СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как повысить мотивацию ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Как повысить мотивацию ребенка»

Тренинг мотивации учебной деятельности

младших школьников


Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию. Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения школьника и зачастую от желания учителя в начальной школе зависит и стремление к учению в средних и старших классах.

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Тренинг направлен на формирование адекватной мотивации к учебной деятельности младших школьников.

Цель: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности.

Задачи:

-сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию;

-сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии;

-дать учащимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий;

-предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями).

Возраст: 7-10 лет.

Время: 10 занятий по 90 минут (1,5 часа).

Кол-во участников: 10-15 человек.




Занятие 1

Время: 90 мин.

Цель: создание благоприятных условий для тренинговой группы, способствовать самораскрытию членов группы.

Задачи:

- повышение позитивного настроя;

- сплочение участников тренинговой группы;

- повышение положительного отношения к школьной жизни.

Ход занятия: Приветствие. Представление ведущего. Информирование о целях тренинга специальных умений и знакомство с правилами работы в тренинговой группе.

Оборудование: стулья, игрушка.

Знакомство с правилами тренинговой группы:

Ведущий информирует участников о том, что для плодотворной работы в группе необходимо принять следующие правила:

1. Правило конфиденциальности. Всё, что происходит во время тренинга не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам быть искренними и чувствовать себя свободно.

2. Активное участие. Каждый участник задействован в тренинговой работе.

3. Искренность в общении.

4. Уважение друг к другу.

5. Без оценочного отношения друг к другу.


Упражнение №1 «Знакомство»

Цель упражнения: познакомиться друг с другом.

Время: 10 мин.

Материалы: мягкая игрушка.

Ход проведения: по кругу передаётся игрушка. Каждый называет своё имя. А на первую букву имени называет ещё качество. (Например: Катя - красивая, Миша – милый и т.д.).


Упражнение № 2 «Настроение»

Цель упражнения: рассказать о своём настроении.

Время: 10 мин.

Ход проведения: каждый рассказывает о том, какое настроение испытывает в данные момент и называет цвет своего настроения.

Рефлексия: сложно ли подобрать цвет к своему настроению?


Упражнение № 3 «Интервью»

Цель упражнения: познакомиться друг с другом.

Время: 15 мин.

Ход проведения: дети разбиваются по парам. И расспрашивают друг друга. На задание даётся 5 мин. Затем каждый из пары, должен рассказать о своём оппоненте. Один ребёнок садится на стул, а другой подходит к нему сзади, кладёт руки ему на плечи и рассказывает о нём от его имени.

Рефлексия: легко ли было узнать за короткое время информацию о другом человеке?


Упражнение № 4 «Сильные стороны».

Цель упражнения: формирование умения говорить и принимать комплименты.

Время: 10 мин.

Материалы: мягкая игрушка.

Ход проведения: участникам тренинга предлагается по очереди передавать друг другу мягкую игрушку, говоря о достоинствах и сильных сторонах того, кому достаётся игрушка.

Рефлексия: удалось справиться с заданием? Какие возникали трудности?


Упражнение № 5 «Самопрезентация».

Цель упражнения: развитие навыков самопрезентации.

Время: 10 мин.

Ход проведения: участникам тренинга предлагается попробовать представить себя так, чтобы всем запомниться.

Рефлексия: трудно ли было представлять себя? Что вы чувствовали?


Упражнение № 6 «Позитивные мысли»

Цель упражнения: развитие осознания сильных сторон своей личности.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: участникам по кругу предлагается дополнить фразу: «Я горжусь собой за то…»

Рефлексия: трудно ли было говорить о положительных сторонах своей личности?


Упражнение № 7 «Школьные дела»

Цель упражнения: развитие положительного отношения к школе.

Время: 5 мин.

Ход упражнения: ученики должны продолжить фразу «В школе мне нравится, что…».

Рефлексия: трудно ли было говорить о том, что нравится в школе?


Упражнение № 8 «Я сегодня…»

Цель упражнения: подведение итогов занятия.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: каждый по кругу рассказывает о том каким был на занятии, чем оно понравилось, а чем не очень.





Занятие 2


Время: 90 минут

Цель: создание благоприятных условий для тренинговой группы, способствовать самораскрытию членов группы.

