СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

работа в МКШ в классе- комплекте

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы»

Из опыта работы в малокомплектной школе в классе – комплекте на уроке немецкого языка.

Малокомплектная школа - это небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшими младших. Такие школы напоминают большую семью. Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах.

Малокомплектная школа сталкивается с множеством специфических трудностей, обусловленных именно небольшим количеством учеников. В нашей школе всего 20 учеников ( 9 - в начальном звене и 11 – в основном). Здесь нельзя в полную силу задействовать закономерности взаимообучения. Значительную часть знаний дети получают друг от друга, при этом лучше понимают материал, быстрее схватывают, без труда усваивают, если в классе есть сильные ученики.

Однако малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. Большое беспокойство вызывают такие факторы, как

- отсутствие специальной литературы для детей обучающихся по 8 типу.

- уровень учебной мотивации учеников малокомплектных школ довольно низкий, познавательные интересы их развиты гораздо слабее и соответственно ниже успеваемость.

В условиях малой школы легче осуществлять:

- индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;

- личностно - ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель "слышат" друг друга;

Основной формой обучения и воспитания в малокомплектной школе является урок. Отличительной особенностью уроков в малокомплектной школе является широкое использование всех видов раздаточного материала. Эта особенность также вызвана необходимостью проводить самостоятельную работу. Основные требования к организации самостоятельной работы таковы. Содержание и характер её определяется задачами конкретного урока и целью изучения всей темы, при этом содержание должно быть посильным, а характер деятельности разнообразным, чтобы в усвоении материала принимали участие разные виды восприятия и памяти ( слуховая, зрительная, двигательная ). Мне приходится сочетать в заданиях виды восприятия и памяти. Важно предусмотреть в содержании самостоятельной работы постепенное наращивание трудностей. Стараюсь, чтобы содержание заданий было доступно учащимся( особенно для слабых детей) Это означает, что формулировка задания должна быть четка , лаконична, понятна ребёнку, характер задания предполагает, что ученик владеет необходимыми для его выполнения исполнительскими операциями, умениями и навыками. В зависимости от конкретных задач урока, подготовка учителя и учащихся , наличия средств обучения самостоятельная работа может проводиться на разных этапах усвоения учебного материала : при подготовке к восприятию нового; при ознакомлении с новым ; при первичном закреплении и совершенствовании формулируемых умений и навыков; при контроле и при повторении усвоенного.



Работа в классе-комплекте сложна не только для учителей. Для учеников она тоже представляет известные трудности и неудобства.

- Все должны научиться:

- сосредоточиваться на выполнении своего задания;

- не слушать объяснений учителя для другого класса;

- не обращать внимания на картинки и другие материалы, предназначенные не им;

- не слушать ответы учеников другого класса;

- моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним. 

Согласимся, это сложные умения, которые могут пригодиться в жизни, но овладеть ими не просто, приходится тратить много сил. И все же ученик вынужден это делать, ибо эффективность учения прямо зависит от его сосредоточенности. Поэтому учителя в классах-комплектах больше, чем в обычных, вынуждены уделять внимания умению школьников работать самостоятельно.

Самостоятельная работа является органической частью учебного процесса, поэтому методика её проведения определяется прежде всего задачами урока, особенностями формирования определённого вида понятий, подготовленностью учащихся. Планируя самостоятельную работу, я определяю: на каком этапе урока в классе самостоятельная работа наиболее целесообразна; что можно требовать от учащихся на данном уровне овладения материалом: какими должны быть характер и форма задания. Большое внимание уделяю и домашней работе. Домашняя работа приучает учеников добросовестно относиться к своим обязанностям, воспитывая трудолюбие, ответственность, умение контролировать себя, преодолеть трудности, подготавливает к самообразованию и формирует первоначальные навыки организации труда. Но домашняя работа не должна подменять урок . Она вытекает из него и обслуживает его потребности . Так же характер и объём домашней работы определяется характером и объёмом работы, выполненной на конкретном уроке и запланированной на следующие уроки. Стараюсь начать домашнюю работу в классе или даю образец для ее выполнения

Считаю, что творческий подход учителя к реализации общих педагогических закономерностей и правил – залог достижения хоть каких – то ( в данной ситуации) положительных результатов.

