СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как идёт жизнь на Земле?

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: сформировать представление о размножении как о процессе, поддерживающем непрерывность существования жизни на Земле.

Просмотр содержимого документа
«Как идёт жизнь на Земле?»

Как идет жизнь на Земле?

Предмет: биология, 5 класс

Тема урока: Как идёт жизнь на Земле?

Цель урока: Сформировать представление о размножении как о процессе, поддерживающем непрерывность существования жизни на Земле.

Задачи урока:

  1. Выяснить, какой процесс делает жизнь на Земле непрерывной.

  2. Описывать и объяснить результаты опыта Я.-Б. ван Гельмонта и Ф. Реди.

  3. Сформировать понятие «саморазмножение» и определить возможность протекания этого процесса.

  4. Сформировать критерии, по которым можно отличить научную информацию от ненаучной, недостоверной.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  1. Выделение существенных признаков процесса размножения.

  2. Овладение методами биологической науки: постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  3. Различение по рисункам (фото) живых организмов и их потомство.

Метапредметные:

  1. Овладение составляющими исследовательской деятельности: умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы и заключения.

  2. Умение работать с источниками биологической информации: находить информацию в тексте учебника, анализировать и оценивать ее.

  3. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные:

  1. Сформированность познавательных интересов и мотивов к обучению.

  2. Сформированность интеллектуальных умений (доказывать, анализировать, делать выводы).

Решаемые учебные проблемы: определение критериев, по которым можно судить о научности знания.

Основные понятия, изучаемые на уроке: размножение, самовоспроизведение, самозарождение.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: проектор, компьютер, мультимедийная презентация.

Образовательные интернет-ресурсы: цифровая образовательная коллекция http://school-collection.edu.ru

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЭТАП 1. Актуализация знаний

Основная задача учителя: актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях через постановку эвристического вопроса: «Наступит ли момент, когда жизнь на Земле перестанет существовать, и когда это произойдет?»

  1. Создает проблемную ситуацию.

Как разобраться, что в биологии является научным фактом, а что вымыслом, какую информацию можно считать достоверной, а какую - нет?

  1. Предоставляет задания, позволяющие осуществить переход к изучению нового материала.

Задание 1 (логические операции)

Расположите понятие «биология», «методы исследования», «наука», «живые организмы», «биологические процессы» в логической последовательности. Объясните свой выбор.

Задание 2

Сопоставьте свойство живого с иллюстрацией этого свойства.

Объясните свою точку зрения.

  1. Выполняет первую задачу урока – выяснеет, какой процесс делает жизнь на Земле непрерывной, через ряд тренировочных заданий.

Задание 3

Рассмотрите иллюстрации в учебнике, определите по ним признаки процесса размножения.

Задание 4

Расположите понятия «размножение», «воспроизведение особей», «процесс» в логической последовательности. Объясните свой выбор.

  1. Определяет в ходе краткой беседы, что не знают критериев научной информации.

  2. В ходе выполнения заданий учителя выясняют, какие биологические знания потребуются, чтобы ответить на вопрос о длительности существования жизни на Земле.

Дают определение понятию «биология» в ходе выполнения задания 1.

Объясняют принцип построение логической цепочки.

Называют и объясняют свойства живого в ходе выполнения задания 2.

Называют свойства живого, с которыми уже знакомы.

  1. Реализуют первую задачу урока через выполнение заданий.

Называют признаки процесса размножения.

Дают определение процессу размножения.

Отвечают на вопрос: «Какой процесс делает жизнь на Земле непрерывной?» Аргументируйте свою точку зрения.

ЭТАП 2. Создание проблемной ситуации


  1. Организует эвристическую беседу, в ходе которой будет решаться вторая задача урока: описывать и объяснять результаты опыта Я.-Б. ван Гельмонта и Ф. Реди.

Создание ситуации-противоречия через рассказ об опытах Я.-Б. ван Гельмонта

  1. Демонстрирует опыт Ф. Реди в интерактивном режиме. Просит обучающихся предположить и объяснить результаты опыта.

