Муниципальное общеобразовательное учреждение
Романовская средняя общеобразовательная школа р. п. Романовка Романовского района Саратовской области имени полного кавалера орденов Славы И. В. Серещенко
Из опыта работы учителя технологии первой квалификационной категории Михайловой Людмилы Михайловны.
Тема работы: «Проектная деятельность на уроках технологии как средство активизации деятельности учащихся».
2021 год
Проектная деятельность на уроках технологии как средство активизации деятельности учащихся.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель. ( Л. Н. Толстой)
Главной целью обучения в образовательной области « Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности. Учащиеся должны овладеть основами рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умение применять их при реализации собственной продукции и услуг. Поэтому учителя технологии должны обучать учащихся оформлять объекты труда с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства, давать знания и развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи. Современная система образования даёт учителю возможность среди множества инновационных методик выбрать свою. Личность ученика, его отношение к процессу обучения, совместные с педагогом действия, направленные на получение результата – вот залог успеха. Здесь на помощь может прийти проектная деятельность. В программах «Технологии» обязательным элементом предусматривается раздел «Основы проектирования», на выполнение которого выделяется до 25% учебного времени. А для проектов с повышенным уровнем сложности добавляются внеурочные часы.
В процессе обучения ученик должен выступать как субъект деятельности, который самостоятельно ставит перед собой цели, осознаёт их; предполагает возможные пути построения алгоритма решения учебной задачи, может перевести практическую задачу в учебную; владеет приёмами решения нестандартных задач; любую задачу может решить творчески; осуществляет самоконтроль и самооценку. В этой связи возникает новая функция учителя как ведущего дидактический процесс: он должен организовывать поисковую деятельность учащихся, став одним из её участников.
Выполнить эти задачи помогает метод проектов. Он позволяет реализовать развивающее обучение, дает возможность обучать групповому взаимодействию, развивая теоретическое мышление и воображение.
Творческий проект на уроках технологии - это учебно-трудовое задание. В результате, которого создается продукт, обладающий новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Меняется не только содержание, но и методы обучения. У учащихся вырабатываются качества личности, которые позволяют адаптироваться к новым социально-экономическим условиям.
При организации работы учащихся возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и работа группой. Эта работа привлекает её участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними и расширить зону для самооценки. Кроме того, групповая работа:
-дает возможность учащимся объединиться по интересам;
-обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
-воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
-предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание. Но в тоже время терпимость к другой точке зрения;
-является одним из способов преодоления психологических барьеров ребенка, т. е саморазвитие личности;
-позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества, дух к победе.
Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата.
Проектный метод обучения технологии – это интегрированный вид деятельности по созданию изделий, имеющих личную и общественную значимость. Выполнение проекта – одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни. Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить: 1.Проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы); 2. Целеполаганию и планированию деятельности; 3. Самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта); 4. Презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов; 5. Умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования; 6. Поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля; 7. Практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; 8.Выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;9. Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению). Уроки с использованием интегрированных творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе, изобразительному искусству) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта. Варианты проектов могут быть самыми различными. Необязательно, чтобы весь проект (особенно сложный) выполнялся самостоятельно. Часть проекта может быть уже готовой или выполнена совместно несколькими одноклассниками, при этом работа каждого должна быть четко оговорена. Цель любого проекта направлена на изменение окружающей человека искусственной среды. Проект также должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом потребителей, в котором форма соответствует назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом еще красива. Основной задачей выполнения проектов является усвоение алгоритма проектирования, который схож с деятельностью конструкторов, дизайнеров по созданию объектов, где процесс создания (проектирования) представляет собой определенную последовательность этапов деятельности. Последовательность проектирования значительно облегчает работу учащегося и контроль учителя в процессе проектной деятельности. Проектная деятельность содержит: - анализ проблемы; - постановка цели; - выбор средств ее достижения; - поиск и обработка информации, ее анализ и синтез; - оценка полученных результатов и выводов.
