йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс
Доклад на методическом объединении учителей-дефектологов ПКПП Изучение модуля «гласные звуки» ![]() |
Изучение модуля «гласные звуки»
Знакомство с понятием «гласный звук»
Когда ученики в достаточной степени осознают факт деления звуков на две группы (наличие или отсутствие преграды), учитель приступает к работе со звуками, которые произносятся без преграды во рту, т.е. гласными звуками. Чтобы избежать смешения терминов «гласный звук» и «согласный звук», целесообразно сначала сформировать и прочно закрепить в сознании детей одну систему связей: либо «звук—отсутствие преграды—гласный звук», либо «звуки а , о , у , и , ы , э –гласные звуки», называя при этом согласные просто «другими звуками». На этом этапе—устные упражнения на выделение гласных звуков в группе изолированных звуков или в словах, состоящих из двух-трёх звуков (ум, щи, кот). Буквы гласных звуков вписываются в таблицу в левом столбце, а букву и—в правом.
Обозначение гласных звуков в схеме. Формирование и закрепление связи «звук—отсутствие преграды—гласный звук—красный цвет». Определение количества гласных звуков в группе звуков, в одно-, двух- и трёхсложных словах.
В предыдущую цепочку добавляется новое звено—«красный цвет», при использовании схем.
Предлагаются на выбор три цветовых пятна—яркий, насыщенный красный, тёмные и невзрачные синий и зелёный. Дети выбирают самостоятельно(самый красивый—красный). Сначала эта расширившаяся связь закрепляется в упражнениях с односложными словами (дом, волк), затем с двусложными (рука, камыш).
Для звукобуквенных схем—слова,в которых звуки соответствуют буквам (замок, тумба).
Слог. Слоговой анализ. Слоговые схемы слова. Графические диктанты.
Деление слов с опорой на гласные звуки (слово—звуковая схема—гласные звуки—деление слова на слоги).
Формирование контрольных действий слогоделения (в работу вводятся слоговые схемы и графические слоговые диктанты, дети должны сами доказать правильность деления путём обозначения в каждом слове гласного звука).
Упражнения в самостоятельном делении слов на слоги (разделение понятий слогоделение и перенос: акцент на правилах переноса)
Ударение. Понятие «ударный гласный звук». Подготовка к усвоению понятия «орфограмма»
Технологический план усвоения ударения.
Осознание смыслоразличительной роли ударения (термин «ударение» не используется, упражнения в правильном и в неправильном произнесении слов).
Осознание формального признака ударения (правильность или неправильность зависит от того, какой звук протягивается дольше остальных). Задания даются в определённой последовательности:
1). Назовите гласные звуки в слове груша. Произнесите так, чтобы дольше звучал первый гласный, второй. В каком случае правильно? (Выполняется коллективно)
2). То же задание, только дети произносят слово тихо, «для себя». (без участия учителя, при ответе звуки не произносят, так выделение гласных становится промежуточной операцией)
3). Произнесите слово так, чтобы дольше других звучал первый гласный звук (или второй). Слово звучит правильно?
4). Какой гласный звук в данном слове надо протянуть дольше остальных, чтобы оно звучало правильно или неправильно? (слово предъявляется написанным, вслух не произносится)
Все 4 задания следует выполнять как по слуховому восприятию, так и по слуховому представлению, равномерно чередуя правильное и неправильное произнесение.
Знакомство с терминами «ударение», «ударный гласный звук»
Сказка о братьях—звуковых мастерах (звуковые молоточки). Делаем вывод, что раз ударили молоточком, то можно назвать ударением, соответственно звук на который падает ударение можно назвать ударным. Необходимо уточнить, что согласные звуки ударными не бывают, а также, что ударение падает на звук, а не на слог.
Усвоение понятия «безударные гласные звуки»
В слове может быть несколько гласных звуков, но только один из них ударный, а остальные—безударные. Используется 2 типа заданий—на определение в слове ударного гласного и безударных гласных, причём последних должно быть несколько больше. Одновременно можно проводить подготовку к усвоению понятий «корень» и «проверочное слово».
Подготовка к усвоению понятия «орфограмма»
После того как у первоклассников в достаточной степени закрепится умение находить ударные и безударные звуки в слове и различать их, можно приступить к формированию понятия «орфограмма», заменяя его на первых порах смысловым термином «опасное место в слове». Начинается работа с активизации знаний и умений в области звукобуквенного анализа. При составлении схем наблюдаются несовпадения буквы гласного звука и самого звука в безударной позиции.
Закрепление понятия «опасное место в слове»
Работа со словами ведётся от звучащего слова к написанному (проговаривают «для себя», находят среди написанных слов). Подводятся к выводу—безударный гласный—«опасное место в слове»
Рассмотрев схемы слов, дети находят в них «опасные» гласные звуки. Соответствующие им кружки трансформируются в треугольники.
Самостоятельно чертят слогозвуковую схему слова, сравнивают безударные гласные звуки и буквы, которыми они обозначены в слове.
Самостоятельное определение темы урока
Упражнение в определении в слове «опасного» места
-- найти и обозначить в схемах гласные звуки;
-- определить ударный гласный;
-- найти безударный—опасное место.
6) Слуховой диктант
Просим детей разделить слово на слоги, начертить его слогозвуковую схему, поставить ударение.
Момент для замены термина «опасное место в слове» на «орфограмма» каждый учитель выбирает, исходя из возможностей своих учеников. Параллельно с усвоением понятия «орфограмма» дети выполняют упражнения на деление гнёзд родственных слов на две группы—с ударным и безударным гласным в корне, что постепенно подготавливает к усвоению понятия «проверочное слово».