Задачи:

- повышение позитивного настроя;

- сплочение участников тренинговой группы;

- повышение положительного отношения к школьной жизни.

Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.

Оборудование: стулья, мячик.


Упражнение № 1 «Три факта обо мне»

Цель упражнения: знакомство участников команды.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: каждый участник по кругу, рассказывает три факта о себе.

Рефлексия: сложно ли было говорить факты о себе?


Упражнение № 2 «Настроение»

Цель упражнения: рассказать о своём настроении.

Время: 10 мин.

Ход проведения: каждый рассказывает о том, какое настроение испытывает в данные момент и называет цвет своего настроения.

Рефлексия: сложно ли подобрать цвет к своему настроению?


Упражнение № 3 «Ассоциация»

Цель упражнения: формирование положительного отношения к школе.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: дети по кругу называют ассоциацию на слово «школа».

Рефлексия: сложно ли было выполнить это упражнение?


Упражнение № 4 «Что тебе нравится в школе?»

Цель упражнения: формирование положительного отношения к школе.

Время: 15 мин.

Ход упражнения: Каждый ребёнок рассказывает нравится ли ему ходить в школу? Что он больше всего любит в школе? Кокой его любимый урок? и т.д.


Упражнение № 5 Сказка «Колобок идёт в школу»

Цель: повторение правил поведения в школе.

Время: 25 мин.

Ход упражнения: ведущий читает сказку:

Жили-были дед и бабка. Говорит дед бабке: “Испеки-ка бабка колобок”.

Испекла бабка колобка. Рос, рос колобок, вырос и пошёл в первый класс.

Собрал портфель и бежит радостный по дороге, а на встречу ему заяц-прогульщик.

- Привет, колобок, ты куда бежишь?

- В школу тороплюсь!

- А зачем торопиться? Школа никуда не убежит. На уроки можно и опоздать.

- Правда? А я не знал.

И побежал колобок дальше, на встречу ему волк-хулиган.

- Колобок, колобок, ты куда так торопишься?

- В школу бегу!

- А ты знаешь, как себя надо вести в школе?

- Нет, не знаю.

- Можно прыгать и скакать, играть в мяч.

- Спасибо тебе волк за совет.

Пошёл колобок дальше. Идёт, идёт, а навстречу ему медведь-говорун.

- Здравствуй, колобок, ты куда идешь?

- В школу!

- Правда? Ты знаешь как себя нужно вести в школе?

- Как? Расскажи.

- Чтобы тебя все в классе услышали надо громко кричать с места.

- Спасибо медведь.

Идет колобок дальше, а навстречу ему лиса.

- Привет колобок! Ты куда идешь?

-Иду в школу!

- Как себя в школе надо вести, ты знаешь?

- Да, мне заяц, волк и медведь рассказали, что на уроки можно опаздывать, бегать, прыгать, играть в мяч, кричать с места.

- А еще можно на уроке вскакивать с места и ходить по классу.

- Спасибо тебе лиса за совет!

Пришел колобок в школу, опоздал на первый урок. Вёл себя так, как ему рассказали лесные звери.

Посмотрела на это учительница и говорит: “ Колобок, тебе еще рано в школу, ты себя совершенно не умеешь вести. Вот когда научишься правильно себя вести, тогда и приходи в школу”.

Расстроился колобок, пришел на полянку, сел на пенек и заплакал.

“Как же я домой пойду к бабушке и дедушке? Мне стыдно. Я не знаю как же себя надо вести в школе. Кто бы мне помог, рассказал, какие правила существуют в школе”…

Давайте поможем Колобку. Но сначала скажите, что такое «правило»? (порядок, как нужно) Где можно их встретить? (на улице, дома,…)

Рефлексия: повторение правил поведения в школе.


Упражнение № 6 «Я в своих глазах»

Цель упражнения: развитие положительного отношения к себе путём получения обратной связи.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: ребята по кругу отвечают на вопрос «Каким я вижу себя в школе…»

Рефлексия: трудно ли было справиться с заданием?


Упражнение № 7 «Путаница»

Цель упражнения: снятие напряжения.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: Группа встает в круг. По сигналу ведущего закрывают глаза и, вытянув вперед руки, встречаются в центре круга. Каждый правой берет одного участника за руку, а за левую кто-то берет его. За каждую руку должен держаться только один человек. Задача группы - распутаться и встать в круг.

