Наибольшую трудность для детей, обучаемых чтению, представляет усвоение слога-слияния. При чтении детьми прямого слога важно сразу же преодолевать у них стремление побуквенно воспроизводить слоговую структуру. Осмыслению принципа слияния помогают различные приемы: протяжное произнесение первого согласного звука с постепенным переходом на последующий гласный, чтение с подготовкой артикуляционного аппарата на произнесение гласного звука, запоминание слога, чтение слога по следам анализа. Раскрыть «секрет» слияния звуков в слоге дети должны сами. Но при этом нельзя командовать их артикуляционными действиями, так как это разрушает их речевые навыки, деавтоматизирует их. Надо лишь организовать наблюдение детей над ихсобственными артикуляционными действиями с должными выводами из них.
Примерный фрагмент занятия.
Учитель: Скажем по слогам слово МУХА. (МУ-ХА.)
Какой первый слог? (МУ.) Какие в нем звуки? (Звуки [м] и [у].)
Как приготовиться к звуку [м]? (Сжать губы.)
Приготовьтесь и скажите [м]. (Дети произносят звук [м].)
А что нужно сделать для звука [y] (Вытянуть губы трубочкой.)
Приготовьтесь и произнесите звук [y] (Дети произносят.)
Как вы произнесли звуки [м] и [у], слитно или по одному? (По одному.)
А как вы к ним готовились, сразу или по очереди? (По очереди.)
Скажите еще раз слог МУ. (Дети произносят.)
Как звучат [м] и [у] в слоге, по одному или слитно? (Слитно.)
Как же они сливаются? Давайте попробуем узнать. Приготовьтесь к чтению слога МУ, но не говорите, а только посмотрите друг на друга и проверьте, хорошо ли вы приготовились к чтению слога МУ. (Дети смотрят.)
Какие у вас губы, разжатые или сжатые? (Сжатые.)
Для какого звука вы их сжали? (Для звука [м]
А что еще вы сделали с губами? (Вытянули их трубочкой.)
Для какого звука вытянули губы трубочкой? (Для звука [у].)
К скольким же звукам вы приготовились, к одному или к двум? (Мы приготовились к двум звукам.)
Хорошенько приготовьтесь еще раз и дайте голос. (МУ)
Сколько раз вы дали голос? (Один раз.)
А сколько звуков сказали? (Два.) Какие? (звуки [м] и [у].)
Как вы их сказали, по одному или слитно? (Слитно.)
А как вы к ним готовились, по очереди или сразу к двум? (Мы готовились сразу к двум звукам.)
Вот потому они и сливаются. После звука [м] не нужно готовиться к звуку [у]: ведь мы его приготовили сразу, вместе с [м]. Поэтому в конце звука [м] начинает звучать уже подготовленный звук [у], и они сливаются, смешиваются конец [м] и начало [у].
Приготовьтесь еще раз к этим двум звукам. Дайте голос! (МУ)
Вот так мы произносим и все другие слоги: приготовимся сразу к произношению двух звуков, а голос даем один раз, ведь звуки сливаются в слог. Кроме этого нужно ежедневно читать.
Просмотр содержимого документа
«Как научить ребенка слиянию звуков при чтении слогов»