Районная научно-практическая конференция «Сердце отдаю детям»
Воспитательные традиции В.А.Сухомлинского в современной практике воспитания
Как сделать обучение
радостным трудом?
«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Созвал он Высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им Учителя».
строчка из песни Булата Окуджавы:
«Надежды маленький оркестрик под управление любви»
Переосмысление идей В.А.Сухомлинского
28 сентября исполнилось 105 лет со дня рождения Василия АлександровичаСухомлинского —советского педагога середины XX века, строившего свою воспитательную систему на принципах гуманизма и ценности личности ребенка. В том, как педагогу удавалось совместить школу с детской радостью.
Был у Сухомлинского свой поэтический девиз: он часто цитировал стихотворение Николая Заболоцкого, написанное в 1958 году:
«Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!»
Сегодня мы живем в такое время, когда картина мира меняется быстро, и мы не всегда успеваем отслеживать и анализировать концепции, парадигмы, стратегии. Меняются концептуальные идеи воспитания и обучения, но одно остается неизменным: исполнителем образовательных проектов и программ всегда оставался учитель.
Мысли Сухомлинского о роли учителя, педагога в меняющемся мире также невозможно переоценить. В век компьютерных технологий, огромных массивов информации и средств их поиска и анализа, роль учителя лишь возрастает. Обучить ребенка способам овладения информацией, использования ее в практической деятельности становится главной его задачей в современных условиях.
Как сделать умственный труд школьника осознанным, радостным, творческим? Как не «убить» в ребенке неугасимую жажду знаний, его стремление к самообразованию? Эти вопросы на протяжении всей своей педагогической деятельности задавал выдающийся педагог-гуманист второй половины XX столетия Василий Александрович Сухомлинский.
Ему принадлежат такие слова: «Важная задача школы – воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли. Я представляю себе детские годы как школу мышления, а учителя – как человека, заботливо формирующего организм и духовный мир своих воспитанников»[3]. Эти идеи до сих пор не потеряли своей актуальности, а оказались чрезвычайно полезными для современного образования, помогают решать важнейшие вопросы обучения и воспитания.
Я остановлюсьна идееформирования «радости познания», которую заново осмысливаешь, перечитывая классика. «Радость познания» – это один из ключевых принципов педагогической системы Сухомлинского.
Сухомлинский утверждает, что «всё другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познаёт, – он чувствует радость и обретает радость и обретает человеческую гордость. Учись, потому что учение – это благо и счастье» [3, с. 79]. И далее следует вопрос: «Как же воспитывать, как поучать, просвещать и одухотворять, чтобы учение было желанным, привлекательным? Это одна из самых сложных и нелегких проблем школы, у нее тысячи граней» [3, с. 79].
Отвечая на поставленный вопрос, Василий Александрович предлагает видеть в ученике «человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познается», «главной потребностью нашего питомца должна быть мысль, думание, открытие истины – именно в этой сфере должна развиваться деятельность духа» [3, с. 79].
Насколько сегодня актуален опыт известного педагога в школе ХХI века, кому он полезен и интересен? Можно ли увидеть отражение позиций педагога в современных нормативных документах об образовании?
На мой взгляд, основное отличие стандартов нового поколения основного общего образования и заключается в том, что на первый план выходит личность школьника:
– активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества;
– умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике [1, с. 3].
«Деятельность, которая необходима для развития творческих (именно творческих, а не исполнительских) способностей в детском возрасте не исчерпывается простой активностью, подвижностью, напряжением физических усилий. Нужна деятельность, затрагивающая ум, требующая находчивости, сообразительности», – рассуждает В.А. Сухомлинский [3, с. 84].
Таким видом деятельности можно считать проектную деятельность. Важными положительным факторам проектной деятельности являются повышение мотивации учащихся при решении задач, развитие творческих способностей, формирование чувства ответственности.
Проектная деятельность не поможет решению всех проблем в обучении, но то, что она способствует «радости от познания», убеждает опыт организации проектной деятельности обучающихся в школе.
