4 класс
Программа курса «Изобразительное искусство»
В. С. Кузин
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___
от «___»_______20__г.
2014-2015 уч. год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-I (в последней редакции от 10.11.2009 г. N 260-ФЗ), федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 05.03.2004 г. № 1089), Базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 и примерной образовательной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ авторы: В.С. Кузин, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Э.И. Кубышкина, С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев.
Вид реализуемой рабочей программы: основная общеобразовательная.
Цели предмета.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи предмета.
1. Овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
2. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Межпредметные связи:
Содержание курса «Изобразительное искусство» позволяет осуществлять его связь с:
музыкой;
литературным чтением;
технологией (труд).
Принципы отбора учебного материала:
учет возрастных особенностей;
органическое сочетание обучения и воспитания;
усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей;
практическая направленность преподавания.
Используемые технологии, методы и формы работы: личностно-ориентированное обучение и игровая технология.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный;
Формы работы: индивидуально – групповая, индивидуальная, групповая.
Используемые технологии соответствуют психологическим особенностям учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать:
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
известные центры народных художественных ремесел России;
ведущие художественные музеи России;
уметь:
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению), в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Содержание курса
35 ч. (из расчета 1 ч. в неделю).
№ п/п | Раздел (тема) | Количество часов |
1 | Рисование с натуры (рисунок, живопись) | 12 |
2 | Рисование на темы (композиция) | 7 |
3 | Декоративная работа | 7 |
4 | Лепка | 2 |
5 | Аппликация | 2 |
6 | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 4 |
| | |
Тематическое планирование.
№ | Дата | Срок по факту | Тема | УУД | Оборудование |
1 | | | Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж». | Регулятивные: ставить новые учебные задачи. Познавательные: осуществлять анализ объектов с различными признаками. Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа Коммуникативные: стремиться к координации действий и сотрудничеству. | Мет. Таблицы «Последовательность выполнения пейзажа» Художественные материалы для работы с красками. |
2 | | | Составление мозаичного панно «Парусные лодки на воде». | Регулятивные: ставить новые учебные задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: осуществлять анализ объектов с различными признаками, формировать умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа Коммуникативные: стремиться к координации действий и сотрудничеству. | Художественные материалы для работы с аппликацией. |
3 4 | | | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: Расширение знаний детей о натюрморте; формирование графических умений и навыков в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи Коммуникативные: стремиться к координации действий и сотрудничеству. | Натурная постановка, мет.таблица,рисунки детей, худ.материалы. |
5 6 | | | Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко». | Регулятивные: Различать способ и результат действия; Познавательные: формирование графических умений и навыков в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Натурная постановка, мет.таблица,рисунки детей, худ.материалы. |
7 | | | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки. | Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Развитие умений и навыков сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не существенных признаков. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Развитие умений и навыков сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки. | Натурная постановка, мет.таблица,рисунки детей, худ.материалы. |
8 | 22.10 | | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара. | Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Развитие умений и навыков сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не существенных признаков. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Развитие умений и навыков сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки. | Натурная постановка, мет.таблица,рисунки детей, худ.материалы. |
9 | | | Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор». | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. | Рисунки детей, худ.материалы, мет. Таблицы. |
2 четверть | | | | | |
10 11 | | | Рисование с натуры и по представлению фигуры человека. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. | Рисунки детей, худ.материалы, мет. Таблицы. |
12 | | | Лепка фигуры человек с атрибутами труда или спорта. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. | Рисунки детей, худ.материалы, мет. Таблицы. |
13 | | | Наброски с натуры и по представлению животного (заяц, кошка, белка, собака) | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. | Рисунки детей, худ.материалы, мет. Таблицы. |
