Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ учителя русского языка и литературы Мавлютовой Светланы Александровны,МАОУ Богандинская СОШ №2
Единый государственный экзамен – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. Тестирование по русскому языку позволяет проверить все виды компетенции и имеет безусловные преимущества по сравнению с другими формами контроля. Назначение экзаменационной работы определяют ее структуру: в нее входят задания различного уровня сложности.
Способы предъявления языкового материала не новы для школьников и постоянно используются в практике преподавания русского языка, так же, как и основные умения:
анализировать языковые факты;
оценивать их с точки зрения информативности;
оценивать языковые единицы (правильность, уместность употребления);
использовать основные приемы информационной переработки текста;
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; вести речевой самоконтроль.
Все эти умения вырабатывались в своё время на уроках, поэтому нет необходимости в специальной подготовке к ЕГЭ. Но есть необходимость обобщить и систематизировать эти знания.
Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ.
Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика.
Обязательно изучаю анализ результатов прошлогоднего экзамена. На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников. Работе с орфографическими и пунктуационными правилами посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Традиционным стало проведение в начале каждого урока в старших классах орфографических или пунктуационных пятиминуток. Обязательна работа и по орфоэпии.
Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет учителю быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность.
Процесс систематизации будет более эффективным, если выпускники постоянно имеют возможность применять уже полученные знания и умения, «прокручивая» их каждый раз в новых ситуациях.
Тестовые формы контроля я применяю не только на уроках русского языка, но и литературы.
Но следует помнить, что полной информации о состоянии практической грамотности учащихся тесты не дают, так как проверяют орфографические и пунктуационные умения, но не навыки.
Настоящая же грамотность – это письмо почти автоматическое, без раздумий о том, как и почему надо писать то или иное слово. В данном случае более эффективным способом проверки являются традиционные измерители - диктант, изложение, сочинение. Два последних вида работы (изложение и сочинение) позволяют, помимо грамотности, проверить ещё и речевое развитие учащихся, их коммуникативную компетенцию, предполагающую способность свободно владеть речью в разных условиях общения.
В процессе работы стараемся чаще обращаться к словарям, что позволяет развивать навыки работы со справочной литературой. Я сознательно не даю готовых ответов, а подсказываю, где их можно самостоятельно найти, а потом рассказать об этом классу.
При подготовке к ЕГЭ немалую роль играет то, что принято называть тренировкой. Небольшая работа на 5-7 минут бывает очень полезной. Разрабатываю небольшие тесты в форме ЕГЭ, включающие задания по орфографии, пунктуации, микротексту, фонетике, орфоэпии, культуре речи. Как правило, такие тесты не занимают много времени, зато позволяют на каждом уроке проверять знания.
Одним из основных требований к разработке проверочных заданий в рамках Единого государственного экзамена является обязательная соответственность с основными целями школьного курса и содержанием образовательного стандарта по предмету. В связи с этим определяется уровень соответствия освоенных учащимися знаний, умений и навыков основным целям курса русского языка.
Уровень подготовки по русскому языку определяю с помощью устного опроса, диктанта, изложения, сочинения, многоаспектного анализа текста, тестирования и др.
Тестовые задания использую главным образом для проверки знаний учащихся, понимание изученного материала, способности опознавать языковые единицы, классифицировать их, выявлять соответствие (или несоответствие языковым нормам)
Подготовка к ЕГЭ требует обобщения и систематизации изученного в школе. Особое внимание обращаю на то, какие пробелы есть в знаниях ученика, продумываю способы их устранения.
Цель подготовки к Единому государственному экзамену – дать возможность старшеклассникам потренироваться в выполнении заданий, которые включены в ЕГЭ, проверить себя по всем темам школьного курса русского языка.
В предлагаемые контрольно-измерительные материалы включаю задания, проверяющие четыре компетенции: языковую, лингвистическую, коммуникативную, культуроведческую.