 В малокомплектной школе при планировании урока в классе- комплекте остро стоит и вопрос: как составить план урока? Ведь план урока должен отражать его специфику. Поэтому в данной ситуации мне удобнее пользоваться комплексным приемом поурочного планирования. Особенность его в том, что в одном и том же плане урока параллельно определяется содержание учебных занятий в двух классах и общая их организация. План должен быть максимально кратким, но в то же время содержать материал, необходимый для проведения урока. В нем четко формируется тема урока, цели и названия этапов, вопросы и т.д. В плане следует отразить содержание заданий для самостоятельной работы. Вопросы , задания, примеры, задачи из учебников переписывать нет необходимости , достаточно указать страницу учебника и номера заданий. Задания, подготовленные мною, записываю либо в план, либо на отдельные листочки, карточки, на которые в плане урока делает ссылка. В плане урока включаю дополнительный материал (вопросы, задания), который может быть использован в беседе или дан ребятам, досрочно справившимся с основным заданием. Большое значение имеет точное время начала и окончания каждого этапа урока. Это помогает нам полнее реализовать задуманную организацию детей.

 Результативность урока в классе – комплекте зависит от его подготовки. Готовясь к уроку, я должна настолько хорошо продумать логику учебного процесса, чтобы предвидеть, где возникнут затруднения, и ему необходимо подключиться к работе, т.е. заранее выделить так называемые "зоны особого педагогического внимания". В условиях работы с двумя классами для меня особенно острым является вопрос о правильном распределении времени, ведь дорога каждая минута. Поэтому устранение причин пустой утечки времени на уроке, сокращение потерь, рациональное использование каждой минуты - важные условия эффективности урока. Потери времени в классах-комплектах чаще всего обусловлены непониманием детьми материала, невыполнением домашнего задания, ненадлежащей подготовкой учителя к уроку.

Как избежать потери времени? Использую ИКТ и классную доску. Задания готовлю заранее, пишу на отдельных листочках каждому ученику. Часто задания дифференцированы, т.е. составлены отдельно для средних и слабых учеников, что позволяет повышать качество знаний и умений. Если самостоятельная работа носит фронтальный характер, то общее для всего класса задание записывается на одной половине доски (или отдельной доске). Тут же записывается инструкция, если в ней есть необходимость. Открываются прикрытые записи, - и вот уже весь класс думает.

Каждый урок в классе-комплекте – это фактически два урока в одном одновременно. Поэтому я:

– вынуждена 4–5 раз перестраиваться на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель в каждом;

– должна распределять время между классами так, чтобы достичь усвоения главного на уроке;

– должна знать, как действовать, чтобы не нарушить логику познавательного процесса;

– должна стимулировать восприятие новых знаний, их понимание, усвоение, запоминание детьми разного возраста и различного уровня подготовленности;

– должна одновременно вести воспитательный процесс в обоих классах;

– должна прилагать усилия для формирования базисных компонентов образования: умения учиться, потребности в новых знаниях и т.д.

Работа в классе-комплекте сложна не только для учителей. Для учеников она тоже представляет известные трудности и неудобства.

- Все должны научиться:

- сосредоточиваться на выполнении своего задания;

- не слушать объяснений учителя для другого класса;

- не обращать внимания на картинки и другие материалы, предназначенные не им;

- не слушать ответы учеников другого класса;

- моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним.

Согласимся, это сложные умения, которые могут пригодиться в жизни, но овладеть ими не просто, приходится тратить много сил. И все же ученик вынужден это делать, ибо эффективность учения прямо зависит от его сосредоточенности. Поэтому учителя в классах-комплектах больше, чем в обычных, вынуждены уделять внимания умению школьников работать самостоятельно.