Рефлексия: что помешало или помогло в выполнении упражнения?


Занятие 3

Время: 90 минут.

Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.

Задачи:

- формирование положительной мотивации учения;

- формирование положительного отношения к школе;

- развитие положительного отношения к себе и к окружающим.

Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.

Оборудование: стулья, мячик.


Упражнение № 1 «Ласковое имя».

Цель упражнения: формирование положительного отношения к своему имени.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: ведущий спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, ведущий помогает.

Рефлексия: какие чувства вы испытывали, слыша своё имя?


Упражнение № 2 «Настроение»

Цель упражнения: рассказать о своём настроении.

Время: 10 мин.

Ход проведения: каждый рассказывает о том, какое настроение испытывает в данные момент и называет цвет своего настроения.

Рефлексия: сложно ли подобрать цвет к своему настроению?


Упражнение № 3 «Ассоциация»

Цель упражнения: формирование положительного отношения к школе.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: дети по кругу называют ассоциацию на слово «учитель».

Рефлексия: сложно ли было выполнить это упражнение?


Упражнение № 4 «Сочини рассказ»

Цель упражнения: формирование положительного отношения к школе.

Время: 15 мин.

Ход упражнения: Даны слова: Флаг, воротник, зима, нос, школа, ученик, урок, награждение. Используя эти слова в любом порядке нужно сочинить рассказ.

Рефлексия: сложно ли было написать сочинение, почему?


Упражнение № 5 «Запомни и назови»

Цель упражнения: развитие памяти.

Время: 15 мин.

Ход упражнения: дети смотрят вокруг себя и пытаются запомнить увиденное в кабинете. Затем закрывают глаза и отвечают на вопрос ведущего о местоположении и других характеристиках той или иной вещи в кабинете.

Рефлексия: трудно ли было запомнить, почему?


Упражнение № 6 «Наоборот»

Цель упражнения: развитие внимания.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: Я показываю движение, а вы должны сделать его наоборот. Например, я опускаю руки, а вы поднимаете.

Рефлексия: трудно было выполнить упражнения, почему?


Упражнение № 7 «Зрительная память»

Цель упражнения: развитие зрительной памяти.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: Перед вами 10 картинок. Запомните все предметы на этих картинках. Кто сможет повторить?

Рефлексия: трудно ли было выполнить упражнение, почему?


Упражнение № 8 «Закрепим»

Цель упражнения: подведение итогов занятия.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: Дети в трёх словах делятся тем, чему научились на занятии, перекидывая друг другу мяч.

Рефлексия: трудно ли подвести итог занятия?


Занятие 4.

Время: 90 минут.

Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.

Задачи:

- формирование положительной мотивации учения;

- формирование положительного отношения к школе;

- развитие положительного отношения к себе и к окружающим.

Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.

Оборудование: стулья, мячик.


Упражнение № 1 «Настроение»

Цель упражнения: нарисовать своё настроении.

Время: 15 мин.

Ход проведения: каждый рисует своё настроение.

Рефлексия: сложно ли изобразить своё настроение?


Упражнение № 2 «Доброе животное»

Цель упражнения: сплочение детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Время: 15 мин.

Ход упражнения: Психолог (говорит тихим, таинственным голосом): «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох делаем 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох- 2 шага назад. Так животное не только дышит, но так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Давайте возьмем себе дыхание и стук сердца этого животного.

Рефлексия: что вы чувствовали во время выполнения задания?


Упражнение № 3 «Попроси игрушку»

Цель упражнения: обучить детей эффективным способам общения.

Время: 15 мин.

Ход упражнения: Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-нибудь предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она также нужна и твоему товарищу. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы ее тебе отдали».

Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Рефлексия: сложно ли было просить игрушку и отдать её?


Упражнение № 4 «Гусеница»

Цель упражнения: сплочению детского коллектива.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и начнем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между его спиной и своим животом зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до шара строго воспрещается! Первый участник в цепочке держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи вы должны пройти по… (указывает маршрут).

Рефлексия: сложно ли было работать в команде?