В тесты включаю задания по всем содержательным линиям школьного курса. Следовательно, с их помощью выясняю:
- освоил ли выпускник систему знаний о языке и его устройстве;
- овладел ли учащийся основными нормами русского литературного языка, умениями опознавать, анализировать, сопоставлять;
- умеет ли выпускник работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и интерпретировать необходимую информацию;
- обладает ли одиннадцатиклассник необходимым уровнем развития речевой деятельности, достаточным словарным запасом.
Учитывая специфику контрольно-измерительных материалов, даю комментарий по всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваю наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству ошибок.
Акцентирую внимание на тесты, которые проверяют:
1 знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
2. речеведческие знания – текст: основная мысль, средства связи в нём; типы речи; повествование, описание, рассуждение; стили речи: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный; использование языковых средств в зависимости от темы текста, стиля и типа речи;
3. специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
4. орфографическую и пунктуационную грамотность;
5.владение нормами литературного языка: орфографическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими;
6. умение анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста.
Особое внимание уделяю подготовке к написанию части С. Это сочинение-рассуждение, которое создаётся на основе текста. Ставлю цель урока:
1. подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;
2. совершенствование навыков анализа текста;
3. воспитания уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Проводим лингвистический анализ публицистических, разговорных и художественных текстов, оцениваем высказывание с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, стараемся извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Учимся применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Особое внимание уделяем специфике рассуждения как типа речи, совершенствуем умение анализировать текст.
С помощью этого задания проверяется речевое развитие учащегося. Нацеливаю учащихся на их способность самостоятельно уточнить тему, определить основную мысль и подчинить ей высказывание, выстраивать композицию текста, выбрать нужный для данного случая стиль и тип речи, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, соблюдать нормы литературного языка. Самостоятельно составленный учащимися текст даёт возможность судить об уровне развития, о его общей культуре, имеет ли личностную позицию и умеет ли её выразить, корректно вступая в диалог с автором текста, особенно, если их позиции не совпадают.
Сложными для учащихся считаются задания, которые предполагают проверку речеведческих знаний. Это означает, что учащиеся должны владеть понятийным и терминологическим аппаратом: хорошо знать стили речи, типы текстов, средства и способы связи предложений в тексте и языковые средства выразительности.
При работе над частью С подробно прорабатываем критерии оценки этого задания. Именно там кроется план работы над сочинением. Анализируя текст, учащиеся должны рассматривать его в 4-х аспектах:
1. Проблема, поставленная в исходном тексте.
2. Комментирование проблемы относительно исходного текста (комментарий – рассуждение, пояснительные и критические замечания о чем-либо).
3. Авторская позиция.
4. Собственное мнение.
При выполнении части С учащиеся должны четко помнить составляющие части любого сочинения:
1. Вступление (Обозначение темы, круга проблем, затронутых в исходном тексте; выражение отношения автора сочинения к данным проблемам, их общественной значимости).
2. Основная часть (Отражение и комментирование основных суждений автора исходного текста; приведение аргументов, подкрепляющих эти суждения и связанные с ними собственные соображения автора сочинения; анализ средств выразительности, которые помогли автору исходного текста сделать свою позицию более убедительной. Приведение возможных возражений оппонентов автора и аргументированный ответ на эти возражения, в котором могут быть использованы как аргументы автора исходного текста, так и собственные доводы экзаменуемого. Выражение мнения, не совпадающего с мнением автора (в отношении того или иного конкретного вопроса или нескольких вопросов, затронутых в тексте) или уточняющего, развивающего его мысль).
3. Заключение (Итог рассуждения с выражением личного мнения о тексте и проблеме).
Одной из важнейших задач обучения школьников в условиях текстового подхода становится формирование умений сворачивать текст до ключевых слов и разворачивать текст на базе ключевых слов. Ключевые слова, выступая в качестве единиц внутренней речи, обеспечивают информационный поиск. Заголовок, содержащий ключевое слово, становится пусковым механизмом восприятия текста.
Работа с текстом может проходить в следующих формах:
1. Речеведческий анализ текста, связанный с развитием речи учащихся и способствующий повышению их коммуникативной компетенции.