Под руководством учителя и при его непосредственном участии осуществляются:

- подготовительные упражнения;

- объяснение нового материала;

- инструктажи;

- закрепление изученного;

- диагностика уровня обученности;

- контроль и коррекция усвоенных знаний, умений;

- показ рациональных приемов применения знаний;

- тематическое обобщение материала.

- Больше других используются следующие формы организации усвоения новых знаний:

- объясняю материал, подкрепляю свое изложение наглядностью, а ученики усваивают и запоминают;

- дети приобретают новые знания, умения в процессе поисковой деятельности, наблюдения, анализа, сравнения фактов под руководством учителя;

- овладевают новыми способами деятельности по образцу и по аналогии;

- усваивают новые знания, умения самостоятельно по программированным учебникам, алгоритмическим предписаниям.

Их применение корректируется возрастом и специфическими особенностями работы в классах. Широкое распространение получили словесные методы – рассказ, объяснение, беседа, инструктаж; наглядные – иллюстрация, демонстрация, самостоятельные наблюдения учеников; практические – упражнения, работа с книгой, компьютерного обучения с их особыми методами.

На этапе восприятия нового материала одновременно обеспечиваются:

– установка на усвоение нового материала;

– мотивация учеников на всех этапах познавательной деятельности;

– организация внимания, интереса на всем протяжении обучения;

– раскрытие содержания учебного материала;

– понимание причинно-следственных и других связей в изучаемом материале;

– сведение знаний в общую систему;

– информирование учеников об эффективности их познавательного труда;

– диагностирование темпов и результатов обучения;

– контроль и коррекция результатов;

– воспитание в учебном процессе.

Таким образом, малая наполняемость класса дает возможность:

- Организовать более или менее активную тренировку в устной речи и чтении каждого ученика на каждом уроке;

- индивидуализировать обучение;

- тщательно учитывать знания каждого ученика;

- систематически выявлять и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся;

- четко управлять самостоятельной работой учащихся, как в классе, так и дома.

Вместе с тем, усилия учителей МКШ направлены на преодоление трудностей в организации урока по иностранному языку. Главная из этих трудностей – перегрузка учащихся. Если класс состоит из двух учеников, то они вынуждены напряженно работать на урок . Это ведет к снижению работоспособности, школьники утомляются и не могут активно усваивать учебный материал. Следовательно, учитель должен думать над тем, как снять перегрузку. Широко использую новые технологии.

Имеются трудности и в оценке умений и навыков учащихся. Практически каждый ученик отвечает не только на каждом уроке, но и на каждом этапе урока. Как правильно оценить его работу, не свести оценку к поурочному баллу за активность? Предоставляю ученику возможность улучшить свою работу. Вместо исправлений ошибок использую рекомендации: перечитать, обдумать, проанализировать ту часть работы, которая не соответствует предъявляемым требованиям, и внести коррективы в свою деятельность по результатам обратной связи с целью улучшения процесса обучения.

. В классе – комплекте в нашей школе по немецкому языку 2 ученика ( 5 и 9 классы). Сильных учеников нет. Учиться не у кого. Поэтому на подготовку к уроку я трачу значительно больше времени, чем к обычному уроку. Моей задачей является- не только сформировать умения и навыки учащихся во всех видах речевой деятельности, но и развивать самостоятельность, расширить кругозор, воспитать интерес к предмету. Как сделать этот процесс интересным и творческим, как создать атмосферу увлеченности и снять усталость у детей? Ответ на все эти вопросы - организация коллективных занятий. В технологической карте урока по ФГОС предусматриваю традиционные этапы урока, но строго учитываю индивидуальные особенности характера, уровень знаний и способностей обоих учеников.

В качестве примера публикую урок по грамматике в классе комплекте ( 5 и 9 классы)

Задачи урока:

Обучающие:

Повторение перфект слабых глаголов ( для 5 кл.), с сильными глаголам ( для 9 кл.)и образование презенс пассив



Учить употреблять глаголы в утвердительных и отрицательных предложениях, отрицание «nicht» с глаголами, используя структурные схемы;

Читать и понимать реплики на прошедшее время перфект.

Развивающие:

Расширение общего кругозора школьников;

Повышение мотивации к изучению немецкого языка.

