МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №167»
РОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.
Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гаму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Для своей работы я выбрала тему нетрадиционных техник рисования потому, что она интересна мне, моим детям и моим воспитанникам. Все они, без исключения, быстро и охотно включаются в работу на занятиях, а после её выполнения очень эмоционально реагируют на результат своего труда – свой рисунок. Маленькие творцы с удовольствием демонстрируют её своим родителям, бабушкам, братьям и сёстрам, погружают их в это увлекательное занятие и с гордостью несут из дома рисунки выполненные вместе с родными.
Таким образом, становится понятно, что занятия с использование нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.
ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕХНИК НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ
Рисование пальчиками.
Этот способ рисования можно применять с детьми, начиная с двухлетнего возраста. Для проведения занятия понадобятся пальчиковые краски или гуашь, салфетки и плотная бумага небольшого размера с нанесённым на неё рисунком или аппликацией, т. к. дети младшего возраста могут лишь дополнить работу недостающими деталями. Это может быть мухомор без пятнышек на шляпке, ветка рябины без ягод или Новогодняя ёлка без праздничных шаров и т. д. Ребёнку предлагается опустить пальчик в краску и нанести точки, пятнышки на бумагу для завершения рисунка. Рисовать можно как одним цветом, так и несколькими, причём краски разного цвета можно набирать на разные пальчики. После работы пальчики вытирают салфеткой, а затем легко смывают краску.
Рисование пальчиками доставляет большую радость детям, раскрепощает и повышает их самооценку.
Оттиск печатками из картофеля.
Эта техника рисования может применяться с детьми, начиная с трёх лет. Потребуются следующие материалы: коробочка с тонкой поролоновой штемпельной подушкой, пропитанной гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Это могут быть овощи, листья деревьев, цветы, прямоугольники или квадраты для рисования окон и дверей в доме и др. Для получения изображения ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. Дети младшего возраста дополняют готовый рисунок недостающими деталями, например, овощами на нарисованных грядках, цветами на стеблях букета, окнами в доме и т. д., а дети старшего возраста могут использовать эту технику в сочетании с традиционным рисованием.
Оттиск печатками позволяет подготовить малышей к последующему изображению предметов окружающего мира с натуры, обучению композиционному рисованию, учит координировать движения рук.
Тычок жёсткой полусухой кистью.
Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жёсткая большая кисть, бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон.
Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы.
Восковые мелки и акварель.
С четырёхлетнего возраста можно начать освоение приёмом рисования восковыми мелками. Ребёнок рисует ими на белой бумаге, а затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным. Эту технику рисования используют для создания нужного общего тона или заднего плана рисунка, например: небо, песок, вода и др.
Монотипия.
Предметную монотипию используют для рисования симметричных предметов с детьми старше пяти лет. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Также этот способ используют для рисования пейзажа – пейзажная монотипия. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после отпечатка оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Кляксография.
Начиная с пятилетнего возраста с детьми можно пробовать способ рисования пятнами, кляксами, которые ребёнок получает, выливая жидкую гуашь пластиковой ложкой на лист бумаги. Затем лист накрывают другим листом, прижимают и снимают. Полученное изображение рассматривают, определяют, на что оно похоже и дорисовывают недостающие детали.
Также используют кляксографию с трубочкой, когда на небольшое пятно, капельку краски, вылитую на лист бумаги дуют из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При этом лист бумаги можно поворачивать в разные стороны или дуть в трубочку с разных сторон. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Таким образом можно рисовать деревья, водоросли, салют и др.
Набрызг.
Этот способ хорошо использовать для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа и др. с детьми старше пяти лет. Краски нужного цвета разводят в блюдечке с водой, обмакивают в краску зубную щетку или жёсткую кисть. Направляют щётку на лист бумаги, резко проводят по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.
Граттаж.
Граттаж – способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь или гуашь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заострённой палочкой рисунок процарапывается до слоя краски. Основу под граттаж выполняет взрослый , так как процесс трудоёмкий, требует терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому нетрадиционному способу изображения.
Батик.