2. Лингвистический анализ текста, основанный на знаниях и умениях учащихся в различных областях родного языка и способствующий повышению их лингвистической и языковой компетенции.
3. Творческие упражнения на развитие языкового чутья, интерпретация текста изложения, написание своего сочинения.
Диапазон приемов, связанных с использованием текста, достаточно широк. В первую очередь он предполагает беседу с учащимися. Вопросы по тексту могут задаваться не только учителем, но и самими учащимися.
Неотъемлемой частью на каждом уроке должна стать словарная работа. Следует продумать работу по анализу лексики, характерной для языка и стиля того или иного писателя. Особое место в данном случае будут занимать вопросы типа:
В каком предложении все слова употреблены в прямом значении?
Укажите предложения, где употреблены контекстуальные синонимы?
В каком из перечисленных предложений есть фразеологизм? и т.п.
На уроках русского языка больше внимания следует уделять использованию и характеристике изобразительных ресурсов языка: языковых средств художественной изобразительности, фигур речи – помогающих охарактеризовать эстетическую ценность текста, наиболее важных для раскрытия темы и основной мысли высказывания, свойственных тому или иному типу речи. Традиционными на уроке должны стать задания типа:
В каком предложении используется метафора?
В каком из данных предложений обратный порядок слов служит средством выразительности, актуализации значения того или иного слова?
Какое средство выразительности является ведущим в этом тексте? и т.п.
Систематическое проведение на уроках тренингов следующего типа поможет учащимся красочно и выразительно сформулировать свою точку зрения по данному тексту:
Прочитайте текст и пример сочинения к нему. Отметьте в сочинении удачные, с вашей точки зрения, приемы краткого пересказа и анализа предложенного текста. Оцените степень глубины и точности анализа средств выразительности, логику изложения материала, уместность вступления и заключения. Напишите свое сочинение по предложенному тексту.
Очень хороши такие задания, как
«Составляем план»
«Записываем свои мысли»
«Дописываем текст».
В основе методики лежит принцип «от простого к сложному», разнообразные задания и упражнения рассчитаны на последовательную, поэтапную подготовку к написанию Части С: от анализа исходных текстов – к успешному ответу на задания.
Чтобы подготовиться к написанию сочинения-рассуждения, нужно решить следующие задачи:
вспомнить, что такое сочинение-рассуждение и в чем его особенности,
определить последовательность анализа исходного текста,
представить, какие требования предъявляются к сочинению-рассуждению на основе исходного текста,
познакомиться с основными темами и проблемами, которые рассматривают авторы текстов,
пополнить свой словарный запас словами и выражениями, необходимыми для успешного написания сочинения-рассуждения,
научиться анализировать исходные тексты и писать собственные сочинения
познакомиться с основными видами ошибок, которые допускают выпускники в сочинениях, и узнать способы их исправления
Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый педагог сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.
Для учеников готовлю папки-памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании.
Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.
Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.
Шаблон сочинения для части С ЕГЭ.
"..." (наиболее яркая фраза, отражающая идейное содержание текста). Мне кажется, предложенный N (имя автора) текст именно об этом. В нем говорится о ... (тема - в двух словах: о войне, о природе, о чувствах и т.д.). Рассуждая на эту тему, автор рассказывает (повествует, размышляет) о ... (краткий пересказ). Таким образом, N поднимает важную, на мой взгляд, проблему ... (и ставит перед читателем вопрос: "..?"). В заключение публицист (писатель) приводит нас к выводу о том, что: (основная мысль). В этом, я думаю, заключена основная мысль текста.
Я полностью согласна с мнением N: ...(тот же вывод, но другими словами). Действительно, проблема, затронутая автором, актуальна во все времена и поэтому не может оставить нас равнодушными. К ней обращались многие писатели и поэты. N1 (другой автор) в повести (романе, произведении) "..." показал (отразил, выразил), как... (название произведения, имена персонажей, связанных с данной проблемой, конкретные ситуации из книги). Так и N отмечает, что (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение).
