СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как уберечь ребенка от рокового шага

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материалпредставляет собой буклет для классных руководителей по профилактике суицидального поведения школьников

Просмотр содержимого документа
«Как уберечь ребенка от рокового шага»


Что в поведении подростка должно насторожить

    • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.

    • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.

    • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).

    • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

    • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).

    • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

    • Окончательное приведение в порядок дел, примирение с давними врагами, отказ от совместных дел.




Главное, что для этого необходимо вовремя заметить тревожные сигналы.



Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание


  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.

  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).




Типы суицидального поведения:

  • истинное – характеризуется устойчи-востью, целенаправленностью действий, связанных с осознанным желанием лишить себя жизни. Заранее выбираются место и время с учетом того, чтобы никто не мог помешать;

  • аффективное – обусловлено необычай-но сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события, сопровождает-ся дезорганизацией и сужением сознания;

  • демонстративно-шантажное – чело-век понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть, и принимает меры предосторожности (не всегда достаточные для сохранения жизни).

Типичные мотивы суицидальных попыток в подростковом возраст

  • Демонстрация/манипуляция.

  • Переживание тупика в жизни или безысходности.

  • Следование групповой норме.

Дети составляющие группу суицидального риска:

  • Депрессивные подростки.

  • Подростки-алкоголики и наркоманы.

  • Подростки, уже пытавшиеся покончить с собой, или подростки, у которых в семье имел место суицид.

  • Одаренные подростки.

  • Подростки с плохой успеваемостью в школе.

  • Девушки в состоянии беременности.

  • Подростки – жертвы насилия.



Мифы и факты о самоубийстве

МИФ

ФАКТ

Самоубийство со-вершается в основном психи-чески ненормаль-ными людьми

Большинство из само-убийц – практически здоровые люди, попав-шие в острую психо-травмирующую ситуацию

Самоубийство предотвратить невозможно, тот, кто решился, рано или поздно это сделает

Потребность суициден-та в духовной теплоте, желание быть выслу-шанным, понятным определяет возмож-ность оказания помощи

Если человек открыто сообщает о желании покон-чить с собой, то он никогда не совер-шит самоубийства

Из 10 человек, покончивших жизнь, 8 вполне определенно сообщали о своих намерениях

Если загрузить человека работой (учебой), то ему некогда будет думать о самоубийстве

Чрезмерные нагрузки могут привести к истощению организма и еще больше повлиять на вероятность суицидаль-ной попытки

Предвидеть попытку суицида невозможно

“Заглянуть в душу” очень сложно, но такие возможности имеются

Существует такой психологический тип людей, «склон-ных к совершению самоубийства»

Самоубийство соверша-ют люди различных психологических типов. Реальность суицидаль-ного намерения зависит от силы психотравми-рующей ситуации и ее оценки личностью как непереносимой




Не существует приз-наков указывающих на то, что человек решился на самоубийство

Самоубийству предшес-твует необычное для данного человека поведе-ние. Необходимо знать действия и высказывания, которые служат сигналом о готовности к суициду

Решение о самоубий-стве приходит внезапно без предварительной подготовки

Суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев в зависимости от длитель-ности психотравматизации

Улучшение, насту-пающее после суици-дального кризиса, означает, что угроза самоубийства прошла

Большинство самоубийств происходит в течение примерно 3 месяцев после начала “улучшения”, когда у человека появляется энергия для воплощения своих мыслей и чувств в жизнь

Если человек совершил попытку самоубийства, то он никогда этого не повторит снова

Риск повторного суицида наиболее высок в первые месяцы после неудачной попытки


За поддержкой вы можете обратиться:

Педагог-психолог Линдовской СШ

Петричева Татьяна Викторовна


Всероссийский телефон доверия

8 – 800 – 2000 – 122


Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

(Боталово-4, г. Бор)

+7 83159 – 9 – 91 – 79

Составитель: педагог-психолог Петричева Т.В.



КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ РОКОВОГО ШАГА?

(рекомендации классным руководителям)




«Мир, вероятно, спасти уже не удастся,

Но отдельного человека всегда можно»

И. Бродский