III. Изучение нового. 1.Беседа. СЛАЙД 8 СЛАЙД 9 СЛАЙД 10 Физ.минутка (вальс П.И. Чайковского. фрагмент) Слайд 11 Первичное восприятие произведения Проверка первичного восприятия Словарная работа Слайд 12 2.Работа с учебником Чтение текста по четверостишиям. Работа над выразительностью Слайд 13 Слайд 14 | Молодцы, ребята. Константина Бальмонта его современник Александр Блок назвал «поэтом с утренней душой». Как вы думаете, почему? (Писал стихи добрые, светлые, лиричные). Предположите, откуда у поэта появилось это чувство восхищения природой (Из детства, от родителей) Биографическая справка 2, 3) «Моими лучшими учителями в поэзии были — усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори», — вспоминал поэт. «Красивое малое царство уюта и тишины»], — так писал он позже о деревушке с десятком изб, при которой находилась скромная усадьба — старый дом, окруженный тенистым садом. Родился родился К. Бальмонт 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии . и эту деревушку, и родной край, где прошли первые десять лет его жизни, поэт вспоминал всю свою жизнь и всегда описывал с огромной любовью. Мать Бальмонта, "высокообразованная, умная женщина", ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест "среди цветов и песнопений" отражено в поэзии Бальмонта. Именно поэтому Александр Блок назвал Бальмонта "поэтом с утренней душой". Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны. Вспомните, чему посвящено стихотворение поэта, которое мы будем изучать на уроке? (снежинке) Как вы думаете, а какой характер у снежинки? (нежный, спокойный….) Что делают снежинки? Назовите глаголы олицетворения… Представьте, что вы превратились в снежинку. И сейчас под музыку покажите характер этой снежинки, что она делает… Спасибо, настоящая волшебная метель была в нашем классе… А сейчас снежинки тихо опустятся на свои стулья и вновь станут учениками. Ребята, закройте глаза и послушайте стихотворение, представляя снежинку. Обратите внимание, будет ли меняться темп, громкость и интонация моего голоса. И если да, то почему? Итак, К. Бальмонт. «Снежинка» ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ наизусть .- Ребята, понравилось ли вам это стихотворение? - О чём вы думали, что представляли? Менялись ли темп, громкость и интонация во время чтения? Почему? - С каким чувством поэт пишет о снежинке? - А какие чувства и настроение вызывает у вас это стихотворение? Используйте ваши словарики настроений. (Чувства радости, восхищения, огорчения, жалости, печали,…) -Как Бальмонт называет снежинку? Почему? Какое средство художественной выразительности использовал? («Звездой кристальной». Это метафора. Снежинка похожа на звезду. Это кристалл льда) Посмотрите на экран. Давайте объясним значения слов: лазурная взметается лелеющий кристальная светло-голубая резко взлетает нежный, заботливый правильной формы -Чтобы более полно представить картину, описанную автором, прочитаем стихотворение по четверостишьям. 1 четверостишие Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! Какой эпитет указывает на воздушность снежинки? Какие эпитеты автор еще использовал? Он называет её смелой? Прочитайте 2 четверостишие. Дорогой бурною. Легко проносится, Не в высь лазурную – На землю просится. Какой эпитет относится к “дороге”? Что значит «бурная»? Что это за дорога для снежинки? Как преодолевает дорогу снежинка? Почему так она торопится? С кем сравнивает поэт снежинку? Как называется такой литературный прием, когда неодушевленные предметы оживают и действуют как одушевленные? (олицетворение) 3 четверостишие В лучах блистающих Скользит, умелая, Средь хлопьев тающих Сохранно-белая. Найдите эпитеты. В чем умение снежинки? Бальмонт сравнивает опять снежинку с человеком. Человек сохраняет чистоту души. Назовите метафору. 4 четверостишие Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается Звезда кристальная. С чем автор сравнивает снежинку? Прочитайте. Звезда в литературе символизирует прекрасное, чистое, высокое. Как называется этот литературный прём? (метафора) Это еще одно художественное средство, с помощью которого автор создает яркий образ снежинки. Метафора – скрытое сравнение, т.е. поэт сравнивает снежинку со звездой, прекрасной, чистой, сверкающей. 5 четверостишие Лежит пушистая Снежинка смелая. Какая чистая, Какая белая! Что вы заметили в этом четверостишии? Чем отличаются 1 и 5 четверостишия? Почему поэт поменял местами слова “смелая” и “белая”? Правильно, пройдя все испытания, снежинка осталась белой и чистой. Как вы думаете, а кого имеет в виду Бальмонт, говоря о снежинке? Да, поэт имеет в виду человека, который пройдя через тяготы и бед, сохранил чистую душу. Подготовимся к выразительному чтению. Подчеркните карандашом слова с логическим ударением, расставьте паузы, отметьте стрелками места, где нужно повысить голос, а где понизить.
Прочитайте стихотворение выразительно, постарайтесь передать настроение и чувства автора – восхищение, восторг, удивление. Проанализируйте своё чтение (чиают 3-4 ученика) | . Ученики делаю свои предположения и выводы. Знакомятся с биографией К.Бальмонта Ученики делаю свои предположения Танцуют, кружатся под музыку, изображая снежинки. .Слушают чтение учителя. Отвечают на вопросы Работают со словариками настроений, выбирают слова Объясняют значения слов, проверяют по слайду Читают стихотворение. Отвечают на вопросы, находят в тексте и называют средства худ. выразительности. Отмечают графически слова с логическим ударением, паузы, места, где нужно повысить, а где понизить голос. Читают . Анализируют своё чтение | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют выводы. Принимают и выполняют учебную задачу. |