Цыбульник Л.М.,
преподаватель русского языка и литературы
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
КАК ВЕРНУТЬ У СТУДЕНТОВ МОТИВАЦИЮ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ, ИЛИ ЧЕМУ УЧАТ ПИСАТЕЛИ
В данной статье автор рассматривает разные технологии в организации учебно-воспитательного процесса дисциплины «Литература» и их позитивное влияние на мотивацию студентов к изучению дисциплины «Литература» в Хабаровском техникуме техносферной безопасности и промышленных технологий
В настоящее время принято говорить, что современная молодежь мало или совсем не интересуется литературой. Задача ссуза в нынешних условиях – повернуть взоры подростка к книгам, а точнее, к чтению художественной литературы. В наше время это сделать непросто, однако, если предпринимать целенаправленные шаги, ситуацию можно изменить к лучшему. И начинать следует с семьи, с первого знакомства с книгой, с совместными семейными громкими читками. Этот этап, к сожалению, пройден студентами вне стен ссуза (ХТТБПТ), поэтому безвозвратно упущен. Преподавателям литературы, находящимся во временном ограничении (программу 10-11 классов суметь компактно уложить в один год), приходится применять такие педагогические технологии, которые бы повлияли на отношение студентов к литературе, к тому же выбравших далеко не филологические специальности. Поэтому необходимо с самого первого урока использовать элементы разных технологий организации учебно-воспитательного процесса: предметно ориентированного, личностно ориентированного обучения и сотрудничества [6;С.347]. В связи с этим на начальном этапе следует обратиться к высказываниям классиков, желательно известных, и познакомить с ними студентов. В свое время русский писатель и историограф Н. М. Карамзин о значении книг писал следующее: «Обращение с книгами приготовляет к обращению с людьми. И то и другое равно необходимо». Комментарий к данному высказыванию настраивает студентов на разговор с преподавателем о предметных проблемах: причинах неуспеха в литературе во время обучения в школе, нежелания читать художественную литературу. Доброжелательное общение, короткая анкета способствовали достоверным ответам на вопросы, в которых студенты выразили желание начать процесс обучения в ХТТБПТ с «чистого листа», назвали авторов и произведения, прочитанные самостоятельно. Хотя перечень прочитанного не особенно обрадовал преподавателя, но расположенность студентов к диалогу вселила определенную уверенность, что ориентир выбран верный и преподаватель находится на правильном пути.
Дальнейшим этапом приобщения к чтению стало эмоциональное воздействие на слушателей посредством знакомства с произведением о подростках современного писателя, лауреата премии «Студенческий Букер» Андрея Валерьевича Геласимова «Нежный возраст» (2004г.), что поставило преподавателя и студентов по одну сторону проблемы. Услышанное вызвало отклик в душах молодых людей, желание обменяться мнениями: позиции старшего и младшего поколений определены [3].
Таким образом, был налажен контакт, и тем самым сократилось время адаптации к студенческой среде.
Мотивацией к изучению литературы, самостоятельному прочтению на первых порах небольших произведений служат и индивидуальные задания для каждого студента, когда подросток видит свою значимость в процессе изучения литературы, а также ощущает преподавательскую поддержку.
Стимулировать у обучающихся позитивное отношение к дисциплине «Литература» позволяет и разнообразный набор приемов и методов, составляющий педагогическую копилку опытного преподавателя. Таковым является и проведение внеклассных мероприятий с литературной тематикой. В ноябре 2019 года было организовано заседание литературной гостиной «Он был рожден для них, для тех надежд, поэзии и счастья…», посвященное 205-й годовщине со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Для многих студентов данная форма работы оказалась новой, а большинство из них никогда не были задействованы в мероприятиях подобного типа. Поэтому заранее определились с понятием «гостиная», кого приглашают в гости, как следует поступить гостю, если от волнения забыты слова: напечатали стихи и прозу и по надобности держали тексты в руках, чтобы в нужный момент заглянуть невзначай [5;С.126]. Чтобы поддержать познавательный интерес, прослушивание каждого студента проводилось отдельно. Для создания атмосферы «гостиной» был соблюден некоторый антураж: кресла для гостей, элементы костюмов для создания образов героев, бальный этикет. В ходе заседания всех присутствующих поразило появление двух танцевальных пар под музыку А. Хачатуряна к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Из ста присутствующих на заседании гостиной (группы МП-119, ИСП-119, АТ-119, ИБ-119) приняли участие 40 студентов. Проводя обратную связь по итогам данного мероприятия, преподаватель получил следующую информацию: многие сожалели, что из-за своей застенчивости не смогли заявить себя в качестве непосредственного участника и готовы проявить себя в дальнейшем в других делах литературной направленности. К таковым стоит отнести конкурс чтецов, который стал в техникуме традиционным. Среди конкурсантов были замечены студенты с разной степенью мотивации: кто-то пришел закрепить свой успех в литературном чтении, кто-то – преодолеть свою робость, а кто-то – познакомить слушателей со своими первыми шагами в мир рифмы. Положительным оказалось то, что тематику литературных произведений не заявили заранее. А когда пришло время верстать программу, то выяснилось, что конкурсантов привлекли как стихотворные, так и прозаические произведения нравственно-патриотической направленности разных авторов: М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, А. Т. Твардовского, О. Ф. Берггольц, М. Л. Матусовского, С. П. Гудзенко, М. В. Исаковского, С. В. Михалкова и др. Да и юные поэты представили стихи, посвященные малой родине.
