СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебные проекты

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены вопросы, связанные с проектной деятельностью младших школьников, как одним из условий успешной реализации ФГОС второго поколения.

Просмотр содержимого документа
«Учебные проекты»

«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра»

Джон Дьюи

В своей статье я хотела бы рассмотреть вопросы, связанные с проектной деятельностью младших школьников, как одним из условий успешной реализации ФГОС второго поколения.

Находясь в постоянном поиске, я остановилась на новой педагогической технологии проектной деятельности. Почему выбор пал именно на эту технологию?

Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный, но интересный и увлекательный процесс. Ведь метод проектов в образовании не случайно приобрел большую популярность. Изучив опыт работы педагогов в журналах «Начальная школа», «Начальная школа Плюс до и после», ряд педагогических трудов, во мне росло убеждение, что эта идея должна найти воплощение в моей педагогической работе. На самом деле участие детей в проекте даёт возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Кроме того, младшие школьники в процессе реализации проекта получают большую творческую тренировку, что очень важно.

Полученный опыт позволяет предположить, что при правильной организации учебного процесса проектная деятельность весьма успешна и приносит желаемые результаты. В работе над проектом так важно ничего не упустить: актуальность проекта, его цели, задачи, проблему, гипотезу, предполагаемый результат, этапы работы над проектом, теоретическую и практическую части, заключения и выводы, подведение итогов над проектом. В случае соблюдения данных условий качественные продукты проектной деятельности появляются на свет!

Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

  1. Учёт интересов детей (ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу, если личностной включённости нет, нет и проекта).

  2. Учение через деятельность (проектная работа предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации).

  3. Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

  4. Сотрудничество участников педагогического процесса (здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учеником, но между родителями и учениками, и самими учениками).

  5. Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы. Оформление и защита проекта.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения данной технологией. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. В начале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Проекты в УМК «Школа России» представлены в программе после большого раздела. Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Начиная с первого класса, в своей работе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

В 1-м классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребенку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

В 1 классе я  учу выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать: индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально.

На основе  первого опыта ученикам предлагается  заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме: «Мое любимое число», «Моя любимая буква», «Моя малая родина», «Мой класс и моя школа», «Лук – зелёный друг». При изучении темы «Алфавит» предлагаю ребятам несложные, но очень интересные творческие задания: (сделай буквы из различных материалов; напиши любой  букве рисуночное письмо). По предмету «Окружающий мир»  по теме «Домашние любимцы и комнатные растения» ребята рассказывают о своих домашних питомцах, комнатных цветах, используя  фотографии из личного альбома, а так же оформляют  выставку   рисунков и аппликаций.

Во 2-м классе, кроме творческих проектов, появляются проекты информационные. На этом этапе работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал. Нетрадиционные уроки литературного чтения – уроки творчества, уроки-сказки, уроки-утренники позволяют каждому ребенку проявить свои читательские, актерские способности. Объединившись в группы, дети самостоятельно составляют план, договариваются, распределяют обязанности, создают групповые проекты «Покормите птиц зимой». Каждое решение уникально, выразительно. Работая в группах, дети понимают, что коллективно они могут создавать замечательные газеты, сказки, книги, инсценировки и т.д. Как нельзя лучше для формирования исследовательской деятельности подходят уроки окружающего мира. Уроки – исследования позволяют ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции.

Один из проектов во втором  классе, который предполагает исследовательскую работу, проводился по теме «Растения». В домашних условиях ребята ставили опыты и наблюдали, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляли в виде схематических рисунков и таблиц.  По технологии ребята также выполняли учебные проекты: «Сказка из пластилина», "В мире животных». Поиск ответов на эти и многие другие вопросы приводит учащихся к выдвижению своих гипотез, учит искать источники информации, проводить несложные опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Работая же в группе, дети не боятся дать неправильный ответ, сделать неверный вывод. В реализации проекта помогают план, памятка, таблица, т. е. опора, по которой будет работать ученик.

В 3-4-м классах мы встречаемся с практико-ориентированными проектами. К таким проектам можно отнести проекты по темам «Изучай и знай природу своего края» и «Сохраним чистоту рек и озер своего края», куда, кроме традиционных заданий, включены исследования, результаты которых вполне могут быть применены на практике. Так, в работе по теме «Изучай и знай природу своего края» была поставлена проблема: как погода зависит от ветра? Учащимся было предложено в течение месяца провести наблюдения и сделать вывод о том, какие ветры являются преобладающими в нашем крае и как они влияют на погоду. По результатам наблюдений были сформулированы выводы и выдвинуты предложения, как можно использовать эти выводы в жизни. Таким же образом построена подготовка к проекту по проблеме загрязнения водоемов. И, может быть, решения этой экологической проблемы носят в большинстве своем достаточно фантастический характер, как знать – возможно, это основа для будущего величайшего открытия.

Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности ребят и наглядно утверждает их личностный рост. Совместная проектная деятельность является успешным средством преодоления разобщённости семьи и школы, делает детей и взрослых равноправными участниками общения, между которыми складываются доверительные отношения, а также создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки: “Я сам!”, “Я смог!”, “Я знаю!".

Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширяет кругозор учеников, создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развивает творческие способности. Результат всегда можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Работая с детьми над творческим проектом, я обязательно учитываю рациональность применения этого метода для данного ученика, соотношу с его индивидуальными способностями. Применение этой технологии придает учащимся уверенность в своих силах, обеспечивает успех в практическом применении своих знаний. В результате проектной деятельности решаются многие вопросы по учебно-познавательной направленности и развивается экологическое образование учащихся. При выполнении проектных работ учащиеся вовлекаются в коллективную деятельность; эта работа сближает учеников, помогает открыть мир и себя в этом мире, воспитывает будущего специалиста.

Свою статью я хотела бы завершить словами выдающего немецкого философа и драматурга Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, размышляйте, и хотя и криво, да сами!»