Упражнение № 5 «Прогулка с компасом»

Цель упражнения: формирование у детей доверия к окружающим сверстникам.

Время: 15 мин.

Ход упражнения: Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий – сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом», разговаривать с ним. Учитель движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других «туристов» с «компасами».

Рефлексия: что вы чувствовали кода были с завязанными глазами и подчиняли своему партнёру?


Упражнение № 6 «Глаза в глаза»

Цель упражнения: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: Психолог: «Ребята, возьмитесь за руки с соседом. Смотрите друг другу в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: "я грущу", "мне весело, давай играть", "я рассержен", "не хочу ни с кем разговаривать"...».

Рефлексия: что вы чувствовали при выполнении задания?


Упражнение № 7 «О школе»

Цель упражнения: положительное отношение к школе.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: ребята рассказывают о том, что им больше всего нравится в школе.

Рефлексия: сложно ли было говорить о школе?


Занятие 5.

Время: 90 минут.

Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.

Задачи:

- формирование положительной мотивации учения;

- формирование положительного отношения к школе;

- развитие положительного отношения к себе и к окружающим.

Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.

Оборудование: стулья, мячик.


Упражнение № 1 «Настроение»

Цель упражнения: нарисовать своё настроении.

Время: 15 мин.

Ход проведения: каждый рисует своё настроение.

Рефлексия: сложно ли изобразить своё настроение?


Упражнение № 2 «Доброе животное»

Цель упражнения: сплочение детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Время: 15 мин.

Ход упражнения: Психолог (говорит тихим, таинственным голосом): «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох делаем 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох- 2 шага назад. Так животное не только дышит, но так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Давайте возьмем себе дыхание и стук сердца этого животного.

Рефлексия: что вы чувствуете после выполнения упражнения?


Упражнение № 3 «Попроси игрушку»

Цель упражнения: обучить детей эффективным способам общения.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-нибудь предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она также нужна и твоему товарищу. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы ее тебе отдали».

Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Рефлексия: что вы чувствуете после выполнения упражнения?


Упражнение № 4 «Мой портрет как ученика»

Цель упражнения: осознание своего статуса как ученика.

Время: 30 мин.

Ход упражнения: Нарисовать свой портрет до посещения школы и портрет на данный момент. Составить свой словесный вопрос: «Какой я был до посещения школы?» и «Какой сейчас». Представление портретов в группе. Обсуждение, как повлияла учеба на них в школе.

Рефлексия: какие впечатление оставило выполнение упражнения?


Упражнение № 5 «Подарок»

Цель упражнения: сплочение коллектива.

Время: 20 мин.

Ход упражнения: Участникам даются условия: каждый пришел на день рождения и принес подарок виновнику торжества – это право бесплатного обучения в школе 11 лет. Именинник в шоке. Он привык только развлекаться. Задача детей – по очереди убедить именинника что этот подарок очень важный.

Рефлексия: что вы чувствовали после выполнения упражнения?


Занятие 6.

Время: 90 минут.

Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.

Задачи:

- формирование положительной мотивации учения;

- формирование положительного отношения к школе;

- развитие положительного отношения к себе и к окружающим.

Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.

Оборудование: стулья, мячик.


Упражнение № 1 «Мои чувства»

Цель упражнения: осознание своего настроения.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: Дети делятся чувствами и своим настроением.


Упражнение № 2 «Это мое имя»

Цель упражнения: положительное отношение к своему имени.

Время: 15 мин.

Ход упражнения: Детям предлагается поискать в комнате такой предмет, которому они бы могли дать свое имя. После того как каждый сделает свой выбор, предлагается описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки.

Рефлексия: что вы чувствуете после выполнения упражнения?


Упражнение № 3 «Учимся расслабляться»

Цель упражнения: учимся расслабляться.

Время: 15 мин.

Ход упражнения: «Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая - до девяти. Можно и не считать - смотря как легче. Начнем».

По окончании: «Теперь можно закрыть глаза. Расскажем, что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение. Можно, я начну?» Ведущий в данном случае показывает, как можно говорить о своих чувствах, стараясь описать то, что испытал, поподробнее.


Упражнение № 4 «Попроси самого себя»

Цель упражнения: настрой самого себя на учебную деятельность.

Время: 20 мин.