  2. В ходе дискуссии или беседы формирует понятие «самозарождение», его сущностные характеристики.

  1. Высказывают позицию, доказывают невозможность самозарождения исходя из определения размножения.

  2. Высказывают мнение, объясняют результаты опыта.

  3. Отвечают на вопрос: «Что такое самозарождение и возможно ли оно?» Подтверждают предположения материалом учебника.

ЭТАП 3. Целеполагание

Основная задача учителя: формирование познавательных мотивов учебной деятельности – стремления открыть знания.


Формулирует эвристический вопрос: «Можно ли назвать исследования Я.-Б. ван Гельмонта и Ф. Реди научным экспериментом с современной точки зрения?»

Проявляют познавательную инициативу, пытаясь ответить на вопрос.

Осознают цель предстоящей деятельности – необходимость сравнить исследования ученых.

Называют основные этапы исследования как возможные критерии сравнения.

ЭТАП 4. Планирование

Основная задача учителя: формирование умений сравнивать объекты, процессы, явления, эксперименты по заданным критериям.

Предоставляет материал с описанием опыта Я.-Б. ван Гельмонта и Ф. Реди и просит заполнить таблицу «Сравнительная характеристика исследования Я.-Б. ван Гельмонта и Ф. Реди» по заданным критериям.

Работают в парах с таблицей.

Обсуждают результаты работы.

На основе проведенного сравнительного анализа делают вывод, исследование какого ученого является научным экспериментом, аргументируют точку зрения.

ЭТАП 5. «Открытие» нового знания

Основные задачи учителя:

  • Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить закономерности, сходство и различие, развитие способности к обобщению;

  • Формирование способности сравнивать своё планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

  • Формирование владения приёмами самоконтроля.


  1. Возвращает обучающихся к вопросу , заданному в начале урока: «Как разобраться, что в биологии является научным фактом, а что вымыслом, какую информацию можно считать достоверной, а какую - нет?» Решает 4 задачу урока – формирует критерии, по которым можно отличить научную информацию от ненаучной, недостоверной.

  2. Демонстрирует коллективно предложенные критерии научности знания.

  1. Просит сравнить критерии научности, предложенные детьми, с критериями научности, изложенные в научной литературе.

  2. Формирует обобщенные вопросы: «Что мы узнали нового?», «Отличаются ли наши критерии от критериев на слайде?»

  1. Аргументированно отвечают на вопрос, опираясь на знания, полученные в ходе урока.

  2. Фиксируют на доске возможные критерии научности знания.

  3. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

  4. Формулируют выводы о полноте и правильности критериев, сравнивают с критериями научности на слайдах учителя. Вносят изменения в свои индивидуальные критерии научности.

ЭТАП 6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Возвращает обучающихся к плану урока, сформулированному в виде вопросов. Через подводящий диалог просит сформулировать вывод по каждому вопросу.

  1. Наступит ли момент, когда жизнь на Земле перестанет существовать, и когда это произойдет?

  2. Какой процесс делает жизнь на Земле непрерывной?

  3. Что такое самозарождение и возможно ли оно?

  4. Как отличить научную информацию от ненаучной, недостоверной?

Вступают в диалог, формулируют ответы на вопросы.

Предлагают свои варианты ответов по учебной проблеме.

ЭТАП 7. Рефлексия (итог урока)

Основная задача учителя: формирование способности выразить своё отношение к данному уроку.

Предлагает обратиться к высказыванию А. Эйнштейна: «Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, как будто чудес не бывает. Второй – так, как будто все на свете является чудом». Просит соотнести своё отношение к данному уроку или мир науки биологии с какой-то позицией Эйнштейна. Просит объяснить свою точку зрения: «Почему вы так считаете? Что удивило? Что осталось непонятным. Что запомнилось?»

Высказывают своё отношение к уроку или предмету.

Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

ЭТАП 8. Домашнее задание. Параграф 11, выполнение исследования на с.26 в рабочей тетради.