Воспитывающие:

Воспитывать уважение и толерантное отношение к культуре страны изучаемого языка.



ХОД УРОКА



№п/п

Этап урока и его задача.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

для 5 класса

(Содержание учебного материала)

Деятельность учителя

для 9 класса

(Содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Организационный момент

Задача:

организовать учащихся к уроку

Время – 2 мин.

Guten Tag, Kinder! (Steht auf!)

bitte, setzt euch!

Wie gehts?

.

Приветствие учителя, организация рабочего места


2.

Речевая зарядка.

Задача этапа: мотивировать учащихся к учебной деятельности и общению на иностранном языке.

Время – 2-3 минуты. Основной вид деятельности – рапорт дежурного.

Форма организации деятельности учащихся – диалог.

Die Stunde beginnt!

Учащиеся по очереди друг у друга спрашивают

Welcher Тag ist heute? Welcher Тag ist morgen?

Welcher Тag ist übermorgen? Welcher Тag war gestren?





Der wievielte ist heute? Der wievielte ist morgen?

Der wievielte ist übermorgen? Der wievielte war gestern?



Welche Hausaufgabe ist heute?

Hast du die H/a gemacht?



Heute sind alle da. … fehlt (fehlen)



Формируемые УУД – коммуникативные, регулятивные

3.

Контроль домашнего задания.

Задача этапа: проверить домашнее задание, оценить самостоятельную работу учащихся.

Время – 5-7 минут. Форма организации деятельности учащихся – самоконтроль.

Ответ дан на компьютере после домашнего задания.

Wie war die Hausaufgabe?

1. Проверка выполнения домашнего задания ( на компьютере тест- вставить в правильной форме глагол haben.

2. Из набора слов составить предложения ( на карточке).Глагол haben поставить в правильной форме.

Haben, ich, eine Schwester.

Die Kinder, heute, 5 Stunden, haben.

Monika, haben, die Geschwister.




Проверка выполнения домашнего задания.

Письменный словарный диктант по теме « Ferien, ade!».

Составить с любыми из написанных слов 5 – 7 предложений.

Контроль учителем.

Говорят, что было задано на дом. Выполняют упражнение

Основной вид деятельности лексика, грамматика,письмо


Формируемые УУД – коммуникативные, регулятивные, личностные

4.

Постановка учебной задачи.

Задача этапа: сформулировать цель и задачи урока, включить учащихся в совместную деятельность, общение. Время – 5-10 минут. Основной вид деятельности – говорение/чтение.

Форма организации деятельности учащихся – беседа/решение коммуникативных задач

А сейчас мы выполним хитроумное задание. Выполнять его будете в парах. Прочитайте

Getanzt, kontrolliert, gemacht, gearbeitet.

Что это такое? Теперь добавим haben и образуем предложение, тогда мы узнаем тему нашего урока.

Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

Выполняют задание в парах.

Предполагают, чем будут заниматься на уроке.


Формируемые УУД – коммуникативные, регулятивные, личностные, познавательные.

5.

Актуализация знаний.

Задача этапа: повторить ранее изученный материал (лексический, грамматический), актуализация способов решения коммуникативных задач в основных видах речевой деятельности.

Время – 10-15 минут.

выполнение упражнений.

Форма организации деятельности учащихся – фронтальная.

На компьютере задание: образовать Partizip 2

Sammeln, wohnen, leben, operieren, lernen, arbeiten ( для 5 кл.)

Если возникли трудности для 5 класса стр.218 учебника, для 9 класса таблица сильных глаголов в словаре.

Повествовательные.

Работают устно, фронтально, у доски.

Работа с учебником на стр. 218.

Lesen, schreiben , gehen, vorlesen, aufmachen.

Устно объяснить образование Partizip2.




Формируемые УУД – коммуникативные, регулятивные, личностные, познавательные.


6.

Тренировка лексического и грамматического материала и применение нового материала в говорении, чтении и письме. Задача этапа: организовать тренировку и применение языкового материала в различных видах речевой деятельности.

Время – 5-10 минут.

