ОДНА ИЗ ФОРМ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ
В распоряжении учителя имеется достаточное количество приемов и способов организации оперативного контроля, но далеко не все они, по разным причинам, применяются на практике.
Предлагаемая ниже система поможет упростить процедуру проверки выполнения заданий, определить причины затруднений и неудач учащихся.
Эта система контроля направлена в первую очередь на проверку достижения обязательных результатов обучения математике. Ее суть заключается в том, что система вопросов, на которые должен ответить ученик в ходе выполнения задания, «подсказывает» алгоритм решения задачи. Это очень важно для слабых учеников.

Рис.1 Рис.2
Основу описываемой системы составляют карточки-задания, которые учащиеся выполняют на «листе ответов» (рис.1). При этом они вписывают получаемые результаты в соответствующие рамки. Учитель накладывает на «лист ответов» учащегося контрольный трафарет (рис.2), сразу обнаруживая ошибку и причину этой ошибки.
Целесообразно, чтобы размеры и конфигурация «листа ответов» и контрольного трафарета были стабильны в течение учебного года, а сам контроль был постоянным, а не эпизодическим. Это организует учащихся, приучает их к аккуратности, в ряде случаев способствует лучшему усвоению изучаемого материала.
Такой контроль может быть как фронтальным, так и индивидуальным. Карточки-задания следует использовать для работы не только в классе, но и дома. Наибольший эффект дает их применение сразу после изучения нового материала. Например, после объяснения формул приведения учитель может включить в самостоятельную работу для всего класса карточку-задание такого вида:
Приведите к тригонометрической функции угла
.
а) В какой четверти находится угол
? Какой знак имеет косинус в этой четверти?
б) Сохраняется ли название исходной функции?
в) Запишите ответ.
В данном случае карточка-задание выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую. Она способствует формированию у учащихся навыка правильно применять формулы приведения.
Важную роль играют карточки-задания при работе со слабыми учениками. При этом вопросы, включаемые в такую карточку, должны быть составлены так, чтобы вскрыть пробелы в знаниях учащихся. Например.
Сократите дробь 
а) Какие корни имеет квадратный трехчлен
?
б) Есть ли общий множитель в выражении
и если есть, то какой?
в) Запишите ответ.
Приведу примеры еще карточек-заданий.
Произведите вычитание 
а) Какой общий множитель у этих дробей?
б) Какой дополнительный множитель к первой дроби?
в) Запишите ответ.
Решите неравенство 
а) При каком значении аргумента функция
принимает значение, равное -2?
б) Укажите область определения и характер монотонности функции
.
в) Запишите ответ.
Описанная форма организации оперативного контроля не исключает, а лишь дополняет традиционные формы контроля, такие, как опрос, итоговые контрольные работы и пр. Кроме того, не весь учебный материал целесообразно проверять таким образом, а лишь тот, который направлен на формирование требуемых программой навыков. Применение же карточек-заданий при работе с графиками или по геометрии не приносит ожидаемых результатов, хотя в ряде случаев помогает учащимся усвоить необходимый алгоритм решения типичных задач.
Практика показывает, что рассмотренная форма контроля экономит не только личное время учителя, но и учебное время.