Батик – это рисование по ткани. Можно использовать старые простыни. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку, коробку из-под конфет или др.
Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №167»
Консультация для родителей
"Изобразительная деятельность ребенка в домашних условиях.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок » – утверждал В. А. Сухомлинский.
Изобразительная деятельность – это первый продуктивный вид деятельности, с помощью которого ребенок передает свои впечатления от окружающего мира, выражает на бумаге, в пластических материалах свое отношение ко всему происходящему.
Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Первые уроки рисования – это важное событие в жизни ребенка. Ведь не секрет, что первые впечатления являются наиболее яркими и наиболее запоминающимися. Именно они закладывают основу будущих рисунков и отношение к рисунку как к творчеству и процессу творения. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие. В этих играх он познакомится с цветом, свойствами красок, у него разовьётся художественный вкус и пространственное воображение, фантазия и трудолюбие. А ещё проникнется уважением к родителям, которые умеют делать такие вещи!
-Пальчиковая живопись. Рисунок наносится пальцем, ладонью, ребром ладони. Краска наносится на руку несколькими способами: а) руку ребенка опускаем в краску, находящуюся на тарелке, либо на поролоновой подушечке; б) краску наносим кистью или кусочком поролона на руку, пальчики ребенка. К данной технике можно отнести рисование с обведением ладони и пальцев.
-Оттиск с помощью валика. Лист картона скатывают трубочкой. На получившийся валик наматывают нитки разной фактуры, толщины. Нитки окрашивают одним или несколькими цветами. На края валика нитки не наматываются. Валик прижимается к листу бумаги и прокатывается. Остаются следы от окрашенных ниток. Используется для создания фона в декоративном рисовании.
-Оттиск с помощью овощей. Овощи (картофель, морковь, свекла и др.) разрезают пополам для получения оттиска контура. Гладкую поверхность овощей опускают в краску, отпечатывают на листе бумаги, на поверхности с песком.
-Рисование с помощью зубной пасты. Пасту прямо из тюбика наносят на контур рисунка, подсушивают. Получается объемный рисунок. Используют белую пасту по цветному фону (снеговик, неваляшка). Детям, которым трудно нанести пасту на контур, могут нарисовать следы на синем фоне (снег идет). Можно окрашивать как контур, так и внутри него.
-Отпечатывание пробкой, крышкой. Используются пробки, крышки разного материала и размера. На поверхность крышки, пробки кисточкой или поролоном наносится гуашь, отпечатывается на листе бумаги. Используют для создания изображения предметов круглой формы, множества кругов (гроздь винограда, ветка рябины, мимоза, гусеница), для декоративного рисования.
-Оттиск смятой бумаги. Прижать смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу (ежик, облака, котенок).
Эмоциональная включенность ребенка в сотрудничество со взрослым обеспечивает формирование интереса к результату деятельности взрослого, а в последующем – и деятельности ребенка. Однако уже на начальных занятиях ребенок оставляет «свой след в искусстве», это может быть лишь отпечаток пальца или руки, обмакнутых в краску. Этот отпечаток в тот же день демонстрируется родным, знакомым. Его можно подарить, рассматривать, любоваться.
Первые уроки рисования – это важное событие в жизни ребенка. Ведь не секрет, что первые впечатления являются наиболее яркими и наиболее запоминающимися. Именно они закладывают основу будущих рисунков и отношение к рисунку как к творчеству и процессу творения.В процессе этих занятий создаются условия для формирования у детей высших психических функций, таких как внимание, восприятие, память, сфера образов представлений, мыслительная, речевая деятельность и воображение.
Для занятий изобразительной деятельностью в домашних условиях взрослым следует подготовить для дошкольника специально отведенное место. Оно должно быть хорошо освещено, свет должен падать слева. Родители должны следить за правильной осанкой ребенка. Он не должен горбиться и наклоняться над столом слишком сильно. Стол и стул должны соответствовать росту дошкольника. Снабдите его всеми необходимыми художественными материалами и определите место для их хранения. Малыш должен привыкать к порядку.
Уважаемые родители! Помните!
Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. Однако без взрослых, без общения с ними и специального организованного обучения ребенок не овладеет этой деятельностью. Смысл деятельности, способы действий нужно раскрывать ребенку. Только овладевая всеми ее структурными компонентами, ребенок может стать субъектом этой деятельности, способным самостоятельно ставить цель, выбирать средства ее достижения, и получать результат.
Педагог дополнительного образования
Матюхина Наталия Ивановна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №167»
Консультация для родителей
"Раскажи, скорей, художник нам, какого цвета дождик?..."
Уважаемые родители! Если возраст вашего ребенка от 1,5 до 7 лет и вы всерьез заинтересованы в том, чтобы он полноценно и всесторонне развивался, раскрыл свои природные художественные способности, научился самовыражению при помощи изобразительных средств и материалов, фантазировать и воплощать замысел, получать эмоциональное удовольствие от сделанного – эта консультация для вас.
Разрешать или не разрешать?
Вам всем наверняка знакома ситуация: малыш случайно нашел острый карандаш или ручку, и вы к своему ужасу застаете его рисующим на новых обоях. Какова же ваша реакция? Вам жаль обои, вы ругаете ребенка, отбираете карандаш, запрещаете впредь это делать. Но ребенок мал, он поймет, что этого делать нельзя, но это не уменьшит его желания «творить». Поэтому важно вовремя переключить его внимание с обоев на более доступные материалы, например, лист бумаги, или мелом на асфальте.
Зачем это нужно?
Когда маленький ребенок берет в руки карандаш, фломастеры, он возможно, еще не догадывается об их назначении. Но научившись оставлять деревянной палочкой след на бумаге (или где-нибудь еще), он стремится повторить свои действия. Это до-изобразительный период – каракули. Ребенок что-то черкает, но взрослым это кажется бессмысленным. На самом деле это очень важно. Постепенно ребенок начинает менять характер движений и вдруг, к своему удивлению он видит, что клякса, это вовсе не клякса, а кошка или собака, или даже слон. Это процесс узнавания. В этот момент очень важно взрослому быть и поддержать. Это переломный момент, это начало нового периода – изобразительного. Теперь рисование обретает для ребенка смысл, он сознательно пытается что-то изобразить, хотя получается это частично и пока еще продолжает носить случайный характер. Но это только начало, толчок. Взрослому теперь можно подключиться и показать несложные приемы рисования, но только с разрешения ребенка, ненавязчиво. Зачем это нужно? Во-первых, развивается мелкая моторика рук. А так как деятельность руки напрямую связана с работой головного мозга, следовательно
стимулируется умственное развитие, развивается зрительный анализатор, ребенок усваивает сенсорные эталоны (цвет, форму, размер), формируется художественное и конструктивное мышление. Все это вместе взятое помогает ребенку становиться личностью, раскрыть свой творческий потенциал.
Изодеятельность – это, пожалуй, самый продуктивный вид детской деятельности. И пусть даже ваши сын или дочь не станут художниками, но есть такое понятие как интерполяция, т.е. перенос усвоенных знаний, умений и навыков с одного на другие виды деятельности. Полученный опыт поможет освоить детям различные виды деятельности: для девочек это составление узоров при вязании, шитье, вышивании, украшение торта; для мальчиков – моделирование, подбор гардероба, строительство дома, резьба по дереву. При правильном воспитании и обучении у детей разовьется свой эстетический вкус.
Чем рисовать?
Родители часто задумываются: чем лучше рисовать ребенку карандашом или кисточкой, а может ручкой (ей легче оставлять след на бумаге), давать ли ребенку краски, а если давать, то какие?