Таким образом, мы убеждаемся в том, что проектная деятельность реализует идею великого педагога, а также занимает определенное место в реализации ФГОС нового поколения, нацеленногона достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. [2, с. 31–33].
Ещё одну реализацию идеи педагога видим в связи с включением внеурочной деятельности в обязательную часть образовательной программы школы. Василий Александрович полагает, что мыслительная деятельность на уроках и вне уроков должна быть значительно богаче, шире по объему, чем всё то, что делает ребенок на уроке. Он утверждает, что его первоклассники прежде всего мыслители, открывающие истину вне класса, а потом ученики в узком смысле этого понятия. Каждый урок мышления – это наблюдение, думание, открытие истины, переживание радости познания и гордости мыслителя [3, с. 80]. Педагог предостерегает нас от ошибки превращения деятельности ребенка в одностороннюю – исполнительскую [3, с. 86].
Реализация этой идеи, на мой взгляд, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, заложена во включении внеурочной деятельности в составную часть образовательного процесса.
Сухомлинский отмечает, что «если школьник только учит уроки по учебнику, если этим ограничивается его учение, умственная жизнь его убога и ограничена, … Это опасный враг гармоничного развития» [3, с. 101].
Цель же внеурочной деятельности определена как создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. В первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения [1, с. 25].
В содержание образования в начальной школе В.А. Сухомлинский включал упражнения и задачи (задачи-загадки, задачи-шутки, задачи-головоломки), пробуждающие внутреннюю энергию мозга, стимулирующие игру сил «умственных мускулов» [4, с. 147].
Задачи формулировались на основе выявления скрытых, непонятных связей между явлениями и предметами окружающего мира, чтобы у ребенка возникло стремление понять истину. В богатой сокровищнице народной педагогики В.А. Сухомлинский черпал задачи-загадки – «незаменимое средство тренировки ума».
Решение задач-загадок способствовало переключению с одного объекта познания на другой, устанавливанию связей между несколькими предметами и явлениями. Изучая мыслительные процессы учеников, В.А. Сухомлинский пришел к выводу: неумение осмысливать кроется в неумении абстрагироваться, отвлечься от конкретного предмета. Прежде всего необходимо было научить детей охватывать мысленно группу предметов, явлений, событий, а потом осмысливать связи между ними, переходить к изучению предметов на расстоянии. Задачи-загадки, задачи-шутки, задачи-головоломки размещались в школьной стенгазете, использовались в качестве дидактического материала при организации математических олимпиад.
Самой большой ошибкой учителя Сухомлинский считал «постоянную констатацию неуспеха ученика». «Ни один ребенок не должен чувствовать и осознавать: я неудачник, ничего у меня не получается, ничего путного из меня не выйдет. Если только эти мысли зародились в детской голове — ребенок больше не ваш воспитанник, и семья его — отец и мать — выпали из сферы вашего воспитательного влияния»,— говорил он.
Хотелось бы отметить еще одну мысль педагога о том, что не следует рассматривать «учениекак легкое дело». Василий Александрович полагает, что ученик никогда не потеряет интереса к знаниям если педагог «утвердит отношение к думанию, к мысли как к труду». Также «в школе не должно быть ни одного педагога, которого тяготил бы учительский труд. Любое этическое поучение в устах педагога, переживающего свой труд как бремя, звучит для питомцев насмешкой над истиной, калечит юную душу» [3, с. 92].
Василий Александрович Сухомлинский считал, что к каждому ребёнку необходимо протоптать свою педагогическую тропинку. Не интересных, не талантливых детей не бывает, в каждом только надо разбудить его личные способности [5].
Воплощение идей В.А.Сухомлинского
Конечно же хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок – это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга. Что может помочь сделать урок ярким, эмоциональным, способным вовлечь ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у учеников интерес к предмету, желание познания? Все эти вопросы задаю себе, планируя урок.
