СЛАЙД 1. Добрый день уважаемые жюри, коллеги. Меня зовут Кравцова Любовь Тимофеевна, я учитель начальных классов, школы №20 города Ангарска. Я хочу сегодня поговорить на тему, как обеспечить информационную безопасность детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования по формированию универсальных учебных действий, в том числе по формированию ИКТкомпетентности. «В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе».
В Основной образовательной программе начального общего образования написано, что
СЛАЙД 2 «Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации».
Поэтому формирование ИКТ-компетентностей, не желание учителя, а требование времени. На уроках я даю задания найти информацию в сети интернет, в энциклопедиях, в библиотеке, составить презентацию, подготовить доклад, проект. Поэтому у детей в принципе возникает потребность в интернете.
СЛАЙД 3. С ростом доступности Интернет-технологий должен повышаться и уровень требований к безопасности информации в сети Интернет. В связи с этим был принят Федеральный закон от 29.12.2010 № 436 -ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
СЛАЙД 4 Информационная безопасность ребенка – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью.
СЛАЙД 5 Прежде чем ограждать ребенка от воздействия медиа-продукции, необходимо разобраться, какая именно информация может причинить ему вред:
побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни
способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, табачные изделия, алкогольную продукцию, участие в азартных играх
отрицающая семейные ценности и неуважение к родителям или другим членам семьи;
обосновывающая допустимость насильственных действий по отношению к людям или животным
оправдывающая противоправное поведение;
содержащая нецензурную брань.
СЛАЙД 6 Поэтому первостепенной ролью взрослых является контроль получения ребенком информации из различных источников.
СЛАЙД 7 В школах избежать отрицательного влияния глобальной сети на детей позволяет установленная система фильтрации.
На классных часах мы разбираем занимательные задания по информационной безопасности.
Коллеги, попрошу вас войти в роль ученика. Вашему вниманию предоставляю ситуацию, ваша задача ответить на вопросы, как бы вы поступили, если бы оказались в одной из следующих ситуаций.
СЛАЙД 8 Ты находишься в сети Интернет, изучаешь сайты с информацией о далеких планетах. Вдруг наталкиваешься на сайт, который предлагает составить твой личный гороскоп. Ты переходишь по ссылке, отвечаешь на все предложенные вопросы. В конце опроса тебе предлагается ввести номер мобильного телефона. Какими будут твои действия? Почему?
Спасибо! Суть данных заданий заключается в следующем, вам нужно проанализировать полученные ответы вместе. В случаях, когда ребенок затрудняется ответить или предложенный им вариант может привести к отрицательным последствиям, оказываем ему помощь и советуем, как поступить правильно.
На перемене дети стараются больше провести времени в телефоне. СЛАЙД 9 Поэтому я организую зону отдыха, где они играют в домино, шашки, настольные игры и д.р.
Дома в отсутствии такого контроля родителей риски негативного влияния сети Интернет намного возрастают. Проблема в том, что некоторые родители не умеют защитить своих детей от воздействия негативной информации
Для этого ежеквартально провожу родительские собрания, на которых обсуждаем правила информационной безопасности
Родители узнали:
СЛАЙД 10. На какие группы делится информационная продукция
НЕ ЧИТАЮ
информационная продукция для детей, не достигших возраста6 лет;
достигших возраста 6 лет;
достигших возраста 12 лет;
достигших возраста 16 лет;
запрещенная для детей.
СЛАЙД 11 Федеральный закон об информационной безопасности детей позволяет взрослым еще до начала просмотра фильма или передачи узнать, для какого возраста рекомендован данный медиа-продукт.
Распространитель информационной продукции размещают знак и (или) текстовое предупреждение об ограничении возраста.
СЛАЙД12 Причем важно не запрещать родителям показывать детям мультфильмы или давать доступ к компьютерным играм, а рассказать, какие из них рекомендованы детям того или иного возраста и будут способствовать их развитию. Следует помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Дело в том, что у детей еще не сформированы критерии различия, ребенку интересно все.
СЛАЙД 13 Родителям, я рекомендую полезные ссылки по безопасности работы детей в сети Интернет, раздаю каждому в виде памятки.
Например, следующие рекомендации, которые, возможно, помогут родителям защитить своего ребенка:
СЛАЙД 14 1) Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернет;
2) Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет.
3) Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные.
И другие, они представлены на слайде или в памятке.
4) Скажите им, что не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;
5) Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернет – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
6) Регулярно проверяйте список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем они общаются;
7) Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером;
8) Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не, потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь;
9) Детям рекомендуется не разрешать иметь свой собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку.
10) Не забывайте контролировать детей в Интернет с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.
СЛАЙД 15 Родителям я рассказала, что существует много программ, которые позволяют ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, то есть обезопасить ребенка. Они называются программами Родительского контроля.
СЛАЙД 16. Эти программы дают возможность контролировать использование компьютера ребенком в четырех направлениях
1) ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора,
2) блокировать доступ к некоторым сайтам и
3) другим интернет-сервисам,
4) запрещать запуск некоторых игр и программ.
СЛАЙД 17 Говорили о том, что Интернет - это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Однако этот путь ведет к формированию Интернет-зависимости. Осознать данную проблему весьма сложно до тех пор, пока она не становится очень серьезной. Да и, факт наличия такой болезни как Интернет-зависимость не всегда признается.
На родительских собраниях я провожу тематические беседы не только о негативном воздействии, но и о способах замены компьютерных игр и телепередач.
СЛАЙД 18 Родителям, рекомендую
1) разъяснять ребенку, какая информация полезна для его развития, а какая может нанести вред
2) вовлекать ребенка в какие-то полезные для него занятия и совместные дела.
3) организовать досуг ребенка
4) Поощрять детей использовать различные источники, такие как библиотеки или подарить им энциклопедию на диске. Это поможет научить ребенка использовать другие источники информации, в которой есть много чего интересного.
СЛАЙД 19 Хочется вспомнить слова Юлия Цезаря: «Предупрежденным быть и начеку, сродни, что вооруженным быть»
Если учителям и родителям предупреждать детей о разных видах информационных опасностей, поощрять использовать различные источники информации, контролировать процесс ее получения и использования, значит - обеспечить информационную безопасность детей.
СЛАЙД 20 Спасибо за внимание.