СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из исследовательской работы "Слова-паразиты в речи учащихся"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Из исследовательской работы "Слова-паразиты в речи учащихся"»

2.4.Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся МБОУ «СОШ № 6»

На уроках литературы, истории, географии в результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся 9 класса приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать собственное высказывание. Ученикам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают ученики об употреблении этих слов?

Для проведения исследования составлена анкета «Слова-паразиты в вашей речи», проведено исследование «Употребление слов-паразитов учащимися разных возрастных групп»

В анкетировании и устном опросе принимали участие 23 учащихся 9 класса МБОУ «СОШ № 6»

Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали:

30% учащихся не знают, что такое слова-паразиты

70% учащихся знают, что такое слова-паразиты

100 % опрошенных учащихся, употребляют слова-паразиты в речи

О словах паразитах узнали в школе - 24%, по телевизору – 35%, Дома – 3% , из интернета -40%


Опрошенные учащиеся не смогли назвать никаких способов борьбы со словами-паразитами. Они писали, что нужно применять физические методы искоренения слов- паразитов («ругать», «наказывать») Другие считают, что «нужно меньше говорить» Только 3 ученика отметили, что нужно повышать культуру речи. Следовательно, большинство учащихся нашего класса не замечают слов-паразитов в речи и не знают способов борьбы с ними.

Я проанализировала слова-паразиты, часто встречающиеся в речи учащихся на уроке и во внеурочное время. Приведу некоторые из них.

1.

Короче

Резкость, желание быстрее закончить речь

Короче, дело было так...


2.

Как бы

Неуверенность в том, что говорит; приблизительность


Мы уже как бы читали эту книгу

3

Типа

Желание выделиться

Заменитель паузы


Типа, ты кто такой?

4

Это

Пауза во время говорения или употребления каких-то слов

Он..это... любил... это... животных.


5

Факт

Уверенность в своих словах


Так всё и было, факт.


6.

Как его, ну как его, как это


Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить


Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это ... вымерли.


7

Понимаешь, понимаешь ли


Обращение к собеседнику при желании подтвердить свои слова


Я, понимаешь, иду,...


8

Вообще, ваще!


Лёгкое возмущение

Итог речи


Вообще, я сначала хотел…