Основной вид деятельности – говорениe, чтение.

Форма организации деятельности учащихся –индивидуальная

А теперь узнаем, что делали герои полилога. Стр. 23, Упр. 2. Найти в упражнении предложения в форме перфект. Зачитать их и попытаться перевести со словарем. Обратить внимание, что глагол haben не переводится и от Partizip 2 нужнo образовать неопределенную форму глагола.

.




Работа над тестом фронтально с учителем.









Работа по образцу в парах «Что делал Пикси?»

Тест на компьютере. Определить временную форму глагола.

Die deutsche Kinder hatten oft die Sommerferien im Ausland verbracht.

Viele haben die Sommerferien an der Ostsee verbracht.

Mein Brieffreund verbrachte die Ferien in Berlin.

( Präteritum, Plusquamperfekt, Perfekt)

Вспомнить спряжение глагола werden

в презенс актив. Стр.201 учебника

Формируемые УУД – коммуникативные, регулятивные, личностные, познавательные

7.

Динамическая/эмоциональная пауза.

Задача этапа: организовать релаксацию учащихся, сменить вид деятельности. Время – 2 минуты.

Основной вид деятельности – выполнение движений под музыку или без нее. Форма организации деятельности учащихся – физкультминутка.

Eins, zwei, drei, vier alle alle turnen wir

Eins, zwei, drei, vier alle alle klappen wir

Eins, zwei, drei, vier alle alle springen wir

Eins, zwei, drei, vier alle alle sitzen wir








Работа фронтально.

Eins, zwei, drei, vier alle alle turnen wir

Eins, zwei, drei, vier alle alle klappen wir

Eins, zwei, drei, vier alle alle springen wir

Eins, zwei, drei, vier alle alle sitzen wir


Формируемые УУД – личностные

8.

Применение нового материала в говорении, чтении и письме

Задач этапа:

Организовать тренировку и применение языкового материала в различных видах речевой деятельности

Время – 10-15 минут

Основной вид деятельности –

письмо, решение коммуникативных задач

Форма организации деятельности учащихся –индивидуальная

Теперь узнаем, как образуются отрицательные предложения в перфект. Вспомним, какое отрицание kein или nicht берется в данном случае. Смотрим на компьютере образец отрицательного предложения.

Er hat die H/a nicht gemacht.

Карточка. Образуйте отрицательные предложения и переведите их.

Ich habe heute geturnt.

Otto hat seine H/a geprüft.






Работа в группах (по рядам) – «Что не делали ?»






Образование презенс пассив.

Просмотр презентации.

Закрепление материала. Упр. 12 стр.14

Формируемые УУД – коммуникативные, регулятивные, личностные, познавательные

9.

Подведение итогов урока. Задача этапа: соотнести цель урока с его результатом.

Время – 2 минуты.

Основной вид деятельности – беседа. Форма организации деятельности учащихся – фронтальная

Что мы узнали на уроке?

Познакомились с частицей «nicht» в предложении. Отвечали на вопрос «Was hat ….gemacht?».

«Was hat …. nicht gemacht?».

Познакомились с образованием и переводом предложений в презенс пассив.

Формируемые УУД – регулятивные, личностные


10

Рефлексия.

Задача этапа: организовать самооценку деятельности и учащихся.

Время – 2 минуты.

Основной вид деятельности – самооценка, соотнесение цели с результатами.

Форма организации деятельности учащихся – индивидуальная

Ребята, выберете к каждому вопросу ответ:



1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

7. Домашнее задание мне кажется интересно / не интересно

Раздаточный материал: дети оценивают свою деятельность и деятельность учителя на уроке.

Формируемые УУД – регулятивные, личностные

11.

Домашнее задание.

Задача этапа: подготовить учащихся к выполнению домашнего задания.

Время – 2 минуты.

Основной вид деятельности – запись.

Форма организации деятельности учащихся – индивидуальная.


Стр.24-25 выучить памятки


Правила. Самостоятельно по классному образцу составить 3 предложения в форме презенс пассив

Формируемые УУД – личностные