СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение творчества А.Платонова на уроках русской литературы в 11 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Изучение творчества А.Платонова на уроках русской литературы в 11 класса" состоит из 33 слайдов. Материалы позволят познакомиться с историей жизни и философией творчества самобытного русского писателя,помогут организовать изучение его рассказов "Фро" и "На заре туманной юности". Презентация содержит иллюстрации к произведениям, кадры из кинофильма, снятого по мотивам рассказа "На заре туманной юности".

Просмотр содержимого документа
«Изучение творчества А.Платонова на уроках русской литературы в 11 классе»

УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11 класс Андрей Платонов. Жизнь и творчество. Рассказы « ФРО », « НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ » Подготовила Головнёва Ирина Борисовна, учитель русской литературы

УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

11 класс

Андрей Платонов.

Жизнь и творчество.

Рассказы

« ФРО »,

« НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ »

Подготовила

Головнёва Ирина Борисовна, учитель русской литературы

НА УРОКЕ 1.Познакомимся с историей жизни и философией творчества самобытного русского писателя. 2.Раскроем противостояние А.Платонова бездушию официальной идеологии того времени. 3.Увидим полноту авторского понимания счастья и смысла жизни в единстве позиций трёх героев: любовь, работа, идея.

НА УРОКЕ

1.Познакомимся с историей жизни и философией творчества самобытного русского писателя.

2.Раскроем противостояние А.Платонова бездушию официальной идеологии того времени.

3.Увидим полноту авторского понимания счастья и смысла жизни в единстве позиций трёх героев: любовь, работа, идея.

«Голос Платонова, слегка приглушенный, утомленно-печальный. Сразу покоряет бесконечной сдержанностью, какой-то грустной кротостью. Скрытое многоголосие, мятежность чувств сведены к немногим, внешне бесстрастным интонациям».      литературовед В.А.Чалмаев

«Голос Платонова, слегка приглушенный, утомленно-печальный. Сразу покоряет бесконечной сдержанностью, какой-то грустной кротостью. Скрытое многоголосие, мятежность чувств сведены к немногим, внешне бесстрастным интонациям».

литературовед В.А.Чалмаев

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ (Андрей Платонович Климентов) Он первый, кто действительно понял всё. Всё понял и понял изнутри, а не из противоположного лагеря.   А.Битов «…без меня народ неполный».  А.Платонов

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ (Андрей Платонович Климентов)

Он первый, кто действительно понял всё. Всё понял и понял изнутри, а не из противоположного лагеря.

А.Битов

«…без меня народ неполный».

А.Платонов

Из биографии Андрея Платонова Родился 26 сентября 1899 года в Ямской слободе, под Воронежем. Андрей старший сын в семье, где было 11 детей. Отец – слесарь железнодорожных мастерских. В годы Первой мировой войны работает на паровозоремонтном заводе в Воронеже. В 19 лет сражается в рядах Красной армии. Окончил техникум. Инженер-мелиоратор. С осени 1918 года работает «в местной советской прессе» - репортёр, корреспондент. В 30-е годы – признанный пролетарский писатель. Описал «перегибы» коллективизации. Был причислен к «неугодным». В Великую Отечественную войну военный корреспондент. Воевал на территории Беларуси.

Из биографии Андрея Платонова

Родился 26 сентября 1899 года в Ямской слободе, под Воронежем. Андрей старший сын в семье, где было 11 детей.

Отец – слесарь железнодорожных мастерских.

В годы Первой мировой войны работает на паровозоремонтном заводе в Воронеже.

В 19 лет сражается в рядах Красной армии. Окончил техникум. Инженер-мелиоратор. С осени 1918 года работает «в местной советской прессе» - репортёр, корреспондент.

В 30-е годы – признанный пролетарский писатель. Описал «перегибы» коллективизации. Был причислен к «неугодным».

В Великую Отечественную войну военный корреспондент. Воевал на территории Беларуси.

ПАМЯТЬ О ПИСАТЕЛЕ

ПАМЯТЬ О ПИСАТЕЛЕ

«Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил ещё паровозы, машину, поющий гудок и потную работу. Я уже тогда (в детстве) понял, что всё делается, а не само родится».  Из автобиографии А.Платонова

«Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил ещё паровозы, машину, поющий гудок и потную работу. Я уже тогда (в детстве) понял, что всё делается, а не само родится».

