Возможности урока иностранного языка в воспитании духовно - нравственных качеств
Каждый школьный предмет, по сути, является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Не являясь исключением, учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он как бы «беспредметен»: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов. К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы , именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор. Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося. На уроках английского языка я часто применяю игровые формыю, такие как воспроизведение содержания текста посредством игры делает процесс намного занимательнее.
И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. Проектная методика обучения иностранным языкам даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и терпеливое отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятии с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками "My native village" ("Мой край родной") и "Аll about me” (“Обо мне"). В результате происходит своеобразный диалог культур устами студентов. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в нашем колледже используются разнообразные формы и приёмы учебной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, просмотрах видеофильмов о ВОВ, в обсуждении просмотренного, ответах на вопросы о просмотренных сюжетах, а так же в составлении кроссвордов, написании сообщений, в виртуальных экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить "круглые столы". В конце изучения темы "Добро пожаловать в наш дом !" на первом курсе, учащимся предлагается "пригласить иностранных гостей в Башкирию и организовать для них путешествие". Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Уфы, как столицы Республики Башкортостан; вЬспитательный аспект -осознание понятия Родина, "малая Родина", более глубокое осознание своей культуры. Работая по теме "Моя семья" на первом курсе, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев. При изучении темы ``Где мы живем" достопримечательности Британии, Америки и России", "Образование" и др. мы знакомимся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и непременно с известными людьми нашей республики. Учащимся предлагается работа в малых группах по защите различных проектов:
- театры мира
- Самые крупные музеи мира
- Достопримечательности США,Великобритании,Канады -Кухня США и ВБ
- Традиции США и Великобритании
- Президенты
Здесь имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур разных народов.
Таким образом, видно, что процесс воспитания - это не особый процесс, проходящий отдельно и независимо от процесса обучения. Воспитание, формирование личности обучаемого, его мировоззрения осуществляется непосредственно в процессе обучения. Существует так же иной способ, воспитания средствами иностранного языка, а именно: Большинство тем иностранного языка затрагивают напрямую или косвенно нравственный аспект воспитания. На сегодняшний день учителю дана свобода создания той атмосферы,когда учащиеся могут через презентации, видео, элективные курсы обогатиться духовно. Это может быть злективный курс с названием «Вежливые англичане», «Иностранный этикет», «Моя родословная , «Права и обязанности ребенка» и тому подобное. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения уделяет внимание личностным результатам ученика:
• формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, и историю России, осознанию своей этнической и национальной принадлежности; формированию ценностей многонационального российского общества; становлению гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• формированию уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей».
Личностные результаты выпускников, формируемые при изучении иностранного
языка:
формирование коммуникативгюй компетенции в межкультурной и межзтнической коммуникации;
развитие таких качеств, как воля, целеустремленность. креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие. дисциплззнттрованность;
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих ft гражданской идентичности личности;
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран, осознание себя гражданином своей страны и мира;
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (туманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию. Для преподавателя иностранного языка в этом ракурсе открываются огромные и беспроигрышные перспективы нравственного и духовного воспитания учащихся через перевод в обсуждение текстов, анализ поведения современной молодежи и студента в частности.
Использованная литература
Аверкиева Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников Ребенок и современный мир. - Архангельск, 2001. С. 55-60.
Агапов В.С. Концепция духонно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С.Метелягипа, [1950- 2001 гг.: Отечеств. ученый-педагог] //Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. -М.,2001.-С.11-З5.
Интернет-ресурс: Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка http://knowledge.allbest.rи/pedagogigs/ 1 20бс370.html