Итак, все по порядку. Давать нужно все, но не сразу, и желательно в игровой форме (пришла посылка, а в ней карандаши, сказочный герой ночью принес краски). Взрослый постепенно показывает и объясняет назначение всех изобразительных материалов и инструментов. Что сначала дать – карандаши или краски – особой роли не играет. Но если вашему ребенку только 2 года, а вы хотите научить его пользоваться красками, то лучше начинать с одного цвета. Цвет обязательно надо назвать, но поначалу не нужно добиваться от ребенка того же. В следующий раз можно взять краску другого цвета. Как нельзя лучше для этих целей подойдут гуашевые краски. Их можно разводить на палитре в нужном количестве. На данном этапе важно научить ребенка правильно держать кисточку (тремя пальцами возле железки) и пользоваться ею (хорошо промывать, набирать нужное количество краски, лишнюю снимать о край баночки, осушать кисточку о салфетку в конце работы). Постепенно можно прибавлять цвета (2 цвета, затем 3 и т.д.), когда малыш научиться пользоваться кистью и хорошо ее промывать, можно предложить ему большой набор акварельных медовых красок. Учеными установлено, что у детей более острое восприятие цвета и глаз 4-х летнего ребенка различает гораздо больше оттенков, чем глаз взрослого. Если эту особенность не развивать и не закреплять, то с возрастом она утрачивается. Дети старшего дошкольного возраста могут пользоваться как гуашевыми, так и акварельными красками. Можно научить ребят смешивать цвета на палитре для получения новых оттенков.
Кисти следует иметь разных номеров и разной формой ворса (плоские, круглые). Чем меньше указан номер на деревянной ручке кисти, тем она тоньше. Достаточно 2 – 3 кисти (узкая, средняя и широкая). Кисти лучше покупать с натуральным ворсом. Малышам 2 – 3,5 лет подойдут кисти из собаки, козы (2 штуки – узкая и широкая). Детям постарше 4 – 7 лет лучше приобретать беличьи кисти или колонковые. Чтобы правильно выбрать беличью или колонковую кисть достаточно ее окунуть в воду. Все ворсинки должны ровно прилегать друг к другу и образовывать тонкий и плотный кончик.
Яркий сочный след от краски на бумаге вызывает у детей эмоциональный отклик. След же от карандаша более бледный и тонкий, к тому же пальчики ребенка не могут регулировать силу нажима, карандаши надо постоянно точить. Эту проблему можно решить, приобретя восковые мелки. Но у карандашей есть преимущества: они всегда под рукой их можно взять с собой на улицу, при рисовании они не размазываются, не надо ждать пока высохнет. Поэтому большой набор карандашей будет кстати. Старшим детям можно предложить фломастеры и научить рисованию в смешанной технике: фломастеры + карандаши + восковые мелки. Можно также разрешать пользоваться цветными ручками. Малышам рисовать ручкой только в присутствии взрослых, т.к. она может оказаться небезопасной для здоровья, не говоря о том, что малыш может сильно измазаться пастой.
Немного фантазии и терпения.
Последнее время большое внимание уделяется нетрадиционной технике: это и рисование тычками (палочка с поролоновым наконечником), картофельные матрицы (вырезанные из картошки брусочки разной формы оставляют на листе затейливый орнамент), нитками, кляксами, пластилином, углем и, наконец, пальцами и даже ладошкой! Изготовить необходимые инструменты и приобрести материалы в домашних условиях не составит большого труда и затрат.
Где рисовать?
Традиционно – на белом альбомном листе хорошей плотной бумаги. Но листу можно придать различную форму, бумагу можно затонировать, да не в один цвет, а сразу в несколько. Можно рисовать гуашью на цветной бумаге, акварелью на мятой. В технике «монотипия» при помощи гуаши и шампуни рисунок наносится на стекло, под которым положен белый лист и затем со стекла из отражение отпечатывается на бумагу.
Можно рисовать и вовсе без бумаги: мелом на улице, палочкой на песке. Создать нарядную салфетку помогут тычки, которыми разноцветной тушью наносится оригинальный узор на белой хлопчато-бумажной ткани. Затем прогладить салфетку горячим утюгом и готово.
В детской комнате, если позволяют возможности желательно прикрепить к стене лист линолеума или доску, чтобы ребенок мог рисовать мелом и дома. А если вы хотите избежать разрисованных обоев, то прикрепите к стене большие листы бумаги так, чтобы они плотно прилегали друг к другу.
Педагог дополнительного образования
Матюхина Наталия Ивановна