Учитель истории МБОУ С(К)Ш: Степанова Светлана Анатольевна г.Биробиджан
« Дифференцированное обучение на уроках истории»
Проблема
Поскольку внимание у детей с нарушением интеллекта неустойчиво, через 10 – 15 минут от начала урока перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы. Невозможность сосредоточиться на задании вызывает у одних раздражение, у других – категорический отказ от работы. Как следствие, у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью. Индивидуальные различия детей и их дифференцированное обучение давно волнует учителей и учёных и является не только социально- психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.
дифференцированного обучения.
Дифференцированное обучение
Это система образования, обеспечивающая развитие личности каждого школьника с учетом его возможностей, интересов, склонностей и способностей. Оно предполагает открытость и вариативность образования, а также многообразие методов, средств и форм организации учебной и воспитательной работы. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося).
Дифференцированное обучение групп Классификация групп по В.В. Воронковой
Низкий С трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной, предметно-практической).
Средний Достаточно успешно обучаются в классе. В основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изученный материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.
Высокий Успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания выполняют самостоятельно.
Предмет исследования
разнообразные формы, методы, приемы дифференцированного изучения материала с учетом индивидуальных различий учащихся на уроках истории и обществознания.
Цель:
- выявить наиболее оптимальные приемы и методы дифференциации обучения в период становления личности, позволяющие осуществлять учебно-воспитательный процесс в русле современных требований к качеству образования.
Гипотеза
Если удастся воспитать устойчивую потребность к получениям знаний на уроках истории, которая должна перейти в прочную привычку, то мы добьемся осознания школьником необходимости получения таких знаний для достижения успехов в учении, жизни, трудовой деятельности.
Если при обучении истории и обществознания в системе использовать дифференциацию обучения с учетом индивидуальных способностей то:
• учащиеся лучше усвоят изучаемый материал
• возрастет готовность учеников к самообучению
• "вектор развития" строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.
Задачи работы
1. Изучение литературы по данной проблеме.
2. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.
3. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
4. Разработка разноуровневых заданий по истории.
Для осуществления этих задач необходим дифференцированный подход к каждому школьнику.
Распределение на группы для работы с учебником
Низкий Работают с помощью учителя, одноклассников, опорных слов, схем. Средний Учитель указывает страницу в учебнике, помогает найти нужный абзац.
Высокий Самостоятельно находят соответствующий материал в учебнике. Отвечают на вопросы.
Распределение на группы для работы с картой
Низкий Работают с помощью учителя.
Средний Находят объекты с помощью предложенных ориентиров.
Высокий Самостоятельно находят соответствующий объект на карте.
Работа с картой
Распределение на группы для ответов на вопросы
Низкий Работают с помощью учителя, опираются на незаконченными предложениями или предложения с опорными словами.
Средний Отвечают с помощью плана или наводящих вопросов. Высокий Дают развёрнутый ответ.
Ответы на вопросы
- 1 группа – дают развёрнутый ответ.
- 2 группа – отвечают с помощью плана или наводящих вопросов.
- 3 группа – работают с помощью учителя, опираются на предложения с незаконченными предложениями или опорными словами.
Например, при закреплении изученного материала по теме «Нашествие монголо - татар» ( задание для учащихся 3 группы):
- На доске:
- Первое сражение русских войск с монголо-татрами состоялось летом 1223 года .
- Закончилось это сражение победой монголо-татар .
При разработке и подборе упражнений использованы следующие способы дифференциации
- 1. Дифференциация материала по объему учебного материала.
Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы обучающихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, Им требуется на это дополнительное время. Сильные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания.
2. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). К репродуктивным заданиям относятся, например, пересказ текста параграфа, ответы на вопросы учителя, объяснение значений исторических понятий, знание дат исторических событий и. т.д. К продуктивным относятся задания, отличающиеся от стандартных.
При из учении темы «» Иван III» Кроссворд
- По горизонтали : 2. Город, основанный Юрием Долгоруким.
- 6. При этом князе Кремль был деревянным.
-
- По вертикали : 1. Это имя князь получил после битвы на поле Куликовом.
- 3. Крепость в русских городах.
- 4. Дом божий, здание для богослужения.
- 5. Художественное изображение святых, Бога.
Кроссворд
3. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. Этап проверки проводится фронтально.
4. Дифференциация работы по степени и характеру помощи учащимся.
Разноуровневые упражнения на этапе закрепления нового материала.
- Вашему вниманию представляем разноуровневые упражнения на этапе закрепления нового материала.
- Например, при закреплении изученного материала по теме «Быт простых и знатных людей» - 8 класс ( задание для учащихся 2группы):
- Составьте с помощью опорных предложений рассказ о быте боярина.
- - Жили в хоромах с несколькими светлицами.
- - Одежда из заморского сукна, бархата, шелка.
- - Ели из золотой и серебряной посуды
Мониторинг обученности по группам 9 класс (14 учащихся)
Учебный год\Группы
1 группа
2016-2017 уч. год
2/ 14%
2 группа
2017-2018 уч. год
2018-2019 уч. год
3 группа
7/ 50%
2/ 14%
3/ 21%
5/ 36%
8/ 57%
4/ 29%
9/ 65%
2/ 14%
- И в заключении хочется отметить, что индивидуальный и дифференцированный подход на уроках дает возможность включиться в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что дифференцированный подход в изучении истории школьниками отвечает современным требованиям и является приоритетным при изучении истории.
Создание комфортного психологического климата
Направления
- Работа с сильными детьми
- Участия в конкурсах
- Работа со слабыми детьми
- Дополнительные занятия
- Работа с родителями
- Выступления на родительских собраниях; индивидуальные беседы.
Дифференцированный подход на уроках дает возможность:
- Включиться в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что дифференцированный подход в изучении истории школьниками отвечает современным требованиям и является приоритетным при изучении истории.
Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.
Элберт Грин Хаббард.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
www.themegallery.com