При разучивании стихов довольно часто используют принцип « Повторение – мать учения». Однако подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Необходимо использовать и другие виды памяти: зрительную, обонятельную, вкусовую, осязательную, двигательную. Но самая сильная память – эмоциональная. Значит, разучивание стихов для дошкольника должно быть делом веселым, эмоциональным и при этом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым.
Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, при этом может цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты поэм. «Какая речь! Какая память!» - восхищаются собеседники.
Не случайно так гордятся папы и мамы своими детьми, читающими наизусть А.С. Пушкина, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова. Зато как страдают те родители, чей ребенок не может запомнить стихи, как ни стараются при этом все домашние.
Почему дети плохо запоминают текст?
Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации – нет результативной деятельности.
Чтобы не подорвать добрых отношений с ребенком, не требовать от него невозможного, предлагаю воспользоваться некоторыми рекомендациями.
Для заучивания следует подбирать такие стихи, которые интересны ребенку, помогают ему играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их. Ребенок обязательно захочет выучить то, что удивит его друзей или облегчит распределение ролей в игре, определит ведущего.
При разучивании стихов довольно часто используют принцип «повторение – мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Попробуйте призвать на помощь и другие виды памяти, например зрительную, обонятельную, вкусовую, осязательную, двигательную. Не забывайте, что самая сильная память - эмоциональная. Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым.
Давайте разучим с детьми, например, стихотворение «Две синички» (слова народные). Сначала воспитатель читает текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить (цель разучить он ставит перед собой, а не перед детьми). Педагог показывает, как сделать руки «гнездышком», и просит представить, что там живут маленькие, дрожащие синички. Ими можно полюбоваться, поднести к лицу и согреть своим теплым дыханием, прижать к себе, а затем вместе с воспитателем произносить слова и повторять движения. (Каждый педагог может придумать свои движения).
Сидят в гнезде две птички, Руки детей, изображающие гнездышко,
Две маленьких синички. прижаты к груди, они согревают птичек.
Сидят, прижавшись тесно:
Тепло в гнезде им вместе.
Но вот одна проснулась, Одна рука изображает пальцами движе-
Проснулась, встрепенулась. ния крыльев, затем «взлетает» верх.
И песенку запела, Вторая рука у груди.
И к солнышку взлетела.
Вторая вот проснулась, Вторая рука повторяет движения первой.
Проснулась, встрепенулась,
И песенку запела.
И вот синички вместе Руки с пальцами – крыльями двигаются
Под солнышком летают. над головой, изображая полёт птиц
Их солнышко своими навстречу друг другу.
Лучами согревает.
Вот вечер наступает, Руки плавно пускаются. Дети могут
И солнышко садится. присесть на корточки.
Пора домой синичкам
Под вечер возвратиться.
Сидят в гнезде две птички, Руки снова складываются «гнездышком»
Две маленьких синички. и прижимаются к груди.
Сидят, прижавшись тесно:
Тепло в гнезде им вместе.
Это стихотворение можно читать много раз, и дети сами приспосабливают его и под утреннюю гимнастику, и под игры на улице. Главное, чтобы это была игра, в которой дошкольники «внутренним взором» видели бы, какие у птичек пёрышки, клювики, глазки, как они летают, поют, отогревали бы их своим дыханием, прижимали к груди. Всё это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы. И у взрослого с детьми общение получается позитивным.
Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды театров с их атрибутикой. Эффективно для запоминания говорить текст от лица различных персонажей, используя соответствующую интонацию.
Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Например, «Два барана» С. Михалкова. Можно изобразить их двумя руками, выставив пальцы – рога. Если дети четвёртого года жизни не смогут изобразить баранов правой и левой рукой одновременно, они сделают это вдвоём, изображая каждый своего правой рукой. Для этого возраста будет не менее интересной сценка, представленная в настольном театре кукол и в перчаточном театре.
Дети пятого года жизни разыграют стихотворную сценку и в пальчиковом, и в других видах театра, и в лицах, а детям шестого года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр у микрофона». В этом случае целесообразно разучить сначала стихотворные диалоги, а затем и слова автора.
При разучивании некоторых стихов можно использовать построчное запоминание. Дети встают в круг, педагог читает стихотворение и дает задание запомнить каждому по строке: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, он скажет свою строчку и так до конца». «Раздавая» строчки, следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, а детям с плохой – короткие.
Ещё можно предложить детям представить ступеньки лестницы, и на этой лестнице «разложить» весь текст своего стиха, а потом мысленно шагать по ступеням и читать.
Приём запоминания и проговаривания хором тоже может быть удачен, так как даёт возможность тем детям, которые не смогли сразу запомнить строчки, скрыться в общем хоре голосов. Для хорового запоминания и чтения нужны особые стихи, напевно-речитативные, например:
Взял я лук и крикнул: «Эх! Удивлю сейчас я всех!»
Натянул потуже лук, да стрела застряла вдруг.
И вокруг сказали все: «Э – э – э – э !»
(Е. Тарлапан)
Дейл Карнеги дает свои советы (законы) по улучшению памяти.
Первый - получить глубокое, яркое впечатление о том, что хотите запомнить, для этого надо сосредоточиться, внимательно наблюдать. Зрительное впечатление прочнее, т.к. нервы, ведущие от глаза к мозгу в 20 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.
Второй - повторение.
Третий – ассоциации. Хочешь запомнить факт – нужно ассоциировать его с каким-нибудь другим.
Для работы с детьми эти законы тоже применимы, однако следует учитывать важность принципа разыгрывания и «проживания».
Учить не только игровому, но и целенаправленному произвольному запоминанию стихов тоже необходимо, но только старших дошкольников, т.к. произвольное запоминание – сложная интеллектуальная работа, связанная с мышлением.
К основным приемам произвольного запоминания относятся повторение текста и припоминание его. К. Д. Ушинский характеризовал припоминание как «труд, и труд иногда нелёгкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое». В силах любого педагога и родителя сделать процесс запоминания увлекательным и творческим, а, следовательно, и более лёгким.
Управление образования Администрации муниципального района
Туймазинский район республики Башкортостан
Консультация для воспитателей.
Тема:
«Как учить стихи играючи».
Составила: учитель-логопед МАДОУд/с № 15 г.Туймазы
Индерягина С.В.
2010 г.