СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему я выбираю для своих детей "Основы православной культуры" , потому что основа предмета - это нравственность.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста»»

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Почему я выбираю для своих детей "Основы православной культуры". Основа предмета – это нравственность.

Что главное в православной культуре? Прежде всего – наша христианская нравственность, способность любить Бога и ближних людей, как самих себя. Именно нравственное поведение делает человека по-настоящему счастливым. Ни образование, ни слава, ни достаток сами по себе не дают человеку самодостаточность и мир в душе.

Человек рождается в государстве и получает статус гражданина по праву, а по духу стать настоящим гражданином можно только впитав духовно-нравственные традиции, исторический опыт, великую культуру своей Родины.


Духовно-нравственное воспитание – это длительный процесс, в котором школа является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме.

Школьный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в детях, заложить духовно-нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи духовно-нравственного воспитания.

Важным средством духовно-нравственного воспитания является приобщение детей к традициям народа. Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые обычаи, порядки, правила поведения. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи.

Младший школьный возраст время становления личности, формирования основ его самосознания и индивидуальности. Именно поэтому в этот период нужно сформировать такие важные черты, как любовь к Родине, истории России, уважение к людям других национальностей. Поэтому мы обращаемся к истокам русской народной культуры. Необходимо как можно раньше учить ребенка впитывать культуру своего народа через песни, игры-забавы, пословицы, сказки, произведения народного искусства. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. Ценность народных традиций в совместной деятельности взрослых и детей, в передаче жизненного опыта от старших к младшим. Приобщение к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности способной ощущать свою историческую принадлежность к родному народу. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования нравственных качеств.

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Традиционные формы обучения утрачивают свое значение, все шире используются активные методы обучения, которые вовлекают детей в активную воспитательно - познавательную деятельность.

Праздник - это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В. А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его сохранить детство». Для проведения православных праздников подбираем литературно-музыкальный материал, так, чтобы он помог наполнить досуг ребёнка радостью, и при этом помог понять духовный смысл праздника, наполнить его особой атмосферой.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания через приобщение детей к народным традициям мы выбрали годичный праздничный круг: зимой – «Рождество», «Масленица», весной – «Пасха», летом - «Праздник русской березки» - троица.

Решили провести совместный праздник с учениками 2,3,4 классов. Ученики при подготовке с удовольствием изготавливали писанки. На уроках технологии при изготовлении пасхальных сувениров использовали различные технологии «Декупаж», «Вытынанка», «Коллаж», «Работа с пластилином» и многие другие. Чтобы доступно донести каждому ребёнку смысл этого праздника, его традиции, пробуем различные формы проведения. Ученики третьих классов на кружковой деятельности по ОПК с удовольствием участвуют в постановках кукольного театра. Ученики 4 классов помогали учителю находить дополнительный материал к освещению православного праздника «Святой Пасхи». На уроках музыки ребята разучивали пасхальные песни. Учащиеся 2 класса с удовольствием занимаются в фольклорном ансамбле «Кулики».

 Духовно-нравственное воспитание (знания о Родине, стране, народе, обычаях, истории, культуре) является пищей ума. Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а в свою очередь любящее сердце ответит чувством патриотизма! Мы верим так и будет!



Обобщая выше сказанное, мне искренне хотелось бы, чтобы горькие слова Николая Гоголя не были справедливы на наших детях: "Владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его", поэтому выбирайте часть Христова сокровища – православную культуру!