Доклад
«Реализация программы наставничества в рамках внеурочной деятельности в школе № 507 Московского района Санкт-Петербурга»
Одной из главных целей современного образования является раскрытие и развитие заложенных в ребёнке природных способностей. Внеурочная деятельность в школе продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в образовании в нашей стране. В настоящее время внеурочная работа представляет собой деятельность, которая организуется с классом или группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге. Согласно стандарту, внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
В нашей школе проводится работа, направленная на выявление и поддержку, развития творческих способностей обучающихся, а также оказывается помощь в самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями в различных сферах деятельности, где каждый обучающийся будет успешен. Каждый обучающийся без принуждения, может выбрать любое направление, где развивает свои способности, что позволяет заинтересовать и привлечь к внеурочной деятельности большое число детей.
Для того, чтобы педагоги умели эффективно организовывать внеурочную деятельность, необходимо их обучение в рамках повышения квалификации или через систему дополнительного образования. Важную роль играет сопровождение педагогов во внеурочной деятельности в школе уже после их обучения. В нашей школе мы используем несколько форм наставничества одна, из них - «учитель-учитель». Более опытные педагоги помогают правильно организовать занятия по внеурочной деятельности молодым педагогам.
Помощь и поддержка опытных коллег способствуют не только быстрой адаптации молодых педагогов, но и развитию их профессиональной деятельности. Одной из наиболее эффективных форм сопровождения педагогов является наставничество.
В нашей школе был разработан план работы для педагога-наставника, где были четко поставлены цели и задачи, планирование и организация работы во внеурочной деятельности, важное место в плане занимает и обучение наставляемого работе с заполнением документации по внеурочной деятельности, отметили в плане и контроль за деятельностью молодого специалиста. Согласно положения составляем в течение 5 рабочих дней с начала срока наставничества индивидуальный план обучения на год (далее работа планируется на каждый учебный год). Необходимо помнить, что индивидуальный план обучения подписывается наставляемым по согласованию с наставником, чтобы для молодого педагога это не стало полной неожиданностью, что над ним берут «шефство». Наставник в качестве примера выполняет отдельные должностные обязанности и поручения совместно с наставляемым. Наставник должен передавать накопленный опыт профессионального мастерства по внеурочной деятельности. Периодически наставник докладывает куратору о процессе работы с наставляемым, и результатах его профессионального становления. В конце года наставником и куратором наставничества в школе будет поведен итог работы и составление планирования работы на следующий учебный год, если это требуется.
Мы видим положительные результаты взаимодействия наставника и молодого педагога в организации внеурочной деятельности , что доказывает эффективность созданных условий для внедрения во внеурочную деятельность форму наставничества «учитель-учитель».
Также в школе во внеурочной деятельности активно применяется форма наставничества «учитель – ученик». Главная цель наставничества во внеурочной деятельности: создание условий для развития, самоопределения и самореализации детей, формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач.
Задачи наставника во внеурочной деятельности:
Создание условий для развития личности и самореализации обучающихся школы на основе умения учиться;
Обеспечение обучающимся возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
Выявление и отбор средств формирования универсальных учебных действий, образовательных технологий деятельностного типа;
профессиональное самосовершенствование.
Рассмотрим процесс наставнического взаимодействия более подробно:
1. Проведение мотивационной встречи с наиболее активными обучающими школы, на которой руководители программы (куратор - завуч) – рассказывает о наставничестве и его истории, формате, планах и возможных результатах. А далее происходит представление программ наставничества на педагогическом совете.
2. Сбор заявок от желающих попробовать себя в роли наставника. Анкетирование включает вопросы о ресурсах потенциальных наставников: навыки, знания, возможная частота встреч.
Важно упомянуть, что не каждый обучающийся выбирает наставничество сугубо с целью самореализации в качестве волонтера. Более того, многие преследуют не бескорыстные цели: занять более высокое место в коллективе, пользоваться большим авторитетом и уважением, навязывать свои взгляды на организацию образовательного процесса.
3. Обучение наставников происходит в формате регулярных встреч (около 3-4) с куратором программы, на которых обучающимся-наставникам предлагаются ролевые ситуации («отличник – двоечник», «лидер – тихоня» и т.д.), которые необходимо проиграть и обсудить с последующим самоанализом.
