Тема урока: «Южная Америка. Население. Политическая карта. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека»
Класс: 7
Тип урока: Комбинированный урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Цель: Сформировать у учащихся представление о связи между размещением населения, политической картой и экологическими проблемами Южной Америки, возникшими в результате хозяйственной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные: Осознание масштабов антропогенного воздействия на природу уникального региона и необходимости её охраны.
Метапредметные:
Познавательные: Умение работать с географической картой, анализировать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы.
Коммуникативные: Умение слушать, участвовать в учебном диалоге, аргументированно высказывать свою точку зрения.
Регулятивные: Умение работать по плану, предложенному учителем, корректировать свою деятельность.
Предметные:
Знать основные черты размещения населения Южной Америки и его расовый состав.
Узнавать на карте крупнейшие страны региона и их столицы.
Объяснять причины и последствия основных экологических проблем материка (вырубка амазонских лесов, опустынивание, деградация почв и др.).
Оборудование: Физическая карта Южной Америки, политическая карта Южной Америки, проектор, ноутбук (для показа слайдов), учебник, атласы для 7 класса, раздаточный материал (индивидуальные карточки с заданиями).
Образовательные технологии:
Проблемное обучение (через главный вопрос урока и визуальный ряд).
Индивидуальная и фронтальная работа (карточки с индивидуальными заданиями и фронтальный опрос)
Здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности, физкультминутка).
Ход урока (40 минут)
I. Организационный момент (1-2 мин)
Приветствие. Проверка готовности к уроку (атласы, учебники, тетради). Объявление темы и плана урока.
II. Актуализация опорных знаний (5 мин)
Прием «Географическая разминка» (фронтальный опрос у карты):
Учитель показывает на физической карте Южной Америки объекты, а ученики называют их:
Река Амазонка.
Горы Анды.
Озеро Титикака.
Бразильское плоскогорье.
Огненная Земля.
Вопрос: Как вы думаете, где на этом материке будут жить люди? Почему? (Ученики высказывают предположения: по берегам рек, на побережье океанов, на равнинах, избегая высокогорий и влажных лесов).
III. Изучение нового материала (25 мин)
1. Население и политическая карта (10 мин)
Задание 1 (Индивидуальная работа с атласом):
Ученики открывают карту «Население и политическая карта» в атласе.
Учитель дает задания, ученики работают в тетрадях, записывая выводы:
Найдите и запишите 3 самых больших по площади страны материка. (Бразилия, Аргентина, Перу).
Какие страны имеют выход к Тихому океану? К Атлантическому? (Тихий: Чили, Перу, Эквадор, Колумбия; Атлантический: Бразилия, Аргентина, Уругвай и др.)
Где проходит граница расселения людей? Где плотность населения высокая, а где низкая? (Высокая – на побережьях, особенно атлантическом; низкая – в центре Амазонии и в высокогорьях Анд).
Объяснение учителя (с опорой на карту):
Учитель кратко объясняет расовый состав (потомки европейцев, индейцы, метисы, мулаты) и историю заселения (колонизация), связывая это с языком (испанский, португальский) и размещением населения.
2. Экологические проблемы (15 мин)
Создание проблемной ситуации: Учитель показывает через проектор два контрастных слайда:
Слайд 1: Яркая, красочная фотография нетронутого влажного экваториального леса в Амазонии.
Слайд 2: Устрашающее фото вырубки или пожара в джунглях, с дорогами и выкошенными участками.
Вопрос классу: «Что происходит? Почему это происходит? К чему это может привести?»
Работа с учебником (индивидуальная, по вариантам):
Вариант 1: Найдите в тексте учебника причины вырубки амазонских лесов.
Вариант 2: Найдите в тексте последствия вырубки амазонских лесов.
Ученики зачитывают найденные ответы. Учитель дополняет и структурирует информацию на доске, создавая схему-кластер:
Проблема: Сведение влажных экваториальных лесов (Амазония)
Причины: 1) Расширение пастбищ для скота. 2) Подсечно-огневое земледелие. 3) Добыча полезных ископаемых. 4) Строительство дорог. 5) Заготовка ценной древесины.
Последствия: 1) Уменьшение биоразнообразия. 2) Нарушение кислородного баланса планеты («легкие планеты»). 3) Эрозия почв. 4) Изменение климата.
Объяснение учителя с элементами беседы:
Учитель кратко рассказывает о других экологических проблемах, показывая их на карте:
Опустынивание и эрозия почв в Патагонии и пампасах (связано с перевыпасом скота).
Загрязнение рек и почв (из-за добычи нефти в Эквадоре и Перу, использования удобрений в сельском хозяйстве).
Истощение и загрязнение вод в крупных городах (Сан-Паулу, Лима).
3. Физкультминутка (1-2 мин)
«Южноамериканские ветра». Учитель называет природные зоны, а ученики изображают их:
«Сельва» – поднять руки вверх, изображая густые заросли.
«Пампа» – сесть ровно, руки развести в стороны (широкое пространство).
«Анды» – встать на носочки и потянуться вверх.
«Пустыня Атакама» – присесть и опустить голову (засуха).
IV. Первичное закрепление (5 мин)
Индивидуальная работа по карточкам (2 варианта):
Карточка 1.
Установите соответствие между страной и ее столицей:
Бразилия а) Лима
Перу б) Буэнос-Айрес
Аргентина в) Бразилиа
Выберите правильный ответ: Основная причина сведения влажных экваториальных лесов в Южной Америке:
а) Строительство городов
б) Создание пастбищ для скота
в) Развитие туризма
Карточка 2.
Установите соответствие между страной и ее столицей:
Чили а) Каракас
Венесуэла б) Сантьяго
Колумбия в) Богота
Выберите правильный ответ: Главное последствие вырубки амазонских лесов:
а) Увеличение площади пашни
б) Уменьшение биоразнообразия
в) Рост численности населения
Проверка осуществляется фронтально: ученики зачитывают ответы, учитель комментирует.
V. Рефлексия. Итог урока. (2 мин)
Прием «Незаконченное предложение»:
Учитель: «Сегодня на уроке я узнал, что...»
«Самой серьезной экологической проблемой Южной Америки я считаю...»
«Меня удивило, что...»
Учитель подводит итог: «Хозяйственная деятельность человека коренным образом меняет облик Южной Америки, ставя под угрозу её уникальную природу. От наших действий сегодня зависит, сохраним ли мы это богатство для будущих поколений».
VI. Домашнее задание (1 мин)
Параграф учебника по теме.
На выбор:
Подготовить краткое сообщение об одном из национальных парков или заповедников Южной Америки (например, Мачу-Пикчу в Перу, Игуасу в Бразилии/Аргентине).
На контурной карте отметить штриховкой районы с наиболее острыми экологическими проблемами и подписать их.