Ход упражнения: Человек может просить и побуждать к деятельности не только других, но и самого себя. Иногда, когда нет желания работать (но вы осознаете важность дела), общение с самим собой, убеждение и просьба, обращенные к самому себе, помогают преодолеть трудности самоорганизации.

1. Попросите себя выполнить что-то важное для вас. Можете использовать аналогичные приёмы, когда просите других выполнить что-то. В зависимости от ваших личностных особенностей и ситуации вы можете использовать как убеждения в необходимости деятельности, так и просьбы, и ласковые слова.

2. Напишите 2 варианта просьбы и убеждения самого себя. Выберите наилучшие варианты.

3. Выработайте общие правила, принципы убеждения самого себя.

Прибегая к разнообразным вариантам влияния на себя, вы можете найти наилучшие приёмы самопобуждения (которые в большей мере, чем другие, отвечают вашей индивидуальности).

Рефлексия: что вы чувствовали при выполнении упражнения?


Упражнение № 5 "Похвали самого себя"

Цель упражнения: настрой самого себя на учёбу.

Время: 15 мин.

Ход упражнения: Умение одобрять, подбадривать и вдохновлять самого себя это очень помогает в работе. Вспоминая и эмоционально подкрепляя действия, которые в прошлом приводили к успеху, вы вдохновляете себя на дальнейшие достижения.

1. Вспомните событие, когда вы достигли успеха, проявив настойчивость, целенаправленность, смекалку и т.п. Вспомните эмоциональное состояние (удовлетворение, подъём), в котором пребывали в ситуации успеха и победы.

2. Похвалите самого себя. Скажите самому себе несколько приятных слов.

3. Убедите себя и дальше так работать (например, проявить настойчивость, целенаправленность и т.п.).

Рефлексия: сложно ли было выполнить упражнение?


Упражнение № 6 «Гусеница»

Цель упражнения: сплочению детского коллектива.

Время: 15 мин.

Ход упражнения:

Психолог: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и начнем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между его спиной и своим животом зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до шара строго воспрещается! Первый участник в цепочке держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи вы должны пройти по…(указывает маршрут).

Рефлексия: сложно ли было выполнять задания?


Занятие 7.

Время: 90 минут.

Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.

Задачи:

- формирование положительной мотивации учения;

- формирование положительного отношения к школе;

- развитие положительного отношения к себе и к окружающим.

Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.

Оборудование: стулья, мячик.


Упражнение № 1 «Мои чувства»

Цель упражнения: осознание своего настроения.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: Дети делятся чувствами и своим настроением.


Упражнение № 2 «Мотивы моей учёбы»

Цель упражнения: осознание учениками мотивов их обучения.

Время: 15 мин.

Ход упражнения: Ученикам необходимо написать 10-15 предложений «Я учусь в школе потому, что…»

Рефлексия: какие трудности вызвало это упражнение?


Упражнение № 3 «Доброе животное»

Цель упражнения: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: Учитель (говорит тихим, таинственным голосом): «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох делаем 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох- 2 шага назад. Так животное не только дышит, но так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Давайте возьмем себе дыхание и стук сердца этого животного.

Рефлексия: что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?


Упражнение № 4 «Карандаши»

Цель упражнения: осознание детьми волевых качеств.

Время: 20 мин.

Ход упражнения: Подберите те цвета карандашей, которые, как Вам кажется, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектора, отражающие степень представленности каждого из этих качеств в Вас самих:

1.Решительность

2.Настойчивость

3.Смелость

4.Самосоятельность

5.Целенаправленность

6.Инициативность

7.Выдержка

8.Дисциплинированность

Закрасьте в кругу сектора, которые соответствуют этим волевым качествам.

Рефлексия: какие качества для вас оказались новыми, какие проявляются в вас больше всего?


Упражнение № 5 «Части моего «Я»»

Цель упражнения: осознания своего «Я»

Время: 20 мин.

Ход упражнения:

Материалы: Бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов).

Ведущий предлагает детям вспомнить, какими они бывают в разных случаях, в зависимости от обстоятельств (порой настолько непохожими на себя самих, будто это разные люди), как они, случается, ведут внутренний диалог с собой, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я». Это можно сделать так, как получится, быть может, символически.

