Как воспитателю организовать
работу с ребенком, который
протестует против всего
Александра Фокина,
практикующий психолог,
член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н
Воспитанники с протестным поведением могут довести до нервного срыва даже самого спокойного педагога. Ребенок возражает, делает все назло или ничего не делает в ответ на просьбы. Иногда это сопровождается грубостью и даже физической агрессией. Бесконечные уговоры или, наоборот, строгие замечания воспитателя в этой ситуации не помогут - нужно понять причину, почему ребенок протестует.
Разобраться в сути протеста
Психологи описывают протестное поведение через функции и цели, для которых оно служит. При помощи протеста ребенок пытается устранить реальную или воображаемую угрозу нарушения личных границ или ограничений спонтанности и свободы. Также часто дети проявляют таким образом свои адаптационные сложности в какой-либо ситуации: во время групповой работы, в период адаптации к детскому саду.
Протестное поведение может выражать накопленное отрицательное отношение к требованиям взрослых, активное или пассивное несогласие с происходящим и предписанными задачами, ролями, отношениями. Причиной протеста может быть также возрастной или личностный кризис.
Важно понимать, что ребенок не протестует в одиночестве - такое поведение адресовано кому-то, то есть оно социально. Вместе с тем причины его в том, как ребенок воспринимает происходящее, в его личностных особенностях - то есть оно психологично.
Протестное поведение — это и мотивационная, и эмоциональная проблема. Ребенку не хватает ни собственной мотивации к определенной деятельности, ни эмоционального настроя. Для него характерно скрытое ожидание провала, неуспеха, конфликта, тяжести, монотонности — неприятных действий и негативных переживаний.
Проанализировать ситуацию и выяснить причину
Ребенок реагирует протестом на обстоятельства, в которых он находиться не хочет. Это любые условия, которые не подходят конкретному ребенку, и в которых он не находит других способов проявить свое отношение к ситуации или партнерам по общению кроме протеста. Если же гово-рить о стойком протестном поведении, которое проявляется регулярно, не менее месяца, то у этого есть несколько наиболее вероятных причин.
Неправильные типы воспитания, нарушения в детско-родительских отношениях. Когда уровень опеки, внимания, запретов и санкций не соответствует особенностям и потребностям ребенка, получается либо «передавленный» ребенок, либо ребенок с нехваткой внимания взрослых.
Для первого существует слишком много запретов, контроля и санкций, от которых хочется освободиться. Второй в результате ищет «негативное внимание» взрослых.
Неправильные воспитательные взаимодействия. Если ребенка приучают к «уговариванию» или невольно подкрепляют истерики и бунты, после которых взрослый меняет решение, он запоминает модель протестного поведения как эффективную.
Например, родитель что-то запрещает, ребенок бунтует, родитель снимает запрет. Ребенок привыкает демонстрировать протест и несогласие, чтобы воздействовать на взрослого.
Со стороны педагогов неправильно общаться с детьми в устрашающем или избыточно «сю-сюкающем» тоне. Протест может быть реакцией на негативное отношение и пренебрежение воспи-тателя, на слишком многословные и грубые выска-зывания в адрес ребенка или, наоборот, на слишком «детский» тон.
Возрастной или личностный кризис. Личностный кризис может быть связан с конфликтами или переменами в семье, например, когда у ребенка появляется брат или сестра. Другой причиной могут быть непереносимые для ребенка нагрузки.
Признаки протестного поведения в период кризиса - в таблице.
Общее эмоциональное неблагополучие ребенка. Воспитателю следует обратить внимание на невротические состояния, повышенную агрессивность ребенка. При таких состояниях важно найти общую причину, а не пытаться снимать протестное поведение само по себе.
Нарушения развития. Причиной протестного поведения могут быть нарушения, которые, на первый взгляд, не имеют отношения к протесту. Например, недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы при олигофрении, сложности социального взаимодействия при РАС, ранние проявления расстройств личности. Также протест может указывать на трудности произвольного управления поведением при СДВГ или органической неполноценности нервной системы.