Из автобиографии А.Платонова

А. Платонов

А. Платонов

 НЕМНОГО О ЛИЧНОМ Тема любви для писателя особенная. Любовь к жене Марии Александровне Кашинцевой - жизнь и спасение. Именно ей он будет посвящать письма, наполненные глубоким, великим чувством. «Счастье моё»

НЕМНОГО О ЛИЧНОМ

Тема любви для писателя особенная. Любовь к жене Марии Александровне Кашинцевой - жизнь и спасение. Именно ей он будет посвящать письма, наполненные глубоким, великим чувством.

«Счастье моё»

Андрей Платонов не приемлет крайности Отрицание любви во имя жертвенного служения высокой идее Следование теории Фрейда (любовное влечение - физиологическая потребность) Идеализацию платонической любви Андрей Платонов  поэтизирует полноту чувства любви, оставляет это уникальное чувство таинственным

Андрей Платонов не приемлет крайности

Отрицание любви во имя жертвенного служения высокой идее

Следование теории

Фрейда (любовное влечение - физиологическая потребность)

Идеализацию платонической любви

Андрей Платонов

поэтизирует полноту чувства любви, оставляет это уникальное чувство таинственным

ЛЮБОВЬ В СТРОЯЩЕМСЯ НОВОМ ОБЩЕСТВЕ РАБОТА:  Фрося не вдохновлена зовом великих строек, но, подражая любимому мужу, начинает учиться, разбираться в «микрофарадах» и в загадочном устройстве «мёртвых машин» Фрося. Ефросинья ЛЮБОВЬ:  Фрося поглощена личными чувствами. Вершина счастья – возвращение мужа, пребывание в уединении. ИДЕЯ:  Воспринимает веру мужа как истину. История Фро – история простой любящей женщины, счастливой только в состоянии любви. «Ах, Фро, Фро, хоть бы обнял тебя кто-нибудь!»

ЛЮБОВЬ В СТРОЯЩЕМСЯ НОВОМ ОБЩЕСТВЕ

РАБОТА: Фрося не вдохновлена зовом великих строек, но, подражая любимому мужу, начинает учиться, разбираться в «микрофарадах» и в загадочном устройстве «мёртвых машин»

Фрося.

Ефросинья

ЛЮБОВЬ: Фрося поглощена личными чувствами.

Вершина счастья – возвращение мужа, пребывание в уединении.

ИДЕЯ: Воспринимает веру мужа как истину.

История Фро – история простой любящей женщины, счастливой только в состоянии любви.

«Ах, Фро, Фро, хоть бы обнял тебя кто-нибудь!»

 «Ах, Фро, Фро, хоть бы обнял тебя кто-нибудь!»

«Ах, Фро, Фро, хоть бы обнял тебя кто-нибудь!»

Спектакль Брестского театра кукол Мелодрама «Фро» по мотивам рассказа А.Платонова, 2016 г. Кинофильм «Фро», 1964

Спектакль Брестского театра кукол

Мелодрама «Фро» по мотивам рассказа А.Платонова, 2016 г.

Кинофильм «Фро», 1964

РАБОТА: Федор - мечтатель-инженер откликается на зов великих строек и уезжает на Дальний Восток ЛЮБОВЬ: он «либо сюда вернется, либо тебя… к себе выпишет» ИДЕЯ: одержим «всеобщим делом», надеется «посредством механизмов преобразовать весь мир для блага и наслаждения человечества»., поглощён поиском «смысла отдельного и общего существования» ФЁДОР – муж ФРО В Федоре побеждает социальное начало, стремление выполнить общественный долг

РАБОТА: Федор - мечтатель-инженер откликается на зов великих строек и уезжает на Дальний Восток

ЛЮБОВЬ: он «либо сюда вернется, либо тебя… к себе выпишет»

ИДЕЯ: одержим «всеобщим делом», надеется «посредством механизмов преобразовать весь мир для блага и наслаждения человечества»., поглощён поиском «смысла отдельного и общего существования»

ФЁДОР – муж ФРО

В Федоре побеждает социальное начало, стремление выполнить общественный долг

Юность на картинах советских художников

Юность на картинах советских художников

РАССКАЗ «НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ»  (1938 г.) Первоначальное название «Ольга». Название «На заре туманной юности» - ключ к пониманию смысла рассказа. Заря – богиня утра. Туманная  – знак перехода от неясной романтической поры к периоду взрослой жизни. Повествование о жизни конкретной героини и изображение раннего периода государства.