Проработав 28 лет в школе, я поняла, что современный учитель сочетает в себе не только знание предмета и методики его преподавания, но и в какой-то мере социологии, психологии, педагогики. Не говоря о том, что хороший учитель должен обладать ещё и высокими актёрскими способностями. Работая по одной методике, невозможно добиться успеха, воспитать творческую личность. А положительная мотивация при изучении того или иного предмета – это залог успеха в его изучении.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
За время своей педагогической деятельности я заметила, что одна из составных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, но с большим желанием учиться. И очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учёба превращается в тяжёлую повинность. Думаю, причина очевидна: им предложены такие условия обучения и предъявлены такие требования, которые превышают уровень их развития. Этого можно избежать, если с первых школьных лет каждый ребёнок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учёба сопровождается успехом.
Ученику надо помочь научиться учиться (т.е. сформировать учебную деятельность), а далее остаётся лишь позволить ему добывать знания самому и помочь ему сделать это самому.
Опыт работы свидетельствует о том, что все обучающиеся в образовательных школах дети могут усвоить программу. Но в одном и том же классе, на одной и той же ступени обучения встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга: одни легко схватывают учебный материал, другие усваивают его с трудом; одни очень активны в процессе обучения, другие проявляют пассивность. Достигнуть высоких результатов при обучении можно только при условии учёта индивидуально-психологических развитий школьника.
На своих уроках я применяю разные виды работ и разноуровневые задания для слабых, средних, сильных. При индивидуальной работе я предлагаю детям карточки: базовый, повышенной трудности, творческий уровень заданий. Аналогичные задания предлагаются учащимся и на других уроках. При этом я имею возможность увидеть продвижение одних и отставание других, а ученик имеет возможность постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным. Благодаря такому подходу активизируется мыслительная деятельность учащихся и поддерживается их интерес к знаниям
Учу ребят творчески мыслить, перестраивать известную им информацию, задавая всё чаще им такие вопросы: Почему? Зачем? Как? и т. д. Индивидуализировать обучение, в связи с интеллектуальными возможностями учеников.
Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью.
Мои ученики с интересом выполняют задания, когда им предлагается исправить преднамеренно сделанные ошибки в решении. Уроки оживляю задачами-шутками, задачами, написанными в стихотворной форме, заданиями на внимание, задачами с занимательным сюжетом и т.п.
Главный смысл деятельности учителясостоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.
Успех прежде всего связан с чувствами радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате выполненной работы. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно смотивировать его на будущую деятельность.
Ситуация успеха создается педагогом в учебной деятельности. Но, как и любая деятельность, учение можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи:
1) установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика на решение учебной задачи);
2) обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного решения);
3) сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).
Алгоритм создания ситуации успеха
Способы | Сущность | Приемы |
1.Установление психологического контакта | Создание атмосферы доверия (доброжелательности), улыбка, обращение по имени, поглаживание, доброжелательный визуальный контакт, фразы, постоянное проявление интереса к ученику, сопереживание ему. | -Я рада видеть тебя... -Мне приятно общаться с Вами. -Как хорошо, что мы встретились. |
2. На фоне эмоциональной комфортности снятие страха | Освобождение психологического зажима | -Ничего страшного, если не получится, поищем другой способ. -Это очень важно сделать, и у тебя непременно получится. -Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться. -Люди учатся на своих ошибках, и находят способы решений. |
3.Четкая инструкция | Совет, как лучше выполнить планируемое, скрытая помощь. | -Я бы начала с... -Я полагаю, что удобнее было бы сделать. -Достаточно вспомнить вот эту часть и... -Может быть, попробуешь... -Именно ты и мог выполнить такое дело. |
4.Авансирование личности. Персональная исключительность. | Провозглашение её достоинств. Мобилизация активности ребенка. | -У тебя обязательно получится. Конечно ты это сделаешь, потому что ты... -Ведь у тебя хорошая зрительная память. -Твой сильный характер не боится неудач. -Я даже не сомневаюсь в успешном результате. -Только ты и мог бы. -Только тебе, я могу доверить… -Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой… |
Система методов создания ситуации успеха на уроке:
Методы дифференцированного обучения
Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения.
Использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. Метод проектов
Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения.
Использование проектного метода в обучении школьников
Индивидуальное портфолио
Банк ситуаций успеха:
Минутки психологической разгрузки или эмоциональной зарядки (шутки, загадки, скороговорки).
Вопросы, которые задают сами дети. + Задай вопрос учителю
Прием-подсказка (План-ответ, рисунок-подсказка, таблица, опорные сигналы и пр.)
Частично-поисковые и эвристические ситуации (проблемные задания)
Ролевые ситуации («наблюдатель», «мудрец», «хранитель знаний»)
Игры-системы на уроках
Какую отметку хочешь получить в конце четверти?
Конкурс эрудитов (на предметных неделях) Итоговые межпредметные конференции
Предложение всего перечня работ
Проведи урок (обмен ролями)
Объясни свои действия (рефлексия)
Эмоциональное «поглаживание»
Репетиция самостоятельной к/работы (анонсирование)
Заполни пропуск в информации
Найди ошибку.
Исповедь.
Эмоциональный всплеск
Ожидание радости
Подбор заданий нарастающей сложности
Дифференцированная помощь ученикам в выполнении заданий одной и той же сложности
+ проекты и внеурочная деятельность
Педагог как эмоционально-интеллектуальный лидер в современнойсистеме образования – это человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта, обладающий способностью идентификации и понимания, управления и использования собственных эмоций и эмоций других людей для установления и поддержания положительных взаимоотношений и принятия ответственных решений.
Вместе с тем в существующей школьной практике наблюдается совсем иная картина: стрессогенные условия педагогического труда, обусловленные постоянно растущими требованиями к профессиональной деятельности, высокой эмоциональной загруженностью и ответственностью педагогов; недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, вкладывание в работу больших личностных ресурсов и нехватка времени на их восстановление. Все это отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии педагога и педагогического коллектива в целом, приводит к эмоциональному истощению (выгоранию) и не способствует установлению и поддержанию положительных взаимоотношений в педагогическом коллективе.
По мнению В. В. Бойко, автора методики диагностики уровняэмоционального выгорания, эмоциональное выгорание – это выработанныйличностью механизм психологической защиты в форме полного иличастичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующиевоздействия. Зачастую педагог, испытывающий эмоциональное выгорание, неосознаёт, что с ним происходит. Он лишь ощущает нарастающее внутреннеенапряжение, постоянную усталость, понижение работоспособности иэмоционального фона. Возникает ощущение беспомощности, безнадёжностии апатии. Исчезает желание эмоционального отклика, поскольку запас сил иэмоций исчерпан. Эмоциональное выгорание наносит несомненный ущербпрофессиональной деятельности. Педагог, находящийся в таком состоянии, просто неспособен быть эмоционально-интеллектуальным лидером!
В исследовании приняли участие 15учителей-предметников МБОУ ООШ №53.Для проведения данного исследования были методика В.В. Бойко «исследование эмоциональноговыгорания».
Педстаж учителей МБОУ ООШ №53
Синдром эмоционального выгорания
Данная проблема, на мой взгляд, представляется оченьважной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними: близких родственников, друзей, учеников, которые вынуждены находиться рядом, а потому невольно становящихся заложниками синдрома.
При проведении определенной коррекционной работы большее количество педагогов может справиться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания.
Список литературы
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: window.edu.ru
2. Краснова В.В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения // Юный ученый. – 2016. – № 6.1. – С. 31–33.
3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с.
4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. Киев: Изд-во «Радянська школа», 1974. – 288 с.
5. Рындак В.Г. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия / под общ.ред. В.Г. Рындак. – Екатеринбург: Ур отд. РАО, 2002. – 394 с.
6.Мелетичев В.В., Шингаев С.М. Мотивация профессиональной деятельности и профессиональное выгорание педагогов: теория, диагностика, взаимосвязь, профилактика. – Монография. – СПб.: СПб АППО, 2014.