минут он крадучись добрался до передней и щёлкнул ключом, замкнувшим входную дверь…» " width="640"

«Наконец ,он не выдержал, встал с постели и надел халат. На дворе было темно, и неоткуда не доносилось ни малейшего шороха. Трудно сказать, насколько он сам осознавал своё решение, но через несколько минут он крадучись добрался до передней и щёлкнул ключом, замкнувшим входную дверь…»

«На дворе выл ветер и крутилась мартовская мокрая метелица, посылая в глаза ливни талого снега. Но Порфирий Владимирович шёл по дороге, шагая по лужам, не чувствуя ни снега, ни ветра, и только инстинктивно запахивая полы халата».

«На дворе выл ветер и крутилась мартовская мокрая метелица, посылая в глаза ливни талого снега. Но Порфирий Владимирович шёл по дороге, шагая по лужам, не чувствуя ни снега, ни ветра, и только инстинктивно запахивая полы халата».

Проблема финала романа

Проблема финала романа

Трагический финал романа многозначен. Пробуждение «одичалой совести» Порфирия Владимировича свидетельствовало: гибель рода произошла не оттого, что внутри него оказался один злодей. Для Салтыкова- Щедрина фатум головлёвской семьи в том, что она отторгнута от труда и содержательно-человеческих отношений. Этот фатум тяготеет и над самим Иудушкой, несмотря на множество «умертвий», причиной которых он стал. Главный общий «грех» головлёвского рода – эгоцентрическую разъединённость - герой и осознаёт в финале. Он осознаёт вину «Господ Головлёвых», вбирает в себя тяжесть ответственности за их общие проступки и выносит себе смертный приговор.

Трагический финал романа многозначен. Пробуждение «одичалой совести» Порфирия Владимировича свидетельствовало: гибель рода произошла не оттого, что внутри него оказался один злодей. Для Салтыкова- Щедрина фатум головлёвской семьи в том, что она отторгнута от труда и содержательно-человеческих отношений. Этот фатум тяготеет и над самим Иудушкой, несмотря на множество «умертвий», причиной которых он стал. Главный общий «грех» головлёвского рода – эгоцентрическую разъединённость - герой и осознаёт в финале. Он осознаёт вину «Господ Головлёвых», вбирает в себя тяжесть ответственности за их общие проступки и выносит себе смертный приговор.

Салтыков-Щедрин настойчиво апеллирует к внутренней силе и возможностям личности. Он стремится в самой человеческой природе отыскать преграду «негадяйству». Не снимая значений социальных обстоятельств, писатель призывает современников «искать опору в самих себе» против развращающей власти «порядка вещей». Он упорно разрабатывает мотив коренного перелома в человеческой судьбе. «Господа Головлёвы» завершаются явлением «совести», «стыда», которые озаряют низменное существование внезапным, часто трагическим прозрением, поднимают со дна совершенно заросшей души остатки неистребимой человечности.

Салтыков-Щедрин настойчиво апеллирует к внутренней силе и возможностям личности. Он стремится в самой человеческой природе отыскать преграду «негадяйству». Не снимая значений социальных обстоятельств, писатель призывает современников «искать опору в самих себе» против развращающей власти «порядка вещей». Он упорно разрабатывает мотив коренного перелома в человеческой судьбе. «Господа Головлёвы» завершаются явлением «совести», «стыда», которые озаряют низменное существование внезапным, часто трагическим прозрением, поднимают со дна совершенно заросшей души остатки неистребимой человечности.

«Совесть» и «стыд» в трактовке Щедрина воплощают идею нравственного возмездия, которое зло несёт в самом себе. Горька картина слишком позднего «бесплодного» пробуждения совести, когда жизненные силы человека уже исчерпаны и душевных ресурсов больше не осталось.

«Совесть» и «стыд» в трактовке Щедрина воплощают идею нравственного возмездия, которое зло несёт в самом себе. Горька картина слишком позднего «бесплодного» пробуждения совести, когда жизненные силы человека уже исчерпаны и душевных ресурсов больше не осталось.

Роман «Господа Головлёвы» - одно из самых глубоких и острых размышлений в русской классике о подлинных и мнимых ценностях человеческой жизни. Автор выступает как судья и обличитель. Настойчиво и последовательно, много раз повторяя свои выводы, он внушает читателю мысли о характере того или иного образа или события, подводя тем самым к разгадке общего замысла.

Роман «Господа Головлёвы» - одно из самых глубоких и острых размышлений в русской классике о подлинных и мнимых ценностях человеческой жизни.

Автор выступает как судья и обличитель. Настойчиво и последовательно, много раз повторяя свои выводы, он внушает читателю мысли о характере того или иного образа или события, подводя тем самым к разгадке общего замысла.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!