СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы. Реализация программы наставничества в рамках внеурочной деятельности в школе № 507 Московского района Санкт-Петербу

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В нашей школе проводится работа, направленная на выявление и поддержку, развития творческих способностей обучающихся, а также оказывается помощь в самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями в различных сферах деятельности, где каждый обучающийся будет успешен. Каждый обучающийся без принуждения, может выбрать любое направление, где развивает свои способности, что позволяет заинтересовать и привлечь к внеурочной деятельности большое число детей.

Для того, чтобы педагоги умели эффективно организовывать внеурочную деятельность, необходимо их обучение в рамках повышения квалификации или через систему дополнительного образования. Важную роль играет сопровождение педагогов во внеурочной деятельности в школе уже после их обучения. В нашей школе мы используем несколько форм наставничества одна, из них - «учитель-учитель». Более опытные педагоги помогают правильно организовать занятия по внеурочной деятельности молодым педагогам.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы. Реализация программы наставничества в рамках внеурочной деятельности в школе № 507 Московского района Санкт-Петербу»

Доклад

«Реализация программы наставничества в рамках внеурочной деятельности в школе № 507 Московского района Санкт-Петербурга»


Одной из главных целей современного образования является раскрытие и развитие заложенных в ребёнке природных способностей. Внеурочная деятельность в школе продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в образовании в нашей стране. В настоящее время внеурочная работа представляет собой деятельность, которая организуется с классом или группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге. Согласно стандарту, внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

В нашей школе проводится работа, направленная на выявление и поддержку, развития творческих способностей обучающихся, а также оказывается помощь в самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями в различных сферах деятельности, где каждый обучающийся будет успешен. Каждый обучающийся без принуждения, может выбрать любое направление, где развивает свои способности, что позволяет заинтересовать и привлечь к внеурочной деятельности большое число детей.

Для того, чтобы педагоги умели эффективно организовывать внеурочную деятельность, необходимо их обучение в рамках повышения квалификации или через систему дополнительного образования. Важную роль играет сопровождение педагогов во внеурочной деятельности в школе уже после их обучения. В нашей школе мы используем несколько форм наставничества одна, из них - «учитель-учитель». Более опытные педагоги помогают правильно организовать занятия по внеурочной деятельности молодым педагогам.

Помощь и поддержка опытных коллег способствуют не только быстрой адаптации молодых педагогов, но и развитию их профессиональной деятельности. Одной из наиболее эффективных форм сопровождения педагогов является наставничество.

В нашей школе был разработан план работы для педагога-наставника, где были четко поставлены цели и задачи, планирование и организация работы во внеурочной деятельности, важное место в плане занимает и обучение наставляемого работе с заполнением документации по внеурочной деятельности, отметили в плане и контроль за деятельностью молодого специалиста. Согласно положения составляем в течение 5 рабочих дней с начала срока наставничества индивидуальный план обучения на год (далее работа планируется на каждый учебный год). Необходимо помнить, что индивидуальный план обучения подписывается наставляемым по согласованию с наставником, чтобы для молодого педагога это не стало полной неожиданностью, что над ним берут «шефство». Наставник в качестве примера выполняет отдельные должностные обязанности и поручения совместно с наставляемым. Наставник должен передавать накопленный опыт профессионального мастерства по внеурочной деятельности. Периодически наставник докладывает куратору о процессе работы с наставляемым, и результатах его профессионального становления. В конце года наставником и куратором наставничества в школе будет поведен итог работы и составление планирования работы на следующий учебный год, если это требуется.

Мы видим положительные результаты взаимодействия наставника и молодого педагога в организации внеурочной деятельности , что доказывает эффективность созданных условий для внедрения во внеурочную деятельность форму наставничества «учитель-учитель».

Также в школе во внеурочной деятельности активно применяется форма наставничества «учитель – ученик». Главная цель наставничества во внеурочной деятельности: создание условий для развития, самоопределения и самореализации детей, формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач.

Задачи наставника во внеурочной деятельности:

  1. Создание условий для развития личности и самореализации обучающихся школы на основе умения учиться;

  2. Обеспечение обучающимся возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

  3. Выявление и отбор средств формирования универсальных учебных действий, образовательных технологий деятельностного типа;

  4. профессиональное самосовершенствование.

Рассмотрим процесс наставнического взаимодействия более подробно:

1. Проведение мотивационной встречи с наиболее активными обучающими школы, на которой руководители программы (куратор - завуч) – рассказывает о наставничестве и его истории, формате, планах и возможных результатах. А далее происходит представление программ наставничества на педагогическом совете.

2. Сбор заявок от желающих попробовать себя в роли наставника. Анкетирование включает вопросы о ресурсах потенциальных наставников: навыки, знания, возможная частота встреч.

Важно упомянуть, что не каждый обучающийся выбирает наставничество сугубо с целью самореализации в качестве волонтера. Более того, многие преследуют не бескорыстные цели: занять более высокое место в коллективе, пользоваться большим авторитетом и уважением, навязывать свои взгляды на организацию образовательного процесса.