В своей практике я использую проектный метод не первый год. На первом занятии по теме “Проектная деятельность” (после нескольких проведенных уроков в начале года) объясняю ребятам, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Вместе с тем знакомлю учащихся с требованиями к изделию, пояснительной запиской, определяю порядок защиты проекта. Учащиеся знакомятся с ранее выполненными проектными работами. В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий. Учителю важно помочь ученикам в поиске информации, скоординировать процесс создания проекта, быть рядом с детьми, интересоваться их увлечениями, всячески поддерживать, поощрять ребят. На уроках технологии возможна не только индивидуальная работа учащихся над проектом, но и групповая. Конечно, чтобы проектная деятельность была успешной, нужно выполнять определённые правила: в команде не должно быть лидеров, все члены группы равны; все должны получать удовольствие от общения и совместной работы; каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе; все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело; все члены команды, выполняющие проектное задание, должны нести ответственность за конечный результат. Если эти правила соблюдены, ребятам нравится и общение со сверстниками, объединенными общими интересами, и деловая направленность проектной деятельности, взаимопомощь, и то, что всегда нужно довести начатое дело точно в срок, чтобы не подвести всю группу, научиться выражать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других. Очень увлекает детей создание предметов, имеющих практическую значимость. К списку правил работы внутри группы при системном использовании проектного метода необходимо добавить важность ротации – перемещения членов команды по разным позициям в процессе получения результатов по проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, аналитика собранной документации, составителя портфолио - папки документов. На подготовительном, поисковом, этапе ребята погружаются в свой проект. Они занимаются поиском и анализом проблемы, выбирают тему проекта, планируют проектную деятельность по этапам. Собирают, изучают, обрабатывают информацию по теме проекта. Здесь немаловажную роль играет мотивация деятельности учащихся. Тема проекта должна быть ребенку интересной, доступной. Очень важна на этом этапе поддержка учителя, совместная вера в успех. Далее – конструкторский этап. Это и поиск оптимального решения задачи проекта, где ребятам нужно провести исследование вариантов конструкции с учётом требований дизайна, выбрать технологии изготовления, поставить экономическую оценку, провести экологическую экспертизу, и, конечно же, составление конструкторской и технологической документации. На следующем этапе (технологическом) составляется план практической реализации проекта, подбираются необходимые материалы, инструменты и оборудование, выполняются запланированные технологические операции, ведется текущий контроль качества, вносятся при необходимости изменения в конструкцию и технологию. Этот этап особенно интересен детям. Шаги изготовления поделки ребята продумывают до мелочей. Само изготовление шедевра всегда вызывает живой интерес, дети любят созидать, творить и всегда удивляют меня своей изобретательностью, новизной взглядов, умением экспериментировать и находить что-то особенное, редкое, нигде раньше не замеченное. На заключительном этапе оценивается качество выполнения проекта, проводится анализ выполнения, изучаются возможности использования результатов проектирования. Результаты труда представляются в виде презентации, устного или письменного отчета с демонстрацией изделия, что необходимо для анализа проделанного труда, самооценки, а также оценки других специалистов- профессионалов. Возможными критериями оценки творческого проекта могут быть: 1. Конструктивные критерии – прочность, надёжность, удобство использования, соответствие конструкции назначению; 2. Технологические критерии - количество используемых деталей, оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, стандартность технологии, необходимое оборудование, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве; 3. Экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве; 4. Эстетические критерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн; 5. Экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового производства, финансовые затраты, уровень продажной цены, вид рекламы. На защите своего проекта ребята убеждают всех присутствующих в значимости своей работы, проявляют себя отличными знатоками темы своего проекта, обнаруживают такие качества, как добросовестность, трудолюбие, старание, оригинальность. Типы проектов могут быть различны: исследовательские, творческие, практико - ориентированные, межпредметные, информационные, ролево-игровые, монопроекты, проекты с открытой, явной координацией, проекты со скрытой, координацией, внутренние, или региональные проекты. Таким образом, применение метода проекта на уроках технологии способствует формированию общетрудовых умений и навыков учащихся, развитию их самостоятельности и всех сфер личности. Следовательно, проектная деятельность может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся. На уроках технологии проекты в настоящее время занимают значимое место, так как они позволяют формировать коммуникативные навыки, которые наиболее востребованы сегодня на рынке труда. В проектной деятельности выявляется склонность учащихся к той или иной деятельности, развиваются профессиональные способности и компетенции. Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из эффективных методов является метод проектов. Он даёт учащимся возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Примерные программы по учебным предметам. Технология. Стандарты второго поколения. Руководители проекта: А. А. Кузнецов, М. В. Рыжаков, А. М. Кондаков. - М.: Просвещение, 2010г.
2.А.К. Колеченко, Энциклопедия преподавателя, СПб: Каро, 2005г.
3. В. В.Гузеев Планирование результатов образования и образовательная технология М.: Народное образование, 2000г.
4.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2006.
5. Полат Е.С. Метод проектов. – М., 2001
6.Солопова Н.К., Вязовова О.В. Поиск, творчество, находки (проектная деятельность на уроке). – Тамбов: ТОИПКРО, 2005