Просмотр содержимого документа
«Как сказать о предполагаемом, нереальном действии»
«Как сказать о пред-полагаемом, нереальном действии?»
учитель русского языка средней общеобразовательной школы №7
Учкудукского района
Навоийской области
Республики Узбекистан
Болатова
Гулираъно Болтаевна
Тема урока: Как сказать о предполагаемом, нереальном действии?
Цели урока:
- 1. Образовательная: Познакомить с условным наклонением: значением и образованием.
- 2.Развивающая: Научить отличать глаголы условного наклонения и правильно использовать их в речи.
- 3.Воспитательная: Воспитать бережное отношение к природе.
Блицопрос
Задание: если утверждение правильное, поставьте знак «+» , если неправильное – «–» .
1) Глагол самостоятельная часть речи.
2) Глаголы отвечают на вопрос кто? и что?
3) Глаголы имеют категории времени.
4) Совершенный вид глагола обозначает законченное действие.
5). Глаголы имеют два наклонения.
Взаимопроверка
1) +
2) -
3) +
4) +
5) -
Взаимооценивание
Критерии:
0 ошибок – « 5 »
1 ошибка – « 4 »
2 ошибки – « 3 »
3 и более – « 2 »
Открываем новые знания
Представляешь, что бы было,
Если б горная вода огород не напоила?
Все бы высохло тогда!
Представляешь, что бы было,
Если б людям никогда
Больше солнце не светило?
Все замёрзли бы тогда
(Р.Талиб)
Образование формы условного наклонения глагола
Основа неопределенной ф ормы ( noaniq shakli asosi )
Суффикс ( so’z yasovchi qo’shimcha )
Бежа-ть
Частица
( yuklama )
Л
Условное наклонение ( Fe’ining shart mayli )
БЫ (Б)
Бежал бы
Не все формы условного наклонения имеют суффикс -Л
Мочь
Мог бы
Вез-ти
Вёз бы
Могла бы
Могли бы
Везла бы
Везли бы
Сделайте вывод о том, как изменяются глаголы условного наклонения
Работа в группах
Условное наклонение глагола
Глаголы в условном наклонении не изменяются по временам, но изменяются по числам , а в единственном числе по родам.
Изменение глаголов в условном наклонении.
время
лицо
___
число
___
ед., мн.
род
м., ж., ср. (в ед.ч.)
Как отличить?
Прошедшее время
Условное наклонение
- Пел
- Играл
- Рисовал
- Готовил
- Пел бы
- Играл бы
- Рисовал бы
- Готовил бы
Рефлексия
- Над какой темой работали?
Уметь:
- распознавать глаголы в условном наклонении,
- образовывать формы условного наклонения,
- отличать глаголы условного наклонения.
Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л– и частицы бы . Частица бы может стоять и после глагола, и перед ним, а также может быть отделена от глагола другими словами.
Опираясь на текст, составьте схему.
неопределенная форма + л + бы
Рефлексия
- «На этом уроке я все понял (-а)» - спелые фрукты;
- «На этом уроке у меня получилось… - неспелые фрукты;
- «На этом уроке мне было непонятно… - цветочки.
Домашнее задание
Упражнение 7, 42-страница