Также обучающимся-наставникам были представлены пособия МЕНТОРИ «Рабочие тетради наставника», кроме этого наставники могут проходить различные курсы на сайтах Корпоративный университет РДШ, Добровольцы России.
4. Формирование пар/групп наставник-наставляемый(е) в зависимости от конкретной ситуации в образовательном учреждении:
5. Этапу работы по решению поставленной перед парой / группой задачи предшествует этап самоанализа и совместного анализа компетенций, талантов и умений как наставника, так и наставляемого.
6. Куратор контролирует ход работы наставнических пар, не вмешиваясь во внутренние взаимоотношения наставника и наставляемого, если от участников взаимодействия не поступит соответствующая обратная связь, следит за организационными моментами и системностью встреч. После каждой встречи наставник и наставляемый могут заполнять специальный дневник, оценивать результаты.
7. После того как проблема наставляемого решена, ученик-наставник и ученик-наставляемый представляют свои выводы, результаты и обратную связь куратору, либо на общей встрече другим парам.
8. Лучшие наставники по результатам обратной связи от кураторов и наставляемых поощряются за активную общественную и культурную работу, награждаются грамотами.
Для подготовки к конкурсам и выполнения заданий в сформировавшейся команде назначается ответственный наставник, который помогает подготовиться остальным, активизирует других участников и контролирует их деятельность.
Помощь старшеклассников в подготовке научных работ обучающимся младших классов, в рамках подготовки к конкурсу исследовательских работ и творческих проектов
Формы «учитель-ученик», «ученик-ученик» очень эффективно используется во внедрении программы наставничества по подготовке ребят к олимпиадам и в проектной деятельности.
Проектная деятельность
Групповые занятия позволяют обучающимся реализовать свой интерес к определённой предметной области.
Проектная, учебно- исследовательская деятельность осуществляется в тесном сотрудничестве обучающихся и педагогов. В течение учебного года обучающиеся разрабатывают и реализуют исследовательские проекты, результаты которых представляют затем на различных конкурсных мероприятиях.
Примеры групповых проектов в школе:.
- Проект «ИНФОЗОНА»»
- Проект «Музыкальные театры и концерты нашего города»
- Проект «К 350-летию Петра I»
- Проект «Блокадный Ленинграда»
- Проект «Прогулка по Московскому проспекту»
- Проект «Азбука юного жителя Петербурга» и т.д.
Индивидуальная работа наставника с наставляемым:
- Индивидуальные консультации педагогов и обучающихся в рамках внеурочной деятельности
- Участие в акциях
3.Организация внутришкольных мероприятий
Научно-практические конференции
Фестиваль науки и творчества
Предметные недели
Исторические дебаты, круглые столы
Интеллектуальные игры, викторины
Фестиваль детского творчества «Мы ищем таланты»
Лестничные чтения.
Традиционные праздники из цикла годовых мероприятий.
Встречи с интересными людьми
Новогодний огонек
4. Внеурочная деятельность
5.Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня
6. Школьный пресс-центр
В школе активно работает школьный пресс-центр. Основная задача - способствовать воспитанию разносторонней личности, интеллектуально и психологически-развитой. На базе пресс-центра обучающиеся реализуют личностные качества и способности, а также развивают свои творческие качества. Руководителям-наставникам пресс-центра удалось создать команду единомышленников-людей, которым действительно интересно принимать участие в районном медиафоруме команда пресс-центра получила статус активного участника районного медиацентра Московского района, а ее руководители - благодарности. Выполняя задания медиа-форма, дети знакомятся под руководством своего наставника с разными жанрами журналистики, участвовуют в мастер-классах очно и он-лайн от мастеров журналистского дела. Все это способствует в помощи в выборе профессии обучающимися нашей школы.
Как мы видим, наставническая деятельность во внеурочной деятельности необходима в каждой образовательной организации, как одна из форм социально значимой деятельности обучающихся, способствующей личностному совершенствованию, приобретению новых знаний и навыков, выявлению способностей, стимулированию инициативы и творчества, формированию активной социальной позиции, опыта ответственного отношения к жизни, к себе и окружающим людям, дающая каждому возможность быть созидателем. А также как одна из форм межличностного и межгруппового взаимодействия детей разных возрастов, систематическая и целенаправленная деятельность по передаче опыта, знаний, ценностей и традиций от старших к младшим членам общества, от обучающихся образовательных организаций к обучающимся образовательных организаций.
Заместитель директора по УР: Зорина Т.В.