Мероприятие в группе продлённого дня (1-4кл.)
«Избранный земли Курской»
Место проведения: школьный краеведческий музей
Оформление:
выставка книг: «Исцеляющие иконы». «Чудотворные иконы», «Православные святыни России», рисунки, иллюстрации, презентация, икона с ликом преподобного Серафима Саровского, икона « Знамение Пресвятой Богородицы Курской Коренной»
Форма проведения: устный журнал
Цель: познакомить детей с жизнью и духовными подвигами преподобного Серафима Саровского.
Задачи:
Воспитывать у детей любовь к родной земле, к ее истории.
Способствовать стремлению и потребности совершать добрые дела.
Развивать творческие, познавательные и коммуникативные способности учащихся.
Эпиграф: «Стяжи мир в душе своей, и вокруг тебя спасутся тысячи»
/завещание Серафима Саровского./
Ход мероприятия:
1-я страница
Курск- родина преподобного
Воспитатель:
Мы открываем первую страницу нашего журнала, она называется «Курск- родина преподобного»
«Однажды заспорили между собой 3 человека, сидя на завалинке. А разговор у них был о том, какое наследство нужно оставлять своим детям. Один говорит: «Я своим детям оставлю много денег. Имея столько денег, они смогут хорошо жить, покупать все, что им нужно для жизни, по миру ездить, хорошо одеваться». Другой говорит: «Эка невидаль, что такое деньги? Они сегодня есть, а завтра нет и что твои дети будут делать? Сидеть, сложа руки и ждать, когда вновь деньги появятся? Нет, я своим детям в наследство дам хорошие профессии, они сами смогут зарабатывать себе денег столько, сколько захотят» А третий ответил: «А я хочу дать своим детям в наследство один только наказ, который они никогда забыть не смогут и будут ему следовать всю свою жизнь. «Живите так, чтобы память о вас передавалась от отца к сыну, от матери к дочери. Пусть ваши дети и внуки живут так, чтобы последующие потомки вспоминали вас с любовью и уважением».
Чей родительский наказ самый важный и весомый? (ответы детей)
Почему? (ответы детей)
Вы часто слышите слова: « О человеке судят по делам его».
Биография великих людей в обыденном смысле этого слова-людей, добившихся успеха на опредёлённом поприще, в большинстве случаев очерчивает внешнюю сторону истории своей страны. Между тем существует иная история - внутренняя, духовная. Понять дух народа, сокровенное, внутреннее содержание его истории можно прежде всего через обращение к идеалу, выработанному самим народом. Идеал же этот более всего раскрывается в жизнеописании святых, в истории святости - во всяком случае, если говорить о России.
Удивительна, полна чудес скромная жизнь великого русского святого Серафима Саровского. «Он был как небожитель, нечаянно залетевший на нашу грешную землю, светлый, яркий, греющий луч света, посланный во мрак житейским Отцом и Источником света». Ни один святой во всем христианском мире не удостоился при жизни 12 посещений Пресвятой Богородицы. Только преподобному Серафиму была послана Богом такая великая благодать.
Чтец:
Он был провидцем, чудотворцем.
Он и сейчас чудо творит.
К его источникам, колодца
Народ с надеждою спешит.
Ты преклони пред ним головку,
Он на иконке как живой.
И добрый батюшка Саровский
За нас помолится с тобой.
(слайд – образ Серафима Саровского)
Ученик:
В первом выпуске «Трудов» Курской губернской ученой архивной комиссии, вышедшей в 1911 году, опубликован материал о родословной батюшки Серафима. Из него
узнаём, что в 1748 году в Ильинском приходе проживали братья Антон и Исидор, сыновья Ивана Машнина. Женой Исидора Ивановича стала Агафья, дочь старинного курского посадского. У Исидора Ивановича и Агафьи Фотиевны родились дети: Параскева, Алексей, Прохор.
Чтец:
Давным-давно в сторонке русской,
Когда был в людях Божий страх,
В семье купца, в древнем Курске
Родился будущий монах.
Родителей благочестивых
Сыночек с детства утешал.
Он рос послушным, неленивым
И кротким сердцем Бога знал.
Ученик:
Отец преподобного владел кирпичными заводами и в качестве подрядчика занимался строительством храмов. Умер он в 1760 году, когда была построена нижняя церковь Сергиево – Казанского собора во имя преподобного Сергия Радонежского по чертежу знаменитого зодчего Расстрелли.
(Слайд- изображение Сергиево – Казанского собора)
С 1760 по 1778год Строительством Сергиево – Казанского собора руководила Агафья Фотиевна. Младенчество, отрочество, юность Прохора прошли среди разговоров, переживаний, хлопот, связанных со строительством храма Яркая отметина жизни, когда Прохор чудом остался жив, упав с высоты строящегося храма, породнила его с ним.
