СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как правильно написать изложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструкция . Как правильно написать изложение.

Просмотр содержимого документа
«Как правильно написать изложение»

Как правильно написать изложение


«Залог успеха,
Соль удачи —
Трудолюбивое терпенье.
А без терпенья мало значат
И озаренье
И уменье…»
Л. Татьяничева

   ПИШЕМ ИЗЛОЖЕНИЕ 

Изложение как вид письменной работы занимает промежуточное положение между диктантом и сочинением. 
Изложение — это работа по восприятию, осмыслению, передаче содержания текста, а также его художественно-стилистических особенностей. 
По характеру текстового материала выделяется несколько типов изложений:

  • Повествовательное (с сюжетным, фабульным содержанием)

  • Описательное (или с элементами описания)

  • Изложение-рассуждение (или с элементами рассуждения)

Обычно в текстах наблюдается сочетание нескольких типов. Так, в повествовательный текст нередко включаются элементы описания, в описательных текстах зачастую присутствует рассуждение, а в изложениях-рассуждениях бывает порой и описание, и повествование. Очень важно уметь выделить из текста тот или иной вид изложения, так как каждому из них присущи свои особенности. 
Повествовательное, или сюжетное, изложение — наиболее простой вид работы. В нем может идти речь о происходящих событиях, о жизни людей (или городов, стран и т. п.), о характере какого-либо рода деятельности и т. д. Повествование бывает обычно художественное, но возможно и чисто информативное. Главным в повествовательном изложении являются сведения о сменяющих друг друга событиях. 
Типичная погрешность повествований — неоправданное повторение слов в исходной части высказывания, содержащей однотипную информацию. Чтобы избежать этого, следует обратить внимание на то, как авторы-профессионалы обходятся без повторения слов, указывающих на действующее лицо или на последовательность событий. Нужно иметь в виду определенную закономерность в использовании глагольных форм. Так, передать смену действий, подчеркнуть их последовательность, достижение результата позволяют глаголы прошедшего времени совершенного вида, им следует отдать предпочтение. Однако глаголы несовершенного вида также нужны: они дают возможность подчеркнуть длительность отдельных действий; глаголы настоящего времени представляют события как бы происходящими на глазах читателя; формы будущего времени (как крикнет! как вскочит! как побежит!) передают стремительность, неожиданность того или иного действия. 
Чтобы успешно справиться с повествовательным текстом, нужно уточнить его тему и основную мысль (иногда она заключена в заглавии текста). Потом нужно выявить микротемы и постараться озаглавить каждую из них. Работа над изложением систематизируется, если абитуриент ответит для себя на следующие вопросы:

  1. Есть ли в каждом из фрагментов сведения, без которых все последующее повествование будет непонятным?

  2. Какие детали происходящего важны для развития действия, для раскрытия основной мысли, а какие можно опустить? Почему?

  3. Как мысль, выраженную в каждом фрагменте, сформулировать короче?

  4. Как автор относится к персонажам?

  5. Кого из них можно назвать главным действующим лицом? Как этот герой связан с основной мыслью текста?

Сюжетное изложение дисциплинирует мысль абитуриента, приучает к последовательной передаче фактов, способствует умению установить причину происходящего, отделить главное от второстепенного, раскрыть композицию и идею произведения. 
Описательное изложение — более сложный (если не самый сложный) вид работы. В описательных изложениях всегда предстает статичная картина, передающая подробное изображение предмета (явления, состояния, внешнего портрета человека и т. п.) и его признаков. 
При написании такого вида изложения важно не упустить из виду каждый предмет, каждую мелочь, составляющие общую картину. Например, читая страницы, где Гоголь описывает избы крепостных помещика Плюшкина, мы отчетливо представляем себе жизнь русского крестьянина в середине XIX века; знакомясь с описанием археологических находок, переносимся в ранний период истории древних славян; изучая тексты об архитектуре Кремля, Большого театра, старого здания Московского университета, многочисленных церковных храмов, мы получаем яркое впечатление о самобытном таланте русских архитекторов. Не упустить из поля зрения малейшие детали подобных описаний — одна из важнейших задач пишущих изложение. 
Чтобы воспроизвести текст, связанный с описанием предмета, необходимо задать себе вопросы:

  1. Какие детали предмета и почему именно они выбраны для его показа?

  2. Какие признаки этих деталей рисуются в тексте?

  3. Как эти признаки сгруппированы (сравниваются)?

  4. Какие средства языка использованы?