14 | | | Наброски с натуры и по представлению птиц (голубь, сорока, утка) | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. | Рисунки детей, худ.материалы, мет. Таблицы. |
15 16 | | | Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски | Регулятивные: различать способ и результат действия, адекватно воспринимать итог проделанной работы; Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Формирование умения составлять декоративно- сюжетные композиции Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Рисунки детей, худ.материалы, мет. Таблицы. Презентация. |
3 четверть | | | | | |
17 | | | Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения | Рисунки детей, худ.материалы, мет. Таблицы. |
18 19 | | | Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению». | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения | Рисунки детей, худ.материалы, мет. Таблицы. |
20 | | | Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения | Рисунки детей, худ.материалы, мет. Таблицы. |
21 | . | | Рисование с натуры или по памяти современных машин. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения | Рисунки детей, худ.материалы, мет. Таблицы. |
22 | | | Рисование народного праздника «Песни нашей Родины». | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения | Рисунки детей, худ.материалы, мет. Таблицы. |
23 24 | | | Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения | Рисунки детей, худ.материалы, мет. Таблицы. |
25 | | | Рисование с натуры и по представлению животных и птиц. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения | Рисунки детей, худ.материалы, мет. Таблицы. |
26 | | | Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица» | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения | Рисунки детей, худ.материалы, мет. Таблицы. |
4 четверть | | | | | |
27 | | | Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица» | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения | Рисунки детей, худ.материалы, мет. Таблицы. |
28 29 | | | Тематическое рисование «Закат солнца». | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения | Рисунки детей, худ.материалы, мет. Таблицы. |
30 | | | Люди труда в изобразительном искусстве. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения | Рисунки детей, худ.материалы, мет. Таблицы. |
31 32 | | | Составление мозаичного панно «Слава труду». | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения | Рисунки детей, худ.материалы, мет. Таблицы. |
33 | | | Аппликация «Орнаменты народов мира». | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения | Рисунки детей, худ.материалы, мет. Таблицы. |
34 35 | | | Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения | Рисунки детей, худ.материалы, мет. Таблицы. |
Список учебной литературы | |
Для учителя | Для учащихся |
В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина учебник « Изобразительное искусство 4 класс» ООО « Дрофа» 2010 г. | В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина учебник «Изобразительное искусство 4 класс» ООО « Дрофа», 2010 |
С. И. Доля « Изобразительное искусство 4 класс поурочные планы по программе В. С. Кузина» Волгоград «Учитель», 2008 | |
Рекомендуемые для бесед произведения искусства:
К. Коровин. Цветы и фрукты; В мастерской художника.
А. Герасимов. Розы; Портрет балерины О. В. Лепешинской.
Ж. Б. С. Шарден. Атрибуты искусств.
П. Клас. Завтрак с ветчиной.
О. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина.
В. Серов. Автопортрет; Летом. Портрет Ольги Федоровны Серовой. Домотканово.
Леонардо да Винчи. Автопортрет.
А. Дюрер. Автопортрет в возрасте четырнадцати лет.
Рембрандт. Автопортрет; Сын Титус за чтением.
А. Венецианов. Автопортрет; Жница; На пашне. Весна; Жнецы.
И. Грабарь. Автопортрет.
А. Шилов. Автопортрет с дочерью Машей.
А. и С. Ткачевы. Автопортрет.
В. Тропинин. Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль; Портрет А. С. Пушкина.
И. Репин. Портрет Василия Дмитриевича Поленова; Портрет Нади Репиной; Портрет В. В. Стасова; Портрет П. М. Третьякова; Портрет М. П. Мусоргского.
П. Корин. Портрет художников Кукрыниксов; Александр Невский; Портрет маршала Г. К. Жукова.
Ф. Решетников. Прибыл на каникулы; Уголок мастерской.
Б. Кустодиев. Автопортрет; Масленица; Встреча. Пасхальный день; Крестный ход; Портрет Федора Шаляпина.
В. Суриков. Меншиков в Березове; Переход Суворова через Альпы.
М. Антокольский. Иван Грозный.
А. Д е и н е к а. Оборона Севастополя; Окно в мастерской; Будущие летчики.
А. Бубнов. Утро на Куликовом поле.
А. Кившенко. Военный совет в Филях в 1812 году.
М. Врубель. Портрет С. И. Мамонтова.
К. Брюллов. Автопортрет; Портрет И. А. Крылова.
Л. Голубкина. Л. Н. Толстой.
И. Крамской. Н. А. Некрасов в период «Последних песен».
М. Караваджо. Лютнист.
Т. Шевченко. Автопортрет.
Д. Кардовский. Иллюстрации к рассказу А. П. Чехова «Каштанка».
Г. Мясоедов. Косцы.
В. Васнецов. Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»; Царь Иван Васильевич.
К. Ко р о. Воз сена.
А. Пластов. Автопортрет; На гумне; Деревенская улица; Деревенский март.
А. Куинджи. Украинская ночь; Эльбрус; Эффект заката; Море. Крым.
И. Айвазовский. Девятый вал; Закат на море; Черное море.
И. Б и л и б и н. Иллюстрации к русским народным сказкам.
3. Серебрякова. Автопортрет.
В. Маковский. В мастерской художника.
Г. Алексеев. В мастерской Д. Г. Венецианова.
Т. Яблонская. Хлеб; Утро.
В. Борисов-Мусатов. Весна; Водоем.
И. М а р т о с. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Москва