РАССКАЗ

«НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ» (1938 г.)

Первоначальное название «Ольга».

Название «На заре туманной юности» - ключ к пониманию смысла рассказа.

Заря – богиня утра.

Туманная – знак перехода от неясной романтической поры к периоду взрослой жизни.

Повествование о жизни конкретной героини и изображение раннего периода государства.

«НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ»

«НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ»

Кадры из кинофильма «Надо жить»

Кадры

из кинофильма «Надо жить»

«НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ» Начало рассказа. Мотивы – сиротство и  выживание.     «Родители ее умерли от тифа в гражданскую войну в одну ночь. Ольге тогда было четырнадцать от роду, и она осталась одна, без родных и без помощи, в маленьком поселке при железнодорожной станции, где отец ее работал составителем поездов».  «Наутро она встала, умылась, прибрала постель, подмела комнату и сказала:

«НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ»

Начало рассказа.

Мотивы – сиротство и выживание.

    «Родители ее умерли от тифа в гражданскую войну в одну ночь. Ольге тогда было четырнадцать от роду, и она осталась одна, без родных и без помощи, в маленьком поселке при железнодорожной станции, где отец ее работал составителем поездов».

«Наутро она встала, умылась, прибрала постель, подмела комнату и сказала: "Опять надо жить!"

«…теперь на улице было постоянно тихо; народ разошелся по сельским хлебным местам либо лежал в своих жилищах слабый и болезненный, а в некоторых дворах вовсе вымер». «…никто не вспомнил о сироте - ни бабушка-соседка, ни другие люди, потому что у них была своя боль и своя забота».

«…теперь на улице было постоянно тихо; народ разошелся по сельским хлебным местам либо лежал в своих жилищах слабый и болезненный, а в некоторых дворах вовсе вымер».

«…никто не вспомнил о сироте - ни бабушка-соседка, ни другие люди, потому что у них была своя боль и своя забота».

«НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ» Искания Ольги – формирование характера, познание подлинной ценности жизни. Сохранение своей самости . « Болея перед смертью, мать говорила, что если Ольге суждено жить, то пусть она едет к тетке, чтобы не оставаться одной на свете; сестра матери и накормит сироту, и обошьет, и отдаст в учение. Теперь дочь вспомнила мать и послушалась ее».          « В кухне и горнице у тетки было чисто, прибрано и покойно и пахло хорошо, как у богатых.

«НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ»

Искания Ольги – формирование характера, познание подлинной ценности жизни. Сохранение своей самости .

« Болея перед смертью, мать говорила, что если Ольге суждено жить, то пусть она едет к тетке, чтобы не оставаться одной на свете; сестра матери и накормит сироту, и обошьет, и отдаст в учение. Теперь дочь вспомнила мать и послушалась ее».

         « В кухне и горнице у тетки было чисто, прибрано и покойно и пахло хорошо, как у богатых. "Здесь я жить не буду,подумала Ольга.Тут нельзя: скажут, ты испачкаешь все".

« Ольга пошла мимо домов по чужому, большому городу, но смотрела она на все незнакомые места и предметы без желания, потому что она чувствовала сейчас горе от своей тетки, и это горе в ней превратилось не в обиду или ожесточение, а в равнодушие; ей стало теперь неинтересно видеть что-либо новое, точно вся жизнь перед ней вдруг омертвела».

« Ольга пошла мимо домов по чужому, большому городу, но смотрела она на все незнакомые места и предметы без желания, потому что она чувствовала сейчас горе от своей тетки, и это горе в ней превратилось не в обиду или ожесточение, а в равнодушие; ей стало теперь неинтересно видеть что-либо новое, точно вся жизнь перед ней вдруг омертвела».