Чтец: (читает стихотворение "Детство Прохора")
Рос мальчик и разумным и пригожим,
И знала мать, что он – любимец Божий.
Однажды сын взбежал на колокольню,
Что высилась недалеко от храма.
Дух захватил размах земли привольной:
Луга, леса, цветущие поляны,
Сквозь кружева зеленые ветвей,
Горели жаром маковки церквей,
Манили сердце улететь за горы
Лазурные небесные просторы.
И, опьяненный красотой земной,
Он два крыла почуял за спиной,
И вниз шагнул. Неведомая сила
Его легко и властно подхватила.
Он не упал, но полетел как птица:
То ангела-хранителя десница
Его несла и не дала разбиться...
С рыданием к нему бежала мать,
Но не поверила она глазам своим:
Шел мальчик к ней, здоров и невредим!
(Слайд- иллюстрация - после падения)
Ученик:
В возрасте около десяти лет Прохор тяжело заболел, и когда близкие , уже не надеялись на его выздоровление, во сне он увидел Пресвятую Богородицу, обещавшую ему Свое посещение и скорое исцеление от болезней. Вскоре из Знаменского монастыря в Коренную пустынь был крестный ход с чудотворной Курской Коренной иконой Богородицы «Знамение». Шествие, застигнутое ливнем, свернуло во двор Машниных. Агафья Фотиевна воспользовалась этим и поднесла болящего Прохора к иконе, после чего он начал быстро поправляться. Эти и другие события побуждали мальчика молитвенно устремляться к Богу.
(Слайд- Икона Пресвятой Богородицы)
2-я страница
«Явилась миру здесь святая дева»
Есть земля, на которой живу я.
Здесь мой мир, здесь мой дом, здесь мой сад.
Здесь я, пестую душу живую.
Жить учу ее с совестью в лад.
Воспитатель:
Открываем вторую страницу нашего устного журнала «Явилась миру здесь святая дева»
Время оставляет свои следы множеством памятников материальной и духовной культуры, знаков ратных и трудовых подвигов человека. Эти памятные следы есть и в нашем Золотухинском районе Курской области. Слава о нём пошла по городам и весям после того , как рыльские охотники в 1295 году в тридцати километрах северо-западней Курска на берегу Тускари обнаружили у корня дерева лежащую ниц икону…
(Слайд- фрагмент скульптурной композиции «Обретение чудотворной иконы Знамение Пресвятой Богородицы Курской Коренной»
Чтец:
Давным-давно на берегу реки
Лежащей на земле у корня древа
Икону Божьей Матери нашли,-
Явилась миру Пресвятая Дева.
Источник Жизни в месте том открылся
Водой целебной чистой, ключевой,-
Так милостью нам Сам Господь явился,
Прославив Образ Матери Святой.
Чудес немало от Ея Иконы
Давалось людям с давних тех времён.
Читались здесь молебны и каноны,
Спешили богомольцы на поклон.
Исчезнув, вдруг Икона возвращалась
На место обретения Ея,
Расколота врагом, Она срасталась.
Воскреснув чудно из небытия.
Слепых сия Икона прозревала,
Раскаявшихся -благостью своей
От глада, бед, болезней избавляла…
Во веки слава Господу и Ей.
Заступницей Небесной от осады
Поляков город Курск освобождён.
Обетом, данным в качестве награды,
«Знаменья» монастырь сооружен.
Задумалось ужасное злодейство:
Взорвать Икону- Образ Божества.
Но неподвластно злому Совершенство-
Разбито всё, Икона лишь цела!
Над местом обретения Иконы
Незримые Царицы Покрова.
Молитвы, песнопения, поклоны
И Божьей Матери Пречистой Похвала!
(Анна Бобунова)
Ученик:
В рукописном сказании читаем: « В 1295 году 8 сентября случилось одному благочестивому мужу придти ради своего прибытка в лес, которым поросли окресности Курска по его разорении, и по Божию усмотрению увидел он близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую низ Икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистёк источник воды, увидя это, оный муж поставил честно обретенную икону «Знамение» Божей Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласясь между собой, построили ан несколько сажен повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней Чудотворную икону, возвратились с миром восвояси»
Слава о чудесах иконы достигла до царя Фёдора Иоановича, и он велел перенести икону для поклонения в Москву и возродить горд Курск, разрушенный татарами, велел из своих средств устроить на месте появления иконы монастырь. Так началась Коренная пустынь. Затем икона Божей Матери в 1598 году была перенесена в Курск и поставлена в собор, впоследствии там построили Знаменский монастырь, в зависимости от которого долгое время была Коренная пустынь. В 1611 году пустынь разрушили до тла крымские татары. В1618 году пустынь снова возобновили и построили церковь Рождества Богородицы, и с этого времени сюда начали приносить иконуКурской Божьей Матери. Крестный ход издревле совершался с известным благочестием при громадном скоплении паломников
( кадры из фильма о Коренной
Оригинальное название: Курская Коренная пустынь
Год выхода: 2008
Жанр: Документальный
Студия, страна: Студия Ткачева
Продолжительность: 27:27
Режиссер: А.Ткачёв)
3-я страница
«Сильный духом, горячий сердцем»
«Этот есть от рода нашего» - сказала Дева Мария апостолу Иоанну Богослову, указывая на послушника Прохора Машнина .