3. Обучение наставников происходит в формате регулярных встреч (около 3-4) с куратором программы, на которых обучающимся-наставникам предлагаются ролевые ситуации («отличник – двоечник», «лидер – тихоня» и т.д.), которые необходимо проиграть и обсудить с последующим самоанализом.

Также обучающимся-наставникам были представлены пособия МЕНТОРИ «Рабочие тетради наставника», кроме этого наставники могут проходить различные курсы на сайтах  Корпоративный университет РДШ, Добровольцы России.

4. Формирование пар/групп наставник-наставляемый(е) в зависимости от конкретной ситуации в образовательном учреждении:

5. Этапу работы по решению поставленной перед парой / группой задачи предшествует этап самоанализа и совместного анализа компетенций, талантов и умений как наставника, так и наставляемого.

6. Куратор контролирует ход работы наставнических пар, не вмешиваясь во внутренние взаимоотношения наставника и наставляемого, если от участников взаимодействия не поступит соответствующая обратная связь, следит за организационными моментами и системностью встреч. После каждой встречи наставник и наставляемый могут заполнять специальный дневник, оценивать результаты.

7. После того как проблема наставляемого решена, ученик-наставник и ученик-наставляемый представляют свои выводы, результаты и обратную связь куратору, либо на общей встрече другим парам.

8. Лучшие наставники по результатам обратной связи от кураторов и наставляемых поощряются за активную общественную и культурную работу, награждаются грамотами.

Для подготовки к конкурсам и выполнения заданий в сформировавшейся команде назначается ответственный наставник, который помогает подготовиться остальным, активизирует других участников и контролирует их деятельность.

 Помощь старшеклассников в подготовке научных работ обучающимся младших классов, в рамках подготовки к конкурсу исследовательских работ и творческих проектов 

Формы «учитель-ученик», «ученик-ученик» очень эффективно используется во внедрении программы наставничества по подготовке ребят к олимпиадам и в проектной деятельности.

  1. Проектная деятельность

Групповые занятия позволяют обучающимся реализовать свой интерес к определённой предметной области.

Проектная, учебно- исследовательская деятельность осуществляется в тесном сотрудничестве обучающихся и педагогов. В течение учебного года обучающиеся разрабатывают и реализуют исследовательские проекты, результаты которых представляют затем на различных конкурсных мероприятиях.

Примеры групповых проектов в школе:.

- Проект «ИНФОЗОНА»»

- Проект «Музыкальные театры и концерты нашего города»

- Проект «К 350-летию Петра I»

- Проект «Блокадный Ленинграда»

- Проект «Прогулка по Московскому проспекту»

- Проект «Азбука юного жителя Петербурга» и т.д.

  1. Индивидуальная работа наставника с наставляемым:

- Индивидуальные консультации педагогов и обучающихся в рамках внеурочной деятельности

  • Рецензирование научных работ обучающихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.

  • Работа над проектами.

- Участие в акциях

3.Организация внутришкольных мероприятий

  • Научно-практические конференции

  • Фестиваль науки и творчества

  • Предметные недели

  • Исторические дебаты, круглые столы

  • Интеллектуальные игры, викторины

  • Фестиваль детского творчества «Мы ищем таланты»

  • Лестничные чтения.

  • Традиционные праздники из цикла годовых мероприятий.

  • Встречи с интересными людьми

  • Новогодний огонек

4. Внеурочная деятельность

  • «Школьная газета»

  • Профориентация

  • «Информатика будущего»

  • «География в деталях»

  • «Биология и мы»

  • «Химия и жизнь»

  • «Я гражданин»

  • «Мир чисел»

  • «Вначале было слово»

  • «Физика вокруг нас»

  • Проектная деятельность в рамках предмета

5.Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня

6. Школьный пресс-центр

В школе активно работает школьный пресс-центр. Основная задача - способствовать воспитанию разносторонней личности, интеллектуально и психологически-развитой. На базе пресс-центра обучающиеся реализуют личностные качества и способности, а также развивают свои творческие качества. Руководителям-наставникам пресс-центра удалось создать команду единомышленников-людей, которым действительно интересно принимать участие в районном медиафоруме команда пресс-центра получила статус активного участника районного медиацентра Московского района, а ее руководители - благодарности. Выполняя задания медиа-форма, дети знакомятся под руководством своего наставника с разными жанрами журналистики, участвовуют в мастер-классах очно и он-лайн от мастеров журналистского дела. Все это способствует в помощи в выборе профессии обучающимися нашей школы.

Как мы видим, наставническая деятельность во внеурочной деятельности необходима в каждой образовательной организации, как одна из форм социально значимой деятельности обучающихся, способствующей личностному совершенствованию, приобретению новых знаний и навыков, выявлению способностей, стимулированию инициативы и творчества, формированию активной социальной позиции, опыта ответственного отношения к жизни, к себе и окружающим людям, дающая каждому возможность быть созидателем. А также как одна из форм межличностного и межгруппового взаимодействия детей разных возрастов, систематическая и целенаправленная деятельность по передаче опыта, знаний, ценностей и традиций от старших к младшим членам общества, от обучающихся образовательных организаций к обучающимся образовательных организаций.

 



Заместитель директора по УР: Зорина Т.В.