Сложность дела, которое предстоит выполнить. Ребенок предчувствует неудачу и порицание, чувства вины и стыда. В этом случае протестное поведение - попытка не оказаться в ситуации, где он будет неуспешен. Также протест может быть реакцией на то, что ребенку не по силам выполнить задание. Например, если начать обучать ребенка чтению слишком рано, он может отказываться читать - ему будет неприятен процесс, который требует слишком много усилий.
Сложная ситуация. Ребенок может запротестовать, если оторвать его от привлекательного занятия, если он устал, не выспался, ударился, обиделся на сверстника. Любые негативные эмоции и переживания могут вызвать протестное поведение - как и у взрослых.
Причин для протестного поведения много. Поэтому без тщательного анализа ситуаций и психологического обследования ребенка установить и устранить источники протеста трудно. Однако есть способы, которыми может воспользоваться воспитатель, чтобы здесь и сейчас уменьшить протестное реагирование.
Сформулировать проблему
Протестные дети очень разные. У них может быть разный уровень интеллекта, социального развития, дружелюбия, агрессивности, успешности. Сложности, которые возникают у воспитателей, связаны не с характером или качеством развития ребенка, а с его внешним поведением и реагированием.
Протестные дети выдают большую реакцию в ответ на типовое воздействие. То есть воспитатель сталкивается с ситуацией, когда привычные профессиональные действия дают непривычно проблемный эффект. Часто после этого педагог пытается изменить ситуацию, и тем самым давит на ребенка. В итоге проблемность ситуации нарастает - ребенок еще больше сопротивляется.
Все осложняется тем, что у воспитателя есть множество других обязанностей, а в момент про-теста одного ребенка ему приходится справляться с реакциями других воспитанников, сохранять самоконтроль. Кроме того, из-за стойкого протестного поведения могут осложняться и портиться отношения воспитателя с ребенком, его семьей.
В итоге растет негативная эмоциональная нагрузка, ускоряется выгорание, медленнее восстанавливаются психологические ресурсы.
Использовать особые приемы
Как бы ни было трудно, в работе с непослушным ребенком нельзя выходить из себя. Есть ряд правил, которым должны следовать педагоги, чтобы общаться с такими детьми продуктивно и спокойно, не давать повода для новых протестов.
Стоит отставить личное негодование в сторону и действовать обходными путями.
Не упорствуйте в своем недовольстве поведением ребенка. Не нужно многократно повторять указание и увеличивать меру его негативной эмоциональной окраски: «Саша! Саша, я тебе сказала! Я кому говорю! Да что это за ребенок такой! Все уже сделали, а он еще нет! Это безобразие, маме все передам, а тебя в ясельную группу скажу перевести». Это пример неправильного воспитательного взаимодействия, которое будет вызывать только новые протесты.
Давайте больше свободы и самостоятельности. Это базовое правило, которое можно реализовать множеством индивидуальных вариантов. Уменьшите давление - уменьшится сопротивление. Дети чувствуют себя лучше и легче идут на сотрудничество, если у них в течение дня есть «психологическая подзарядка»: свободная игра, время на свои интересы, возможность в чем-то полностью самостоятельно распоряжаться своим временем. Поэтому следует внимательно проанализировать режим ребенка, нагрузку в группе, количество и интенсивность занятий.
При высоких нагрузках нужно чередовать умственные и физические задания, чаще делать маленькие паузы и находить возможность для свободных «переменок»: время, когда дети будут делать, что хотят. Если программа в группе построена таким образом, что свободного времени мало, надо найти возможность для свободы ребенка в чем-то другом. Например, не предъявляйте требований к одежде и разрешите приходить в костюмах любимых персонажей.