В ответах на эти вопросы и заключается подготовка к изложению-описанию. Работа над ним связана с умением различать признаки существенные и несущественные; описывать их надо в строгом единстве, рисующем целостную картину. Если речь идет, например, о собрании книг, картин, коллекциях марок, значков и т. п., библиотеках, музеях, достопримечательностях родного края и если во время работы над их описанием память «подвела» и текст запечатлен не полностью, может выручить эрудиция: личные впечатления или дополнительные знания в этой области помогут в написании изложения. 
Последний вид — изложение-рассуждение. Этот вид работы больше всего затрудняет абитуриентов. Здесь очень может помочь аналитичность мышления, способность ответить не только на вопрос «Что и где происходит?», но и на вопросы «Почему происходит?», «Каковы истоки происходящего?», «Что в перспективе?». 
Работа над такого типа изложением предусматривает решение нескольких задач:

  1. выделение в тексте всех компонентов рассуждения;

  2. уточнение основной мысли высказывания;

  3. построение рассуждений со сложной аргументацией;

  4. отбор языковых средств;

  5. воспроизведение текста от третьего лица;

  6. построение собственных рассуждений, обосновывающих вывод из сказанного.

Изложение-рассуждение помогает развитию логического мышления, приучает их к развертыванию аргументации, обоснованию своих положений, а также к точным формулировкам выдвинутых в работе тезисов, четко определяющих цель высказывания. 
Кратко или подробно нужно излагать текст? 
Если учащийся наделен хорошей памятью, способен расставить логические акценты в предлагаемых текстом фрагментах, хорошо владеет речевыми средствами, он может позволить себе пространное и подробное изложение прочитанного. 
Учащийся вынужден писать кратко, если:

  1. не умеет отличить главное от второстепенного, заполняет текст ненужными подробностями, упуская суть рассказа;

  2. обладает слабой памятью и не в состоянии передать все аспекты прочитанного текста.

На экзамене требуется изложить текст довольно точно, последовательно, логично, без пропуска существенных деталей описываемых событий, примерно на двух (как минимум) — трех стандартных страницах.

Список рекомендуемой литературы

Голуб И. Б. Форсированный курс подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе : учеб. пособие / И. Б. Голуб, Л. В. Давыдова. — М. : Эксмо. — 448 с. 

Учебное пособие предназначено прежде всего старшеклассникам, решившим участвовать в Едином государственном экзамене (ЕГЭ), и абитуриентам, которым предстоит сдавать письменный экзамен. В этой книге авторы обобщили опыт репетиторской работы на курсах довузовской подготовки и в экзаменационных комиссиях вузов. Пособие содержит необходимый минимум теоретического материала и практических заданий по орфографии и пунктуации, образцы изложений, анализ типичных ошибок, допускаемых на экзамене. 
Медиацентр «Абитуриент»


Ивченков П. Ф. Обучающие изложения. 5-9 классы : пособие для учителя / П. Ф. Ивченков. — М. : Просвещение, 1994. — 224 с. 

Пособие содержит тексты для проведения различных видов изложений. В нем сконцентрированы разнообразные, дополняющие друг друга виды работ, в процессе выполнения которых реализуется многоаспектный подход к анализируемому тексту. 
Зал делового чтения

Пленкин Н. А. Изложение с языковым разбором текста : пособие для учителей / Н. А. Пленкин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 1978. — 190 с. 

В пособии представлены тексты для обучающих изложений в IV-VIII классах и языковой комментарий. Изложения с языковым разбором текста позволяют совершенствовать речь учащихся, углублять их познания в области грамматики, лексики и стилистики, укреплять орфографические и пунктуационные навыки. 
Зал делового чтения


Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант : учеб. пособие для сред. шк., абитуриентов, родителей / Н. Ю. Руссова. — Нижний Новгород : Деком, 1994. — 192 с. 

Главная задача пособия состоит в следующем: помочь правильно организовать свои действия во время диктанта, изложения или сочинения. В пособии рассказаны требования, которые предъявляют к каждому из этих видов письменных работ. 
Зал делового чтения

Сморщок М. Ф. Изложения : для абитуриентов / М. Ф. Сморщок. — Минск : Вышэйшая школа, 2000. — 171 с.

Тесты для изложений отличаются разнообразием тематики и степенью сложности. Предлагаемая работа над текстами развивает логическое мышление, вырабатывает умение вычленить главную информацию, учит четко и аргументировано излагать мысли, делать выводы и заключения. 
Медиацентр «Абитуриент»







БАРСУЧОНОК.

Однажды мама позвала меня: «Юра, смотри, какого бутузика я принесла». Я бросился к дому. Мама держалакошелку, там, на подстилке из травы и листьев копошился кто-то толстый в серебристой шкурке.

Мы вошли в комнату, подошли к дивану. «Ну, вылезай, малыш, не бойся» - предложила мама.

Из кошелки показалась продолговатая мордочка с черным носиком, блестящими глазками и очень маленькими стоячими ушками. Мордочка у зверька была презабавная: верхние и нижние части её – серенькие, посредине от носа к ушам тянулись широкие черные полосы.

Малыш выбрался из кошелки. Какой же он был занятный! Очень толстенький, настоящий бутузик. Шерстка светлая, серебристая. Ножки тёмные, словно он нарядился в чёрные сапожки и чёрные варежки.