... (тезис-вывод в виде утверждения), потому что ...(второй читательский аргумент или свой аргумент, основанный на личном опыте в виде размышления). N тоже пишет, что... (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение). ... (свое размышление).
... ( размышляем, обыгрываем начальную фразу, связывая с проблемой текста, показывая значимость проблемы для общества, конкретно для определенной группы людей, обращаясь к содержанию предложенного текста). Подводим итог.
Приложение
Композиция сочинения.
1. Прочитайте текст Д. Лихачёва, в котором сочинения.
убрано абзацное членение. Разбейте текст на абзацы и укажите в ответе номера предложений, соответствующие границам каждого абзаца.
(1) Память — одно из величайших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого... (2) Лист бумаги. (3) Сожмите его и расправьте. (4) На нём останутся складки, и если вы сожмёте его вторично — часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»... (5) Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д. (6) Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелёты в нужном направлении к нужному месту. А что и говорить о «генетической памяти» — памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. (8) При этом память вовсе не механична. (9) Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. (10) Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты. (11) Память противостоит уничтожающей силе времени. (12) Это свойство памяти чрезвычайно важно. (13) Память — преодоление времени, преодоление смерти. (14) В этом величайшее нравственное значение памяти. (15) Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (16) Семейные фотографии — это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. (17) Уважение к труду наших предков, к их традициям и обычаям, к их песням и развлечениям. (18) Всё это дорого нам. (19) Да и просто уважение к могилам предков. (20) Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками.(21) Память — наше богатство.(По Д. Лихачёву)
Ответ:
1-й абзац — предложения №___________
2-й абзац — предложения №___________
3-й абзац — предложения №___________
4-й абзац — предложения №___________
5-й абзац — предложения №___________
6-й абзац — предложения №___________
2. Прочитайте текст Д.С. Лихачёва, а затем сочинение, написанное по этому тексту. Разделите сочинение на абзацы. Обоснуйте ваш вариант абзацного членения.
Мы заботимся о своём здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязнёнными. Загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству.
Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. И экология начинает уже сейчас преподаваться в университетах.
Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живёт не только в природной среде, но и среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности.
Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты не восстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой в прошлом, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.
Ответственны за всё мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.
(По Д. Лихачёву)
3. Прочитайте текст Д.С. Лихачёва, а затем сочинение, написанное по этому тексту. Разделите сочинение на абзацы. Обоснуйте ваш вариант абзацного членения.
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура.
Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость!
От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая — неправильно выбранная главная задача в жизни. Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».
(Д. Лихачёв)
4. Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связный текст. Свой ответ обоснуйте.
A. Невозможно не согласиться с позицией автора. Я тоже убеждён в том, что межнациональные войны — это позор человечества, худшее из зол, существующих на свете. Все народы должны сплотиться, чтобы побороть его ради жизни будущих поколений, просто ради сохранения жизни на земле.
Б. Кроме того, проблема межнациональной розни нашла отражение и в русской литературе. В повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» показана дружба двух мальчиков, Алхузура и Кольки, принадлежащих к разным национальностям. Не случайно герои назвали себя кровными братьями — это вызов тем, кто разжигает межнациональную вражду. Все народы — братья, а братоубийству нет и не может быть прощения.
B. В заключение хочу сказать, что Юрий Лотман призывает читателей задуматься над грозящей миру катастрофой, остановить осмысленное истребление народами друг друга. Ведь «колокол звонит каждому из нас»!
Г. Разные языки, разный цвет кожи — к несчастью, этого более чем достаточно, чтобы разжечь кровавый пожар, подогреваемый слепой, беспричинной ненавистью людей. Именно проблему межнациональных конфликтов поднимает в своём тексте культуролог и литературовед Юрий Лотман.
Д. В подтверждение моей точки зрения можно привести множество примеров. Во-первых, их можно найти в нашей истории: постоянные военные конфликты на Кавказе, преследование евреев... Сегодня мы являемся свидетелями национального конфликта в Киргизии. К несчастью, время ничему не учит людей.