Все чувства можно выражать, но некоторые действия под запретом. Это правило сформулировали А. Фабер и Э. Мазлиш. Оно означает, что в тех ситуациях, когда ребенок противится, дайте ему выразить эмоции. Помогите ему описать свое состояние: задайте вопрос или выскажите предположение: «Ты злишься?», «Ты не хочешь?», «Устал?», «Тяжело?», «По-моему, ты грустишь», «Обидно, когда приходится бросать игру».
Выслушайте ответ ребенка, не перебивайте, сочувственно кивните и скажите, что вы понимаете его. Затем объясните необходимость и неизбежность того, что ребенок не хочет делать: «Представляю, как это неприятно, только все равно надо одеться», «Бедняга, ой бедняга, ну, давай одевать-ся, иначе замерзнешь».
Задайте вопрос: «Это большая проблема, средняя или маленькая?». Психологи часто рекомендуют задавать этот вопрос, когда речь идет о негативных эмоциональных всплесках у ребенка. Вопрос дает воспитаннику понять: взрослому важно, что он чувствует. Далее этот вопрос помогает переключиться с эмоциональных реакций на рациональные. Нельзя встречать ответ ребенка насмешками или уговариванием. Проявите внимание к тому, что он скажет и какую эмоцию проявит.
Фокусируйтесь на том, что хорошо и нужно сохранять, а не на том, что хотите устранить. Во взаимодействии с детьми всегда следует помнить, что внимание взрослого - это награда и один из лучших способов подкрепить поведение ребенка. Что взрослый отмечает и вознаграждает вниманием, то и будет повторяться. Поэтому не вспоминайте случаи протестного поведения, а попробуйте найти в действиях ребенка то, что можно считать позитивным. «Ты ведь обычно меня слушаешь», «Ты такой славный мальчик», «Ты так быстро находишь свою куртку» - подобными похвалами вы закрепите хорошее поведение и свой положительный образ.
, Ребенку с протестным поведением зачастую не хватает положительных эмоций. Постарайтесь построить взаимодействие с ним так, чтобы вы ассоциировались с чем-то положительным. Когда можете, похвали-те, скажите о достоинствах ребенка, выразите симпатию к нему. Сразу протестное поведение не уйдет, но основу для лучших отношений вы заложите.
Используйте тактику «Говорящая игрушка». Ищите форму для указаний, которую ребенок примет. Простой способ - говорить не своим голосом: изображайте персонажа сказки или мультфильма. Также можно взять игрушку и попросить ребенка сделать что-либо от ее имени. Например, с детскими интонациями произнести: «А ну-ка, собираемся все по-быстренькому». Этот способ работает, но эмоциональных сил на него хватает не у каждого педагога.
Давайте краткие указания. Где можно, замените предложение словосочетанием, а словосочетание - словом: «Давайте все скорее соберемся на обед» - «Обед!». Иногда слова можно заменять жестами: например, подзывать жестами и показывать, что пора строиться на обед. Когда даете указания, лучше использовать существительные, а не глаголы: «одежда» вместо «одеваемся».
Используйте жетоны. Нарежьте из цветного картона кружочки - жетоны. Выдавайте ребенку жетон каждый раз, когда он быстро и без скандалов выполнил вашу просьбу. Произнесите вслух, за что даете жетон: «Ты сразу и чудесно меня послушал, все сделал, как я просила, вот тебе жетон». Объявите приятную награду за какое-то количество же-тонов: например, за 5 жетонов можно будет 20 минут играть в любимую игру, за 10 - на день взять домой одну игрушку из группы.
Используйте прием «А спорим..». Вводите в практику работы игровой прием, когда вы «спорите» с детьми, что они не успеют что-то сделать, пока вы досчитаете до 20. Подойдет и другой срок:
«Пока я переобуваюсь», «Пока не зазвенит таймер».
Это может выглядеть так: «Спорим, вы не уберете эти игрушки, пока я считаю до двадцати. Раз, два, три - ой, наверно, я буду победителем... Ой нет, они убирают еще и еще, а я всего четыре говорю...». Главное - давайте детям выиграть.