Рефлексия: трудно ли рассказать о том, что вы изобразили?


Упражнение № 6 «Учимся расслабляться»

Цель упражнения: умение расслабляться.

Время: 15 мин.

Ход упражнения: «Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая - до девяти. Можно и не считать - смотря как легче. Начнем».

Рефлексия: что вы испытали и почувствовали, выполняя упражнение?


Занятие 8.

Время: 90 минут.

Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.

Задачи:

- формирование положительной мотивации учения;

- формирование положительного отношения к школе;

- развитие положительного отношения к себе и к окружающим.

Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.

Оборудование: стулья, мячик.


Упражнение № 1 «Настроение в цвете»

Цель упражнения: поделиться своим настроением.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.


Упражнение № 2 «Игра художников»

Цель упражнения: тренировка воображения и памяти.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: На индивидуальном листе бумаги, расчерченном на 20 клеточек, ребенок рисует в каждой клеточке (значком или символом) предмет, названный психологом. Интервал между словами 3-5 секунд. Далее проводится индивидуальная проверка нарисованного: ребенок называет подряд нарисованные предметы, объясняя свой рисунок.

Рефлексия: трудно ли было изобразить столько рисунков?


Упражнение № 3 «Прогулка с компасом»

Цель упражнения: формирование у детей доверия к окружающим сверстникам.

Время: 15 мин.

Ход упражнения: Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий – сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом», разговаривать с ним. Учитель движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других «туристов» с «компасами».

Рефлексия: что вы чувствовали, когда были с закрытыми глазами и полагались на своего партнёра?


Упражнение № 4 «Четыре стихии»

Цель упражнения: гимнастика расслабляющая.

Время: 5 мин.

Ход упражнения: Психолог произносит слова: "земля" - дети опускают руки вниз; "вода" - дети вытягивают руки вперед; "воздух" - поднимают руки вверх; "огонь" - вращают руками в локтях.


Упражнение № 5 «Найди отличия»

Цель упражнения: тренировка концентрации внимания

Время: 10 мин.

Ход упражнения: детям предлагаются картинки с 5 - 10 отличиями, которые нужно найти за определенное количество времени.


Упражнение № 6 «Опорные сигналы»

Цель упражнения: развитие воображения.

Время: 15 мин.

Ход упражнения: Психолог называет косвенные признаки предметов и явлений, по которым ребенок должен угадать предмет. Далее детям предлагается поиграть в эту игру друг с другом.

Рефлексия: трудно ли было выполнить задание?



Упражнение № 7 «Шкала роста»

Цель упражнения: Отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений.

Время: 15 мин.

Ход упражнения: Детям предлагаются три степени оценки: высокая - "звездочка", средняя - "флажок", низкая - "грибок", ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой "кармашек" занятий, объясняя при этом свой выбор.

Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя упражнение?


Упражнение № 8 «Глаза в глаза»

Цель упражнения: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

Время: 10 мин.

Ход упражнения:

Психолог: «Ребята, возьмитесь за руки с соседом по парте. Смотрите друг другу в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: "я грущу", "мне весело, давай играть", "я рассержен", "не хочу ни с кем разговаривать"...».

Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя упражнение?


Занятие 9.

Время: 90 минут.

Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.

Задачи:

- формирование положительной мотивации учения;

- формирование положительного отношения к школе;

- развитие положительного отношения к себе и к окружающим.

Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.

Оборудование: стулья, мячик.


Упражнение № 1 «Я сегодня»

Цель упражнения: поделится своим настроением.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: в пять слов рассказать о своём сегодняшнем настроении.

Рефлексия: сложно было поделиться своим настроением?


Упражнение № 2 «Головомяч»

Цель упражнения: развитие навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Время: 15 мин.

Ход упражнения:

Психолог: «Разбейтесь на пары и ложитесь на ковер друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате.

Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя упражнение?


Упражнение № 3 «Воздушный шарик»

Цель упражнения: снять напряжение, успокоить детей.

Время: 15 мин.

Ход упражнения:

Психолог: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, надувая щеки, медленно, через приоткрытые губы наполняйте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. Представили? А теперь покажите друг другу шары".

Упражнение можно повторить 3 раза.