Е . Позиция автора предельно ясна: Юрий Лотман возмущён «клиническим безумием ненависти», которое заставляет людей убивать друг друга. Автор предупреждает, что против сегодняшних агрессоров может быть направлен завтрашний удар. «Спрятаться не удастся никому», — пишет он. По мысли автора, эта проблема касается каждого из нас.
Ж. Автор не случайно обращается к этой проблеме. К сожалению, национальный вопрос никогда не терял своей актуальности. Мы постоянно слышим тревожные сообщения о межнациональных конфликтах в различных уголках нашей планеты. Размышляя над проблемой, Лотман особо подчёркивает, что среди его близких людей были представители самых разных национальностей. Все люди имеют равные права, и сущность человека определяется не цветом его кожи или языком, на котором он говорит. Именно эту мысль стремится донести до читателей автор.
Ответ:
Вступление, формулировка проблемы ________________
Комментарий ________________
Позиция автора ________________
Собственная позиция ________________
Аргумент 1 ________________
Аргумент 2 ________________
Заключение ________________
Учимся анализировать результаты выполнения задания 27
(сочинения)
в ЕГЭ по русскому языку
Прочитайте исходный текст
Исходный текст
Виктор Сергеевич Розов - известный русский драматург, участник Великой Отечественной войны. В остроконфликтных пьесах преимущественно о молодежи второй половины 20 века («В поисках радости», «Традиционный сбор», «Вечно живые», по которой был снят один из лучших фильмов об Отечественной войне «Летят журавли», и др.) он поднимает вопросы нравственности, гражданской ответственности, напоминает о традициях русской интеллигенции. Познакомьтесь с его размышлениями о том, что такое счастье.
(1)Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3)(3амечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4)Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет - по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет.
(9)Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай». (11)Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом...» (12)И еще — «вникай сам».
(13)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый.
(14)Сестры спрашивали: «Розов, что ты такой веселый?» (15)А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я-то здоровый». (16) Дух мой был здоров.
(17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас». (18)Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19)Но не самую важную. (20)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21)Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22)Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе - беда.
Вспомните формулировку задания 25.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны вы или не согласны с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объем сочинения – 150 - 300 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сформулируйте сами «информацию о тексте».
Основные проблемы: | 1) |
2) |
Авторская позиция: | 1) |
2) |
Внимательно прочитайте работу учащегося; справа на полях отметьте все виды ошибок, встретившиеся в тексте.
1. | Нет, наверное, на свете ни одного человека, который никогда не задумывался о счастье. Где же кроется самая его сердцевина? Эту важную проблему поднимает в своей статье Виктор Сергеевич Розов. Вопрос этот имеет общечеловеческий смысл. С древнейших времен люди стремились быть счастливыми. В разное время это состояние понимали по-разному. Изначально, счастливы были те, кто мог прокормить себя; примером могут служить первобытные люди. Затем появилось такое понятие как семья, и счастьем стало иметь мужа или жену, детей, которых возможно было обеспечить. В. Розов рассуждает о том, как понимается счастье в современном мире. Материальный достаток? Частично. Здоровье? Желательно. Но авторская позиция выражена в словах: «Счастье кроется именно в гармонии личности…»; «Царствие Божие внутри нас». Но в тоже время Розов не отрицает значимой роли внешних условий жизни. Мне не во всём близка позиция автора. Ведь сколько людей, столько и разных идеалов, взглядов, мыслей. Галереей различных мнений о проблеме счастья можно считать произведение великого русского писателя Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо…», где герои пытаются выяснить, в чём счастье и кому лучше всех живётся. Но так и не приходят к единому решению. Правильно говорится в пословице: «Людское счастье, что вода в бредне». На мой взгляд, человек счастлив, когда знает, что все его родные и близкие здоровы, что нет серьёзных проблем на работе или в учёбе, и когда мировоззрение не претерпевает серьёзных изменений. Также гармония личности человека не может быть достигнута, пока несчастны окружающие. Ведь невозможно быть умиротворённым, если люди вокруг не достигли душевной идиллии. Счастье – это состояние, для достижения которого необходимо приложить множество усилий. «Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе - беда.» |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
13. |
14. |
15. |
16. |
17. |
18. |
19. |
20. |
21. |
22. |
23. |
24. |
25. |
26. |
27. |
28. |
29. |
Пользуясь таблицей критериев оценки, пошагово оцените работу учащегося.