Воспитатель: открывается третья страница
В ноябре 1778 года молодой Прохор пешком пришел в город Саров. Два года прошли в молитвах и нелегких монастырских трудах. В редкие минуты отдыха молодой инок вырезал из кипарисного дерева крестики для подарков богомольцам или уходил на уединенную молитву в лес, где никто не мешал ему соединиться душой с Богом.
Восемь лет пробыл Прохор простым послушником в монастыре и наконец, свершилась его заветная мечта: он был пострижен в монахи. По его горячей любви к Богу молодой монах получил новое имя Серафим, что означает «пламенный».
Через некоторое время любовь к уединенной молитвенной жизни увела Серафима из многолюдного монастыря в глухой лес, где он поселился в маленькой избушке. Зимой и летом в ветхой одежде, в лаптях, с материнским крестом на груди, с сумкой на спине, в которой лежало все его богатство – Евангелие – трудился здесь преподобный.
Ел Серафим только овощи и черствый хлеб, да и тем он щедро делился с лесными птицами и зверями, которые любили приходить в гости к этому непохожему на других доброму человеку. Не раз перепуганные люди видели, как огромный медведь брал из его рук хлеб и послушно уходил в лес.
Монахиня Матрона Плещеева лично видела это событие, она увидела, как Серафим кормит огромного медведя. Матрона обмерла от страха и закричала во весь голос:
(диалог- два ученика (Девочка и мальчик)
-Батюшка, смерть моя! Ой, смерть моя!
-Нет, матушка, это не смерть, а радость. Помнишь ли, матушка, у преподобного Герасима на Иордане лев служил, а убогому Серафиму медведь служит. Вот и звери слушают нас, а ты, матушка, унываешь. А о чем нам унывать?
Воспитатель: Рядом с преподобным даже дикие звери становились кроткими и ласковыми
(Слайд - преподобный Серафим кормит медведя)
Откуда только ни шли к нему люди, кем только они не были! Нищие и богатые, гордецы и убогие… Бывало, до 2 тысяч в день. И всех батюшка, еле держась на ногах от усталости, ласково встречал: «Радость моя!» На прощание батюшка Серафим целовал и благословлял каждого и давал с собою насушенных им самим сухариков. Все уходили от него с душевным спокойствием и радостью.
Любовь , которой был исполнен святой, его духовная прозорливость привлекало к нему множество народа. Старец же охотнее всего беседовал с детьми.
(Слайд - преподобный с детьми)
Чтец:
Угодник Божий Серафим
Старец Божий, старец кроткий,
В лаптях, с палкою простой,
На руке иссохшей четки,
Взор, горящий добротой.
Сколько дивного смиренья
В страстотерпческих чертах,
Дивный дар богомоленья
Лёг с улыбкой на устах.
Тяжким подвигом согбенный
Он идёт, гонец небес,
Прозорливый, вдохновенный,
Полный благостных чудес.
Благодатной силой веет
На молящих от него,
Гордый разум цепенеет
Перед святостью его.
(Сергей Бехтерев, 1933 год)
(Слайд-фото экскурсии с детьми группы в монастырь)
Воспитатель: Русский народ с особой любовью чтит святого Серафима, оставившего всем православным людям наставления.
-Ребята, а вы, узнав как много добрых дел делал Серафим Саровский, не захотели тоже творить добрые дела, маленькие и большие, которые бы приносили пользу людям?
(ответы детей)
Ответьте, что за скульптурные композиции на территории монастыря?
(ответы детей)
Мы закрыли наш журнал. Спасибо.
(Слайд-Спасибо за внимание)
( Работа со словами: Страстоте́рпец — так называют в Православной Церкви вообще всех христианских мучеников, которые претерпели страдания)
(Стяжать: что, стяжавати церк., снискивать, приобретать, добывать)
Литература:
Православные листки «Радуга»
Закон Божий. Книга первая.
Закон Божий. Книга пятая.
Православные святые чудотворцы. ООО «Издательский дом Вече», 2005 год. А. Ю. Карпов
Саровский чудотворец. Белгород. ООО «Фабрика рекламы», 2004 год. С. Детков. Е. Скоробогатова.
Закон Божий. Книга первая.
Закон Божий. Книга первая.
стихи Татьяны ШОРЫГИНОЙ.