«Изучение парентических конструкций»
Из опыта работы учителя
МБОУ «СОШ п. Опытный» Цивильского района
Чувашской Республики
Хвостенковой Ольги Александровны
- В русском языке понятие «вводность» рассматривается в функционально-стилистическом, структурно-семантическом и более широком лингвокультурном аспектах.
- Языковеды отмечают, что вводные конструкции не несут в себе самостоятельного смысла предложения и не выражают какую-либо конкретную мысль, а лишь привносят в предложение оттенок субъективной модальности, поскольку передают отношение говорящего к сообщаемому:могут дать общую оценку информации, указанной в основном предложении, указывают на оценку сообщения, могут указывать на источник сообщения, отражают отношения между собеседниками и иные задачи.
Обращение к стилистическому аспекту анализа употребления вводных конструкций в речи является актуальным.
Употребление вводных конструкций требует от говорящего/пишущего и стилистического чутья.
Понятие парентезы
Термин «парантеза» в научной литературе используется по отношению к вводным и вставным конструкциям, а также к обращениям.
Парантеза - это конструкции, которые входят в состав предложения, но при этом не имеют грамматических отношений с его членами.
Вводные слова и предложения используются для выражения отношения говорящего к высказываемому, показывают источник сообщения или порядок действия.
Обращения необходимы для обозначения лица или предмета, являющегося адресатом речи. Они выделяются интонационно и грамматически (с помощью запятых).
Вставные конструкции уточняют информацию, сказанную в предложении. Пунктуационно могут выделяться запятыми, скобками и тире. Также не являются членами предложения.
Вводные конструкции и стили речи
Научный и официально-деловой стили
Характерна логичность и последовательность, поэтому можно отметить использование вводных конструкций со значением порядка изложения материала, способа оформления мыслей: во-первых, во-вторых, таким образом, следовательно и т.д.
Являясь неизменяемыми частями речи, вводные конструкции помогают установить зависимости между частями предложения и выражают характер синтаксических отношений между ними.
Использование данных парентез структурирует информацию в тексте, что необходимо для данных функциональных стилей.
В научном и официально-деловом стилях нередко употребление вводных конструкций с отсылкой на адресата или на источник сообщения.
В данных стилях практически отсутствуют вводные конструкции с экспрессивно-эмоциональной окраской, так как научный и официально-деловой стили лишены субъективного мнения.
Синтаксис данных стилей подтверждает их точность, абстрактность и ясность.
Разговорный стиль
Форма употребления данного стиля - устная. Соответственно, вводные конструкции здесь используется чаще.
В большинстве случаев, парентезы в этом функциональном стиле выражают эмоциональное состояние говорящего: на радость, к счастью, к сожалению.
В разговорной речи множество вводных конструкций, направленных на уточнение информации: ( Он, как всегда, пришел последним).
В разговорном функциональном стиле можем заметить следующие группы вводных конструкций:
• со значением достоверности/ недостоверности: Доченька, я, пожалуй, цветочки-то оставлю… (Разг.)
• выражающие разнообразные чувства: Он, чего доброго, в дом зайти решит.
• обращенные к собеседнику с целью привлечь внимание: Мы, понимаешь ли, домой собирались.
• показывающие источник информации: А он, говорят по слухам, в Москве жил.
В диалоге могут использоваться отдельно, выступая уже частицей:
- Ты придешь сегодня на учебу? - Конечно!
- Значит он был прав?- Как оказалось…
- В среду быть всем в полном составе! - Допустим.
Водные конструкции в разговорной речи подготавливают слушателя, передают эмоционально-экспрессивное состояние говорящего.
Публицистический стиль
Вводные конструкции в данном стиле речи используются прежде всего для уточнения источника информации:
Как говорит бывший директор Галина Майкова, на момент закрытия в школе обучалось более ста человек.
Такие конструкции необходимы, так как в основе публицистики лежат факты, а указывая первоисточник, автор подтверждает свои слова.