Проведение конкурса в присутствии многочисленной студенческой аудитории вызвало проявление благоприятных эмоций и высказываний и зрителей, и участников. Поддерживая творческий порыв чтецов, жюри конкурса учредило, кроме I, II и III места, ряд номинаций: «За любовь к поэзии», «За сценическое воплощение поэтического текста», «За трепетное отношение к русской классике», «За преданность патриотическому слову». Таким образом, проигравших в данном мероприятии не было: волнения участников и их эмоциональный настрой передались зрителям, выразившим благодарность организаторам конкурса и желание в дальнейшем посещать и другие мероприятия, связанные с литературой.
Одной из форм стимулирования студентов к изучению литературы является исследовательская работа в группах в процессе учебного занятия. К примеру, попадая в мир Достоевского (роман «Преступление и наказание»), чтобы узнать, что нового открыл писатель читателю, одна группа исследовала пейзаж Петербурга, другая – символику цвета, третья – символику цифр. Такая деятельность, когда определена роль каждого: работа с текстами, разными типами лингвистических словарей (в том числе «Энциклопедия символов» Ганса Бидерманна), фиксация полученных наблюдений – позволяет увидеть преподавателю возросший интерес к изучению литературы [2 ; С. 290-299].
Начатая работа с текстами разной направленности на уроках литературы вызвала неподдельную заинтересованность в исследовательской деятельности и получила дальнейшее продолжение в подготовке студентов к конкурсу научно-исследовательских работ. Тематика исследований связана с юбилейными датами 2020 года: 120-летием со дня рождения поэта М. В. Исаковского , 110-летием со дня рождения поэта А. Т. Твардовского, 110-летием со дня рождения поэтессы О. Ф. Берггольц, 160-летием со дня рождения писателя А. П. Чехова .
Работая над темами исследования, студенты для себя открывают новые знания, с которыми обязательно знакомят своих однокурсников.
Например, самостоятельно изучая жизнь и творчество М. Исаковского, студентка обнаружила, что продолжением стихотворения, которое она читала на конкурсе чтецов «Шел со службы пограничник», является стихотворение «Катюша», положенное на музыку композитором М. Блантером, ставшее в дальнейшем любимой песней нашего народа. Представляя данную информацию своим однокурсникам, студентка получила во время опроса следующий ответ: «Не знали, что песня «Катюша» написана Исаковским, думали, что народная» [9; С. 13].
А, исследуя творчество Ольги Берггольц, другая студентка поделилась тем, что великие слова «Никто не забыт, ничто не забыто» из известного стихотворения поэтессы «Склоняет знамена народ», высеченные на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, раньше считала пословицей [10].
Третий исследователь, работая над стихотворением А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом», для того чтобы понять, с какой целью автор обратился именно к этому городу и в чем заключалось его стратегическое значение в жизни страны в военное время, обратился к историческим материалам [8].
Знакомясь с творчеством писателей, исследуя отдельные произведения, студенты получают не только уникальные знания, но и жизненные советы, а порой даже кулинарные рецепты и сведения о пристрастиях русского народа, как, например, в произведениях А. П. Чехова. (Рассказ «Блины»). Такие произведения запоминаются и привлекают даже самых не читающих подростков[7].
Следовательно, если преподаватель умело направит педагогический опыт, применяя различные технологии организации учебно-воспитательного процесса, можно изменить в ссузе отношение подростков к дисциплине «Литература».
Литература:
Берггольц Ольга Федоровна. Избранные произведения в двух томах. Т.1 /О. Ф. Берггольц. – Ленинград. Издательство «Художественная литература». 1967
Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./ Общ. ред. и предисл. Свенцицкой И. С. – М.: Республика, 1996. – 335 с.: ил.
Геласимов А. В. Холод; роман в трех действиях с антрактами /А. Геласимов. – Москва : Эксмо, 2015. – 352 с. (Секреты русской души. Проза Андрея Геласимова)
Иллюстрированный энциклопедический словарь /Ред. кол. В. И. Бородулин, А. П. Горкин, А. А. Гусев, Н. М. Ланда и др. – М.: Большая Российская энциклопедия , 1995, – 892 с.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений /С. И. Ожегов; под ред. проф. Л. И. Скворцова. – 27-е изд. испр. – М.: «Издательство «Мир и образование»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство Оникс», 2012. – 736 с.
Подласый И. П. Педагогика: Учебник. – М.: Высшее образование,2006. – 540 с.
Рейфилд Д. Жизнь Антона Чехова / Дональд Рейфилд: перевод с англ. О. Макаровой / М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. – 895 с.
Твардовский А. Т. Стихотворения и поэмы /Составление, предисл. и примеч. А. А. Мигунова. – М.: Просвещение, 1983. – 272с.
Чалмаев В. А. Землю бережет родную //Литература в школе. 2001. №3
Яшин Александр. Предисловие к сборнику избранных произведений. С. 12