Мама достала из буфета пузырёк с соской и налила туда молока. Малыш сразу смекнул, в чем дело, всю соску в рот забрал и даже глаза зажмурил от удовольствия. (146 слов)



1У.Осмысление темы текста, типа речи, своеобразия и достоинств языка.

1.О чем говорится в тексте? (Докажите, что это текст)

Как можно озаглавить этот рассказ? (Заголовок во время чтения не называется.)

-выбирается наиболее удачный заголовок;

2.К какому типу речи относится текст? (Описание) Деловое это или художественное описание? Почему?

3.Видели ли вы барсука? Давайте рассмотрим подобранные иллюстрации.

4.Как мама представила сыну принесенного зверька? Почему? Кого мы обычно называем «бутузиком»?

5.Как еще называется барсучонок в тексте? (Малыш, зверёк – как называются такие слова (синонимы).

6.Какое было первое впечатление у Юры? («Копошился кто-то толстый в серебряной шубке»)

7.Почему в тексте сказано, что мордочка у зверька была «презабавная»? Опишите её.

8.Как барсук выглядел, когда вылез из кошёлки? Подберите синоним к слову занятный.

9.Чем был интересен барсук? Какое сравнение используется в тексте?

10.С какой целью в тексте используются слова мордочка, носик, ушки, ножки, шёрстка?

11.Понравилось ли молоко зверьку? Как об этом говорится в тексте?

12.Составление плана.

-на сколько частей можно разделить этот текст? (На четыре)

- составьте план, используя вопросительные предложения (какие ещё предложения по цели высказывания вы знаете?)

1.Кого принесла в кошёлке мама?

2.Как выглядела мордочка у зверька?

3.Каков был весь барсучонок?

4.Как пил молоко малыш?

(перескажите текст, пользуясь составленным планом)



У.Работа с орфографическими и пунктуационными особенностями текста.

1.Объяснение орфографии слов, написанных на доске.

2.Вспомните, есть ли в тексте восклицательное предложение. С какой целью оно употреблено? Составьте несколько восклицательных предложений, чтобы передать свое отношение к зверьку.

3.Какие пунктуационные особенности этого текста вы заметили? Составление коллективное схем предложений с прямой речью и обращениями.



У1.Написание изложения (перескажите текст от 3-го лица)







  Текст 11.

Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.  Природа - это материал для хозяйства всего человека и зеркало пути каждого из нас к истине. Стоит только хорошо задуматься о своем пути и потом из себя поглядеть на природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей и чувств. Вот как просто, кажется, бегут, догоняя друг друга по проволоке, капельки воды дождевой: одна задержалась, другая нагнала её, обе слились в одну и вместе упали на землю. Так просто! А если задуматься о себе, что переживают люди в одиночку, пока не найдут друг друга и не сольются, и с этими мыслями станешь исследовать капли в их слиянии, и окажется - у них тоже не так просто капли сливаются. И если посвятить себя этому изучению, то откроется, как в зеркале, жизнь человека и что вся природа есть зеркальный свидетель жизни всего человека-царя.   В природе вода лежит, и её зеркало отражает небо, горы и лес. Человек мало того что сам встал на ноги, он поднял вместе с собой зеркало и увидел себя, и стал всматриваться в своё изображение. Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя.   Понять себя самого в зеркальном изображении, скорее всего, может только человек.  История культуры и есть рассказ о том, что __________________________

                                                                                                                     (М.М.Пришвин)

Задание.

- определите тему и основную мысль текста;

- разбейте текст на абзацы, подчеркните только то, без чего нельзя понять суть текста;

- сформулируйте содержание микротем и запишите их;

- на пустой строчке допишите предложение, которое будет содержать вывод из всего сказанного.




Текст 21.

На льдине

Зимой море замерзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лед ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, все лед и лед: это так замерзло море. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось. Уже большие кучи мороженой рыбы лежали на льду. Володин папа сказал:

– Довольно, пора по домам.

Но все стали просить, чтобы остаться ночевать и с утра снова ловить. Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул.

Вдруг ночью отец вскочил и закричал:

– Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!

Все вскочили, забегали.

– Почему нас качает? – закричал Володя.

А отец крикнул:

– Беда! Нас оторвало и несет на льдине в море.

Все рыбаки бегали по льдине и кричали:

– Оторвало, оторвало!

А кто-то крикнул:

– Пропали!

Володя заплакал. Днем ветер стал еще сильней, волны набегали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную рубаху и поставил, как флаг. Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть, ни пить. А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко. И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолет и закричал:

- Самолет! Самолет!

Все стали кричать и махать шапками. С самолета упал мешок. В нем была еда и записка: «Держитесь! Помощь идет!». Через час пришел пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь пароход и самолет. Летчик нашел рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти.    (Б.Житков) (308 слов)

Задание. После прослушивания текста перескажите его, учтите замечания товарищей и напишите сжатое изложение. (Употребите 1–2 вида сжатия, или сокращения: 1) исключение незначительной информации, несущественных деталей; 2) обобщение второстепенной информации, частных деталей).