СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как работать над ошибками. Памятка для ученика.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Как работать над ошибками. Памятка для ученика.»

Как работать над ошибками.


I. Определи вид ошибки по заметкам учителя на полях.

Р. - речевая ошибка (нарушен порядок слов в предложении, неудачно выбраны слова или пропущены, повтор слов и т.д.).

˅ - пунктуационная ошибка (постановка знаков препинания).

│ - орфографическая ошибка (правописание слов).



II. Работа над речевыми ошибками.

■ Если в тексте нарушена последовательность предложений, напиши их в правильном порядке.

■ Если нарушена последовательность слов в предложении, выпиши это предложение, восстановив правильный порядок слов.

■ Если что — то пропущено в тексте, поставь знак («пропуск») в самом тексте изложения. В работе над ошибками поставь такой же знак и напиши то, что пропущено.

■ Если в тексте есть повторы, замени повторяющиеся слова близкими по смыслу.

■ Проверь, правильно ли использованы местоимения.

Миша увидел ежа. Он испугался.

Кто испугался: ёж или Миша ? Здесь можно повторить слово или подобрать близкое по смыслу.

Миша увидел ежа. Ёж испугался.

Миша увидел ежа. Зверёк испугался.



III. Работа над пунктуационными ошибками.

■ Выпиши предложение, в котором допущена ошибка, устраняя её ( поставь нужный знак препинания или убери лишний ).

■ Сделай синтаксический разбор предложения.

■ Сделай схему предложения.

■ Напиши ещё 3 своих предложения с такой постановкой знаков препинания (или без них).

IV. Работа над орфографическими ошибками.

1. Прочитай весь текст и пронумеруй все допущенные ошибки. При выполнении работы над ошибками это поможет не сбиться.

2. Определи характер ошибки ( можно свериться с форзацем учебника или памяткой в конце учебника ). Вспомни правило.



3 . Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.  Выпиши слово. Запиши ещё 3 слова на этот правило. Подчеркни ошибкоопасное место.


Жил, жизнь, машина, часто, щука


4. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса.


Ру-чей-ки, улы – бает – ся, кры – ша, кол- лек – тив, листвен – ный


5.  Большая буква в собственных именах и названиях. Выпиши слово. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило. Подчеркни ошибкоопасное место.


Саша, Москва, Россия.


6.  Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных. Выпиши слово верно. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило. Подчеркни ошибкоопасное место.


Огонь, морковь, коньки.


7. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН, ЛЧ, ЛЬЧ. Выпиши слово правильно, запиши еще 3 слова с этой орфограммой. Подчеркни ошибкоопасное место.


Дочка, никчёмный, мощный, ворчливый, пончик, стульчик.


8.  Разделительные Ъ и Ь знаки. Выпиши слово верно. Запиши ещё 3 слова на это правило. Подчеркни ошибкоопасное место.


Вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка.


9. Ь знак после шипящих в существительных. Выпиши слово верно. Запиши ещё 3 слова на это правило и в скобках поясни, почему так пишется.


Дрожь, ночь, мышь (ж. р.) ; мяч, нож, плащ (м. р.); туч, задач, плеч (мн. ч.)


10. Ь знак после шипящих в кратких прилагательных. Выпиши слово. Запиши ещё 3 слова на это правило и в скобках поясни, почему так пишется.


Хорош (кр. прил.), похож (кр. прил.).




11. Ь в глаголах на – ТСЯ и –ТЬСЯ. Задай к глаголу вопрос и в соответствии с этим запиши слово. Если в вопросительном слове есть Ь, он пишется и в глаголе, если нет Ь – его нет и в глаголе. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило. Подчеркни ошибкоопасное место.


Что делать ? – улыбаться. Что делает ? – улыбается.


12. Если пропущена, переставлена или не дописана буква в слове, напиши его правильно, разделив на слоги вертикальными чёрточками.



Свет│ля│чок, кол│лек│тив, се│мья.



Ошибки в морфемах.

  • Узнай, в какой морфеме ( части слова ) ты ошибся. Для этого разбери слово по составу.

13. Ошибка в приставке, вспомни её написание, запиши слово верно и напиши ещё 3 слова с этой приставкой, обозначая её графически. Подчеркни ошибкоопасное место.



Покрасить, помолчать, покричать; зачеркнуть, заинтересовать.



14. Ошибка в корне слова. Определи характер ошибки. Вспомни правило.

  • Безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную одной чертой, напиши проверочное слово, поставь ударение, подчеркни ударную гласную двумя чертами.



Гористая - горка, деревья - дерево.



  • Звонкие и глухие согласные в корне слова. Подбери проверочное слово. Выдели в нём корень. Напиши проверочное слово. Подчеркни проверяемую букву одной чертами, а доказательство написания – двумя чертами.



Зуб – зубы, дуб – дубы, морковь – морковочка.



  • Непроизносимый согласный в корне. Подбери проверочное слово. Выдели в нём корень. Напиши проверочное слово. Подчеркни непроизносимую согласную или местно, где она слышится, но не пишется одной чертами, а доказательство написания – двумя чертами.



Честный – честен, интересный - интересен, участвовать - участие.









15. Ошибка в суффиксе. Вспомни написание суффикса, запиши слово верно и приведи ещё 3 примера с этим же суффиксом.



Домик, столик, ножик, котик; опасность, договорённость; счастлив, криклив; доходчив, докучлив.



16. Ошибка в окончании. Определи часть речи по вопросу.

  • Окончание существительного. Определи род и склонение существительного. Запиши слово с его словом – помощником. Укажи падеж. Выдели окончание.

Для 1-го скл. используй слова – помощники земля, сестра, стена.

Для 2-го скл. используй слова – помощники кот, окно.

Для 3-го скл. используй слова – помощники печь, степь .



На дороге – на стене (П. п.); в огороде – в окне (П. п.); о тетради – о степи (П. п.)

  • Окончание прилагательного или причастия. Выпиши слово вместе с тем существительным, к которому оно относится. Задай вопрос от существительного к прилагательному и по вопросительному слову определи окончание на слух.

Помни, что есть окончания - ого // - его



На дереве (на каком ?) – на высоком; у берёзы (у какой ?) – у стройной;

у растения (у какого ?) – у домашнего



  • Окончание глагола. Запиши глагол , выдели окончание, укажи спряжение.



Читает - читать (I спр.)



17. Предлоги со словами. Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Выдели предлог прямоугольником.



У дома (какого?) - у большого дома.



18. Частица НЕ с глаголами. Запиши глагол с НЕ раздельно, укажи, что это глагол. Выдели частицу НЕ треугольником.



Не интересуется (глаг.), не пробежал (глаг.)



19. Если ошибка допущена в словарном слове, уточни его написание по орфографическому словарю и запиши это слово 5 – 7 раз. Подчеркни ошибкоопасное место.

20. Если не можешь определить характер ошибки, уточни написание слова по орфографическому словарю и пропиши это слово 7 – 10 раз. Подчеркни ошибкоопасное место.