Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Молодежненская средняя общеобразовательная школа»
Яшкульский район Республика Калмыкия
Докажем теорему прилагательных
( Из опыта работы по применению технологии УДЕ на уроках русского языка в
начальной школе»)
Автор: Середа Мария Ивановна, учитель начальных классов
п. Молодежный,2021г.
Каждый, неравнодушный учитель задумывается над тем, как сделать процесс обучения эффективным, увлекательным и доступным для обучаемого. Найти ответ непросто, несмотря на то, что существуют десятки технологий, претендующих на заявленные категории. Не одну из них придется перепробовать, прежде чем поймешь: вот эта – самая лучшая!
Для реализации ФГОС НОО требуются различные технологии, в основе которых лежит деятельная направленность обучения. Поэтому технология укрупнения дидактических единиц, разработанная академиком П.М.Эрдниевым, не теряет своей актуальности, так как основная ее идея - научить детей мыслить и работать творчески. В научной литературе ее называют «живой родник мышления и творчества». Укрупненная дидактическая единица - это клеточка учебного процесса, состоящая из элементов, обладающих информационной общностью. Сложность применения системы УДЕ, как и других новых технологий, состоит в том, что от учителя требуется творческий подход к делу, как говорил сам автор, сотворчество. Для этого нужны знания, опыт и вдохновение. Все согласятся, что каждый ребенок, приходя в школу, желает хорошо учиться. Желание учиться не пропадет при условии, что ученик добивается успехов в учебе. Считаю, что успешность обучения обеспечивает технология УДЕ П.М.Эрдниева.
Может сложиться ошибочное представление, что система УДЕ применима лишь к математическому образованию. Действительно, в математике она сложилась в мощную технологию. Но, как показала практика, приемы УДЕ можно с успехом использовать и в преподавании других дисциплин. В своей работе я пытаюсь принципы УДЕ перенести на все предметы начальной школы, но более продуктивно это происходит на уроках математики и русского языка. Я пришла к выводу, что дети лучше усваивают материал, когда он подается крупными блоками . В своей статье я хочу поделиться опытом применения элементов УДЕ при изучении темы «Части речи».
Я работаю по УМК « Школа России» с учебником «Русский язык» авторов В.П. Канакиной и В.Г.Горецкого. Считаю, что в данном учебнике присутствуют некоторые элементы УДЕ. Может быть, авторы пришли к этому эмпирическим путем, а может преднамеренно ввели принципы УДЕ П.М.Эрдниева. Ведь идея укрупнения и интеграции знаний сегодня одна из самых популярных в педагогической среде.
3
Изучение темы « Части речи» в 3 классе начинается с информационной таблицы о всех частях речи, где указано, на какой вопрос отвечает каждая часть речи, что обозначает, что соответствует принципам УДЕ, помогает представить весь материал в системе в течение нескольких уроков. Обучающиеся узнают обо всех частях речи – существительном, глаголе, прилагательном, числительном, наречии, местоимении, предлоге, союзе и учатся их различать с опорой на печатную графическую таблицу.( См. Приложение №1) На последующих уроках каждую из них изучаем более детально. Важно, чтобы все это время развернутая таблица была у детей перед глазами: так проще сопоставить и сравнить, найти сходства и отличия, запомнить особенности. Подобные таблицы в русском языке – это те же граф - схемы, используемые при доказательстве теорем в математике.
У меня сложилась своя система изучения темы « Части речи», основанная на принципах УДЕ. Например, я практикую перенос материала по маленьким частям из старших классов в младшие. А как иначе? Ведь ученик должен учиться писать правильно и чем раньше - тем лучше. Я заметила, что ребят это не пугает, напротив, они с радостью и удовольствием воспринимают, казалось бы, сложные для них понятия. Учитывая особенности младшего школьного возраста, многие темы я объясняю через грамматические сказки. По программе, например, в 1 классе не даются такие термины, как «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», а вводятся понятия «слова, которые обозначают предмет» и так далее. Я не только ввожу эти термины, но и даю почти полную характеристику этих частей речи. Ребята прекрасно усваивают, что имена существительные бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, имеют род мужской, женский или средний, бывают в единственном и множественном числе. При изучении темы “Глагол” дети уже в 1 классе знакомятся с тем, что глагол может изменяться по лицам, числам, временам, а в прошедшем времени и по родам. Результат становится ощутимым уже к концу 1 класса: многие мои ученики свободно разбирают предложения по частям речи и членам предложения. У них появляется интерес к русскому языку, расширяется словарный запас. В основу УДЕ положен принцип: чтобы обучать ускоренно и при высоком уровне знаний, необходимо рассматривать целостные группы взаимосвязанных понятий. Лейтмотивом урока, построенного по системе УДЕ, служит правило: не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставить исходную форму знания видоизмененной.
Существенно помогает блочной подаче материала таблица ( См. Приложение № 2), которую я составила сама и успешно использую в работе уже много лет. Это мое « ноу-хау», мой верный помощник. По данной схеме – таблице очень легко и удобно изучать имена 4
существительные и прилагательные. В таблице наглядно показано, что грамматические признаки прилагательного зависят от имени существительного. Информация таблицы помогает формировать навык правописания родовых окончаний имен прилагательных, составлять словосочетания из имен прилагательных и существительных, развивать умения определять число имени прилагательного. Обучающимся легко и просто все это запомнить с опорой на наглядность, учитывая их наглядно - образное мышление. То, что зрительно воспринимается рядом, легче противопоставить и связать логически, словесно. Далее последовательно проводится наблюдение над каждым родом имен прилагательных. Ученики должны прийти к выводу, что род имен прилагательных определяется по имени существительному, с которыми они связаны. Затем ученики выясняют по таблице отличительные признаки родовых окончаний имен прилагательных: вопрос и окончание. Анализ языкового материала, собранного в таблице, помогает сделать вывод о том, что имена прилагательные изменяются по родам в единственном числе и обобщить признаки каждого рода. Для формирования навыка правописания окончаний имен прилагательных во множественном числе в таблице тоже имеется информация. Таким образом, данная таблица помогает моим ученикам сформировать навык правописания родовых окончаний.
При работе с материалом таблицы обучающиеся овладевают алгоритмом действий:
- установить связь имени существительного с прилагательным;
- задать вопрос от существительного к прилагательному;
-определить род имен существительных;
- по роду существительного определить род имен прилагательных;
-вспомнить окончание имен прилагательных данного рода;
-сравнить окончание имени прилагательного с окончанием вопроса
Технологию УДЕ применять сложно. Учителям непросто: учебников нет, перекраивать содержание материала приходится самим. Но вдохновляют убедительные результаты. Цель УДЕ - создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение кругозора. В основу данной технологии положен принцип - обучать ускоренно и формировать прочные знания на основе активизации мыслительной деятельности. Понимание принципов УДЕ позволяет конструировать уроки и процесс обучения на базе укрупнения знаний. Я счастлива, что мне довелось видеть и слышать 5
великого ученого, П.М.Эрдниева, автора уникальной системы УДЕ. Его учение продолжает жить и служить образованию .
6
Приложение №1
Рис.1
7
Приложение №2
Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе.
Имя существительное
Кто? Что? Предмет УДЕ
Имя прилагательное Признак предмета
Какое? ??
Какой?
С.р.
- ой
Какая?
-ий
-ое
-ее
М.р.
-яя
- ая
Ж. р
-ый
!
Куртки - мн.ч. Ж.Р
Платья - мн.ч. С.Р
Синие - мн.ч. РОД
Синие – мн.ч. РОД
Рис.2 8