К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 | К7 | К8 | К9 | К10 | К11 | К12 | К1-12 |
6. Проверьте правильность своего ответа по таблице «Информация о тексте».
Основные проблемы: | 1) проблема счастья (В чем заключается человеческое счастье? Каково соотношение внутренних и внешних атрибутов счастья?); |
2) проблема гармонии (Кто или что может сделать человека счастливым?). |
Авторская позиция: | 1) счастье состоит не только и не сколько в материальных атрибутах; |
2) чтобы быть счастливым, надо постоянно работать над собой («хорошую жизнь» следует делать самому). |
Проверьте правильность выставления вами баллов.
К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 | К7 | К8 | К9 | К10 | К11 | К12 | К1-12 |
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 15 |
8. Обоснуйте выставление баллов экспертами в графе «Комментарии». Для обоснования пользуйтесь критериями оценки работы.
Примечание: Цифры слева в экзаменационной работе нужны для того, чтобы, не переписывая фрагмент текста, указать номер строки, в которой допущена какая-либо ошибка: фактическая, логическая, орфографическая, пунктуационная, грамматическая, речевая, этическая.
Критерий | Комментарий |
К1 (мах 1 б.) | |
К2 (мах 2 б.) | |
К3 (мах 1 б.) | |
К4 (мах 3 б.) | |
К5 (мах 2 б.) | |
К6 (мах 2 б.) | |
К7 (мах 3 б.) | |
К8 (мах 3 б.) | |
К9 (мах 2 б.) | |
К10 (мах 2 б.) | |
К11 (мах 1 б.) | |
К12 (мах 1 б.) | |
Комментарии:
По критериям К1, К2, К3 снижения баллов нет.
К4 – 2 балла. Приведены 3 аргумента: один из художественной литературы, второй- пословица, третий – жизненный. Иллюстрация из поэмы Н.А. Некрасова и пословица косвенно аргументируют мнение пишущего, т.к. свою позицию он выражает дальше.
К5 – 1 балл. Нарушение абзацного членения текста: собственное мнение пишущего не выделено в самостоятельный абзац.
К6 - 1 балл, т.к. нельзя ставить максимальный балл, если есть снижение по критерию К10.
К7 – 2 балл. Одна орфографическая ошибка в 13 строке: в то же время (местоимение + частица, а не союз).
К8 – 2 балла. 1) Пунктуационная ошибка в 6 строке: слово «изначально» не является ни вводным компонентом, ни уточняющим членом предложения, следовательно, знак поставлен немотивированно. 2) Пунктуационная ошибка в 8 строке: такое понятие, как семья (в оборотах с КАК запятая перед союзом ставится, если в основной части предложения им предшествуют указательные слова ТОТ, ТАКОЙ, ТАК, СТОЛЬКО и подобные). 3) Пунктуационная ошибка в 29 строке: …иначе – беда». Точка ставится за кавычками, а не внутри.
К9 – 1 балл. В 19 - 20 строках допущена грамматическая ошибка: …где герои пытаются выяснить, в чём счастье и кому лучше всех живётся. Но так и не приходят /к\ единому решению. Неоправданная парцелляция привела к нарушению границ предложения.
К10 – 1 балл. 1) В 5-6 строках допущен тавтологический повтор: в разное время … по-разному. 2) В 8-9 строках неудачная инверсия: …и счастьем стало иметь мужа или жену, детей, которых возможно было обеспечить. 3) В 26 строке употреблено слово в несвойственном ему значении: … не достигли душевной идиллии. Идиллия (перен.) – мирное, счастливое существование (ирон.).
К11 – снижения баллов нет.
К12 – 0 баллов. Допущена фактическая ошибка в фоновом материале: Н.А. Некрасов был ПОЭТОМ, а не писателем.