Рефлексия: сложно ли было выполнять упражнения?


Упражнение № 4 "Смена ритмов"

Цель упражнения: помочь детям включиться в общий ритм работы.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: Если педагог хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже все вместе, хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно педагог, а вслед за ним и дети хлопают все реже, считают все тише и медленнее.


Упражнение № 5 «Узнай по голосу»

Цель упражнения: развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона в коллективе детей.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга, закрывает глаза и старается узнать детей по голосу.

Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя упражнение?


Упражнение № 6 «Тень»

Цель упражнения: развитие у детей наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

Время: 15 мин.

Ход упражнения: Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок - "путник", другой - его "тень". Последний старается в точности скопировать движения "путника", который ходит по помещению и делает разные движения: неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ноге и т. п.

Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя упражнение?


Упражнение № 7 «Школа»

Цель упражнения: положительное отношение к школе.

Время: 15 мин.

Ход упражнения: завершить пять раз предложение: «Мне нравиться в школе…»

Рефлексия: как изменилось ваше отношение к школе после проведения занятия?


Занятие 10.

Время: 90 минут.

Цель: создание условий, позволяющих сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.

Задачи:

- формирование положительной мотивации учения;

- формирование положительного отношения к школе;

- развитие положительного отношения к себе и к окружающим.

Ход занятия: дети садятся в круг, повторяют правила тренинга.

Оборудование: стулья, мячик.


Упражнение № 1 «Я сегодня»

Цель упражнения: поделится своим настроением.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: в пять слов рассказать о своём сегодняшнем настроении.

Рефлексия: сложно было поделиться своим настроением?


Упражнение № 2 «Зеваки»

Цель упражнения: развитие у детей произвольного внимания.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу "Стоп!" останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры. Игра может закончиться, когда в игре останется 2-3 ребенка. Они торжественно объявляются победителями.

Рефлексия: сложно ли было выполнять упражнение?


Упражнение № 3 «Нос, нос, рот»

Цель упражнения: развитие у детей зрительного внимания.

Время: 15 мин.

Ход упражнения: Играющие сидят кружком, посередине учитель. Учитель говорит: "Нос, нос, нос, рот..." При первых словах он действительно касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до какой-то другой части головы. Дети должны делать все не так, как говорит учитель, а так, как они видят (как он делает). Кто ошибается - выбывает. Один, самый внимательный, выигрывает.

Рефлексия: сложно ли было выполнять упражнение?


Упражнение № 4 «Найди отличия»

Цель упражнения: развитие у детей зрительного внимания.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: Детям показываются изображения двух похожих предметов, имеющих при этом некоторые отличия. Учитель предлагает игрокам внимательно посмотреть на картинки.

Учитель: Что здесь нарисовано? Эти картинки одинаковые или нет? Перечислите все отличия на этих картинках.


Упражнение № 5 «Нарисуй по клеточкам»

Цель упражнения: развитие у детей зрительно-моторной координации, внимания.

Время: 15 мин.

Ход упражнения: Детям выдаются бланки с заданием: нужно повторить по клеточкам фигуру. Если ребенок не понял задание - показать последовательность рисования.


Упражнение № 6 «Соберем портфель!»

Цель упражнения: уточнить знания детей о школьных принадлежностях.

Время: 15 мин.

Ход упражнения: Педагог загадывает детям загадки о школьных принадлежностях:

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш. (Ответ: резинка, ластик.)

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог. (Ответ: ранец.)

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Ответ: мел)

Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю –

Где была пустота,

Там, глядишь, - красота! (Ответ: цветные карандаши)

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать...

Что такое я?.. (Ответ: тетрадь)

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет черный след. (Ответ: ручка)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Ответ: книга.)

Рефлексия: какие школьные принадлежности мы забыли назвать?



Упражнение № 7 «Кот и лодыри»

Цель упражнения: подвести детей к пониманию необходимости учения.

Время: 15 мин.

Ход упражнения:

Педагог читает стихотворение С.Я. Маршака "Кот и лодыри", затем задает детям вопросы:

— Кто такой лодырь? Назови иначе такого человека.

— Быть лодырем - это плохо или хорошо?

— Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет?

— Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему?

— Зачем люди учатся?

— Зачем дети ходят в школу?