СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Изобразительно – выразительные средства русской лексики»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Изобразительно – выразительные средства русской лексики»»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Медицинский Сеченовский предуниверсарий Брянской области»









Урок русского языка в 10 классе

«Изобразительно – выразительные средства русской лексики»










Подготовила

учитель русского языка и литературы

Пугачёвой Татьяны_Николаевны




Цель урока: повторить и обобщить основные лексические виды изобразительно-выразительных средств; продолжить работу по совершенствованию языкового чутья, развивая чувство слова; учить уместному употреблению средств украшения речи.

Форма урока: лабораторная работа.

Оборудование:

  1. Русский язык. 10 – 11 классы. Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.Г. Нарушевич, И.В. Голубева, Ю.Н. Леонтьева, А.В. Григорьев, И.Н. Добротина, А.Н. Кузина, А.И. Власенков. – М.: Просвещение, 2019 г.

  2. Школьный словарь литературоведческих терминов \ Чернец Л.В., Семёнов В.Б., Скиба В.А. – М.: «Просвещение», 2013

  3. раздаточный материал (технологическая карта – инструкция) по количеству учащихся

Этапы работы

  1. Организационный

Приветствие учителя. Знакомство с темой урока. Целеполагание. Мотивация.

  1. Проверка домашнего задания

Один ученик выступает с изложением теоретической части. Класс оценивает качество ответа с точки зрения полноты, логичности, доказательности содержания и точности речевого оформления.

  1. Словарный диктант

Антенна, антициклон, антология, апартаменты, апелляция, аплодисменты, апогей, артиллерия, асимметрия, ассамблея, атолл, аттестат, аттракцион, аудитория.

Дополнительные задания.

  1. Устная лексическая работа: дайте толкование лексического значения слов.

  2. Поставьте ударения в словах на – ИЯ.

  1. Самостоятельная работа по изучению нового материала

Вызов. Многие слова имеют не только прямое, но и переносное значение. Употребление слов в переносном значении – способ сделать речь более выразительной. Слова, употреблённые в переносном значении, называются тропами.

- Какие тропы вы знаете?

Реализация

Распоряжения учителя, организующие работу класса.

Знакомство с карточкой – инструкцией (алгоритм действий во время самостоятельной лабораторной работы).

Лабораторная работа «Выразительные средства лексики»

  1. Рассмотрите таблицу, заполните простым карандашом 1 графу (см. слова для справок)

Троп (термин)

определение

пример


Образное определение





Выражение, употребляемое в переносном смысле на основе сходства предметов \явлений





Наделение неодушевлённого предмета свойствами живого существа



Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет, явление с помощью другого



Выражение, в описательной форме передающее смысл слова




Замена одного слова другим, смежным по значению

(часто часть вместо целого)



Намеренное преувеличение




Намеренное преуменьшение




Соединение взаимоисключающих понятий (сочетание «несочетаемого»)


Слова для справок: гипербола, метафора, эпитет, оксюморон, перифраз, литота, эпитет, сравнение, олицетворение.

  1. Проверьте свою работу, сделайте исправления (ручкой).

  2. В случае затруднения обратитесь к словарю литературоведческих терминов.

  3. Из приведённых ниже отрывков из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» выпишите (простым карандашом) в 3 графу таблицы примеры тропов.

***

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.


Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно…

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам…


***

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия …

***

Вкруг него

Вода и больше ничего!

***

В гранит оделася Нева.


***

Словно горы,

из возмущённой глубины

Вставали волны там и злились.

  1. Если не смогли подобрать пример какого-либо тропа, выпишите пример из словаря литературоведческих терминов.

  2. Проверьте по ключу правильность выполнения работы. Удалите неверный ответ, внесите исправления (ручкой).

Теоретический диктант

Выполнил/ла____________________________________________

  1. Раздел лингвистики, изучающий правильное произношение слов.

_______________________________________________________

  1. Нормы, регулирующие  правила использования грамматических форм разных частей речи________________________________________________

  2. Раздел лингвистики, который изучает слово, структуру словарного состава языка, функционирование словарного состава языка, развитие словарного состава языка__________________________________________________

  3. Словарный запас языка_____________________________________________

  4. Однокоренные слова, близкие по звучанию и значению, но имеющие разные аффиксы________________________________________________

  5. Слова, близкие или тождественные по своему значению_________________

  6. Слова одной и той же части речи, имеющие прямо противоположное значение________________________________________________

  7. Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее слово усиливает смысловое значение_______________

  8. Стилистическая фигура, резкое противопоставление понятий________________________________________________

  9. Стилистическая фигура, соединение двух понятий, логически исключающих одно другое__________________________________________________

  1. Рефлексия

  1. Поставьте себе оценку за работу.

  2. Письменно ответьте на вопрос. Согласны ли вы с высказыванием И.С.Тургенева о Пушкине: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык …»?

  1. Домашнее задание – параграф 11, упр.78, 79























Приложение 1

Ключ

Троп (термин)

определение

пример

Эпитет

Образное определение

Надменный сосед

Новые волны

Возмущённая глубина


Метафора

Выражение, употребляемое в переносном смысле на основе сходства предметов \явлений

В Европу прорубить окно…


Олицетворение

Наделение неодушевлённого предмета свойствами живого существа

Волны злились

Сравнение

Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет, явление с помощью другого

Стой, как Россия

Вставали, словно горы

Перифраз

Выражение, в описательной форме передающее смысл слова

Град Петров (Петербург)

Метонимия

Замена одного слова другим, смежным по значению

(часто часть вместо целого)

Шведу (Швеции)

Флаги (страны)

Гипербола

Намеренное преувеличение

Вкруг него

Вода и больше ничего!

Литота

Намеренное преуменьшение


Оксюморон

Соединение взаимоисключающих понятий (сочетание «несочетаемого»)

Люблю я пышное природы увяданье


Приложение 2

Технологическая карта-инструкция

Лабораторная работа № _ «Выразительные средства лексики»

учени __ 10 класса ______________________________________

  1. Рассмотрите таблицу, заполните простым карандашом 1 графу

(см. слова для справок)

Троп (термин)

определение

пример


Образное определение



Выражение, употребляемое в переносном смысле на основе сходства предметов \явлений



Наделение неодушевлённого предмета свойствами живого существа



Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет, явление с помощью другого



Выражение, в описательной форме передающее смысл слова



Замена одного слова другим, смежным по значению

(часто часть вместо целого)



Намеренное преувеличение



Намеренное преуменьшение



Соединение взаимоисключающих понятий

(сочетание «несочетаемого»)



Слова для справок: гипербола, метафора, эпитет, оксюморон, перифраз, литота, эпитет, сравнение, олицетворение

  1. Проверьте свою работу, сделайте исправления (ручкой).

  2. В случае затруднения обратитесь к словарю литературоведческих терминов.

  3. Из приведённых ниже отрывков из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» выпишите (простым карандашом) в 3 графу таблицы примеры тропов.

  4. Если не смогли подобрать пример какого-либо тропа, выпишите пример из словаря литературоведческих терминов.

  5. Проверьте по ключу правильность выполнения работы. Удалите неверный ответ, внесите исправления (ручкой).

  6. Поставьте себе оценку за работу.

  7. Письменно ответьте на вопрос. Согласны ли вы с высказыванием И.С.Тургенева о Пушкине: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык …»?













Используемая литература

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (изд. 9-е). - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.-448 с.

  2. Чернец Л.В., Семёнов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: «Просвещение», 2013


  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя (изд. 5-е). - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. -304с.

  2. Пушкин А.С. Медный всадник. Петербургская повесть. – М.: Детская литература, 1984.- 55с.