Для журналиста (и любого работника СМИ) важно поддерживать интерес читателей, это выполняется с правильной эмоциональной подачей информации, поэтому используются вводные конструкции, несущие в себе экспрессивную оценку :
К сожалению, все последние годы со стороны нашего рынка в данном направлении предпринимались лишь редкие разрозненные попытки (Финансовая стабильность, РБК, 2018).
Также часто в публицистическом функциональном стиле употребляются вводные конструкции со значением порядка мысли:
В общем, слово мем оказалось успешным мемом, если его слышали даже те, кто знать не знает ни о каком Докинзе. (Вокруг света №4 2022).
Публицистический стиль представляет собой синтез всех других функциональных стилей, поэтому он содержит разнообразные элементы и вводные конструкции.
Таким образом, в публицистическом стиле между автором и читателем образуется некий диалог. Важно правильно, лаконично и занимательно предоставлять информацию, поэтому композиция текста очень важна. И вводные конструкции помогают автору складывать мысль упорядоченно и увлекательно.
- В современных учебно-методических пособиях вводные конструкции изучаются в основном с точки зрения семантики и пунктуации, практически отсутствуют задания, связанные со стилистическими функциями вводных конструкций.
- Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по русскому языку в перечне элементов содержания, проверяемых заданиями экзаменационной работы, содержит следующие: «Анализ текста», «Стили и функционально смысловые типы речи», «Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения».
- Стоит также отметить, что КИМ ЕГЭ по русскому языку содержат задания, выполнение которых требует применение знаний о вводных конструкциях: задание 1 (указать верые характеристики фрагмента текста), задание 2 (вставка слова в предложение, часто - вводного слова). Поэтому изучение данных парентез требует более глубокого рассмотрения именно со стороны стилистики. Также стоит помнить, что вводные конструкции сами по себе являются отличительными признаками некоторых стилей.
Разработана система упражнений Примеры
Упражнения, проверяющие знание теоретических сведений
1.Прочитайте высказывания. Заполните пропуски, используя слова для справок (ставьте их в нужном падеже).
Вводные слова и словосочетания, выражая те или иные оттеночные значения, придают экспрессивную окраску высказыванию и нередко закрепляются за .... Так, вводные слова и словосочетания, выражающие достоверность, уверенность, предположение: «несомненно», «разумеется», «вероятно», «возможно», - тяготеют к ... стилям. Вводные слова и словосочетания, используемые с целью привлечь внимание собеседника, как правило, функционируют в ... , их стихия – устная речь. К таким вводным единицам относятся, например: «послушайте», «согласитесь», «предоставьте», «вообразите», «знаете ли», «верите ли» «помнишь», «сделайте милость» и т.п.
Для справок: книжный, живой, экспрессивная, художественные, культура речи, функциональный стиль, разговорный стиль, художественные.
Упражнения, ориентированные на стилистический анализ синтаксических средств
1. Прочитайте текст. Докажите его принадлежность к научному стилю. Выделите вводные конструкции, присущие научной речи.
Слово – это значимая самостоятельная единица, основной функцией которой является называние. Во-первых, каждое слово, кроме служебных слов, имеет значение; только одни слова имеют одно значение: карандаш, автобус, изречение, а другие – несколько: дом, нос, отметка, путь. Во-вторых, однозначных слов в языке сравнительно немного. Гораздо больше слов многозначных, имеющих по два, три, четыре и более значений.
Задание для работы в группах
Творческие задания
Задания исследовательского характера
1. Из отрывков пьесы А. Островского «Снегурочка» выписать предложения с вводными конструкциями, определить их значение и стилистическую окраску.
Диктанты
Тестовые задания
Темы проектов и исследовательских работ
8 класс
1.Роль вводных конструкций в стилистике сатирических рассказов М. Зощенко
2. Памятка «Твое устное выступление и вводные конструкции»
9 класс
1. Как часто мы используем в речи вводные слова?
2. Роль вводных конструкций в публицистическом стиле речи на примере произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»
10 класс
1.Стилистический словарь вводных конструкций.
2. Вводные конструкции как средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
11 класс
1. Стилистическое использование вводных конструкций в произведениях художественной литературы.
2. Практическая стилистика: предложения с вводными конструкциями.