       Несколько дней Ольга привыкала к подругам по общежитию и к своей новой жизни, а потом почувствовала, что ей здесь хорошо. Ольга понимала, что она теперь дорога и любима, потому что ей давали одежду, деньги и пропитание, точно родители ее воскресли и она опять жила у них в доме. Значит, все люди, вся Советская власть считают ее необходимой для себя и без нее им будет хуже.          На вечере в честь годовщины Октябрьской революции Ольга впервые в жизни долго слушала музыку на рояле, привезенном из Дворца труда, и она заплакала оттого, что это было хорошо, оттого, что жизнь не может быть скучна и обыкновенна, она должна быть волшебной, похожей на истинное предчувствие ее, которое существует в детском или юношеском сердце.          Через два дома от общежития курсов Ольге пришлось наняться приходящей нянькой к одному человеку, рано потерявшему жену, - другой домашней работы нигде не было. Ребенку было всего полтора года, звали его Юшкой Через три года, по окончании курсов, Ольгу и Лизу направили на железнодорожную линию на практику.

       Несколько дней Ольга привыкала к подругам по общежитию и к своей новой жизни, а потом почувствовала, что ей здесь хорошо.

Ольга понимала, что она теперь дорога и любима, потому что ей давали одежду, деньги и пропитание, точно родители ее воскресли и она опять жила у них в доме. Значит, все люди, вся Советская власть считают ее необходимой для себя и без нее им будет хуже.

       На вечере в честь годовщины Октябрьской революции Ольга впервые в жизни долго слушала музыку на рояле, привезенном из Дворца труда, и она заплакала оттого, что это было хорошо, оттого, что жизнь не может быть скучна и обыкновенна, она должна быть волшебной, похожей на истинное предчувствие ее, которое существует в детском или юношеском сердце.

       Через два дома от общежития курсов Ольге пришлось наняться приходящей нянькой к одному человеку, рано потерявшему жену, - другой домашней работы нигде не было. Ребенку было всего полтора года, звали его Юшкой

Через три года, по окончании курсов, Ольгу и Лизу направили на железнодорожную линию на практику.

После трех месяцев работы на паровозе Лиза стала работать в конторе у начальника станции – изучать  искусство движения поездов по графику, а Ольга была направлена в пакгауз – в помощники к весовщику; она хотела в точности знать дело грузовых операций, главную работу железных дорог.  –  Вставай... У него тормоза не держат!        Ольга схватила свою одежду с табуретки и оделась. Паровоз опять запел, приближаясь издалека. Ольга прислушалась к словам машины:  «Нет, – задумалась она. – Он говорит о том, что у него состав оборван...»

После трех месяцев работы на паровозе Лиза стала работать в конторе у начальника станции – изучать искусство движения поездов по графику, а Ольга была направлена в пакгауз – в помощники к весовщику; она хотела в точности знать дело грузовых операций, главную работу железных дорог.

– Вставай... У него тормоза не держат!       Ольга схватила свою одежду с табуретки и оделась. Паровоз опять запел, приближаясь издалека. Ольга прислушалась к словам машины:

«Нет, – задумалась она. – Он говорит о том, что у него состав оборван...»

 Ольга одна видела сейчас положение своей машины. Слепой состав шел скорее, чем ее паровоз, и настигал убегающую машину почти в упор. Ольгу сжало в машине. Она почувствовала, как ей стало душно, как всю ее – без остатка, вместе с одеждой – вдавливает чужая сила в железное тело горячего котла. Она долго и терпеливо болела, но умереть не могла, – Ольга выздоровела, стала жить и живет до сих пор.

Ольга одна видела сейчас положение своей машины. Слепой состав шел скорее, чем ее паровоз, и настигал убегающую машину почти в упор.

Ольгу сжало в машине. Она почувствовала, как ей стало душно, как всю ее – без остатка, вместе с одеждой – вдавливает чужая сила в железное тело горячего котла.

Она долго и терпеливо болела, но умереть не могла, – Ольга выздоровела, стала жить и живет до сих пор.

«НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ»  ДОБРО В РАССКАЗЕ «Соседка-бабушка принесла девочке кулеш в чашке, чтобы сирота, бывшая худой и не по летам маленького роста, поела что-нибудь».  «…механик развязал красный платок с пищей и вынул оттуда четыре печеные картошки; затем он погрел их на котле, посыпал солью и дал Ольге поесть две картошки, а две съел сам».        «Ольгу подсадили в вагон, дали ей ложку и большой ломоть хлеба, и она села среди красноармейцев, чтобы есть общий суп из цинкового чистого ведра. Вскоре один красноармеец заметил, что ей неловко есть, сидя на полу, и он велел ей встать на колени - тогда она будет доставать ложкой погуще со дна, будет видеть, где плавает жир и где находится говядина». «Красноармейцы подарили Ольге половину печеного хлеба и ломоть сала и опустили ее из вагона под руки на землю».

«НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ»

ДОБРО В РАССКАЗЕ

«Соседка-бабушка принесла девочке кулеш в чашке, чтобы сирота, бывшая худой и не по летам маленького роста, поела что-нибудь».

«…механик развязал красный платок с пищей и вынул оттуда четыре печеные картошки; затем он погрел их на котле, посыпал солью и дал Ольге поесть две картошки, а две съел сам».

       «Ольгу подсадили в вагон, дали ей ложку и большой ломоть хлеба, и она села среди красноармейцев, чтобы есть общий суп из цинкового чистого ведра. Вскоре один красноармеец заметил, что ей неловко есть, сидя на полу, и он велел ей встать на колени - тогда она будет доставать ложкой погуще со дна, будет видеть, где плавает жир и где находится говядина».

«Красноармейцы подарили Ольге половину печеного хлеба и ломоть сала и опустили ее из вагона под руки на землю».

«НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ» ОТРАЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ В РАССКАЗЕ         Служащие канцелярии, пришедшие из столовой, приняли в Ольге участие. Заведующий написал письмо на курсы подготовки младших железнодорожных агентов с просьбой принять осиротевшую дочь рабочего на эти курсы и обеспечить ее всем необходимым для жизни. Узнав, что Ольга нуждается и не может платить в столовой за пищу, заведующий велел выдать новой учащейся стипендию за полмесяца вперед, а также башмаки, белье, нитки, две пары чулок, верхнюю куртку и прочее, что полагалось по норме.

«НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ»

ОТРАЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ В РАССКАЗЕ

        Служащие канцелярии, пришедшие из столовой, приняли в Ольге участие. Заведующий написал письмо на курсы подготовки младших железнодорожных агентов с просьбой принять осиротевшую дочь рабочего на эти курсы и обеспечить ее всем необходимым для жизни.

Узнав, что Ольга нуждается и не может платить в столовой за пищу, заведующий велел выдать новой учащейся стипендию за полмесяца вперед, а также башмаки, белье, нитки, две пары чулок, верхнюю куртку и прочее, что полагалось по норме.

20-30- е годы. К печати допускались только идеологически «правильные» произведения. ЧТО БЫЛО ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ТАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ? Повествование о полезном обществе, которое приютило и сумело воспитать из брошенного ребенка настоящую советскую героиню, было одобрено и опубликовано в 1938 году – пик репрессий, чисток несогласных.

20-30- е годы. К печати допускались только идеологически «правильные» произведения. ЧТО БЫЛО ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ТАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ?

Повествование о полезном обществе, которое приютило и сумело воспитать из брошенного ребенка настоящую советскую героиню, было одобрено и опубликовано в 1938 году – пик репрессий, чисток несогласных.

 ЧУЖОЙ БОЛИ НЕ БЫВАЕТ «Андрей Платонов — смотритель изначальной русской души. Она у него неуютно чувствует себя в настоящем и всё страдает в этом

ЧУЖОЙ БОЛИ НЕ БЫВАЕТ

«Андрей Платонов — смотритель изначальной русской души. Она у него неуютно чувствует себя в настоящем и всё страдает в этом "прекрасном и яростном мире" от какой-то неродственности бытия...» Валентин Распутин

ПО ПЛАТОНОВУ:

« Человечество — одно дыхание, одно живое, тёплое существо. Больно одному, больно всем».

Человек «начинается с исполнения своего долга перед народом», человек должен «жить всем дыханием человечества».

 РАЗМЫШЛЯЕМ НАД ПРОЧИТАННЫМ Какая главная мысль рассказа Платонова «На заре туманной юности»? Чему он учит? Почему тётка Татьяна Васильевна не помогла Ольге? Как в рассказе отражена тема детства? Ольга несёт людям добро. Кому и как помогает героиня? Почему автор изменил название рассказа?

РАЗМЫШЛЯЕМ НАД ПРОЧИТАННЫМ

Какая главная мысль рассказа Платонова «На заре туманной юности»? Чему он учит?

Почему тётка Татьяна Васильевна не помогла Ольге?

Как в рассказе отражена тема детства?

Ольга несёт людям добро. Кому и как помогает героиня?

Почему автор изменил название рассказа?

Алексей Кольцов, 1840 г.

Алексей Кольцов, 1840 г.