Просмотр содержимого документа
«Какого цвета праздник Пасхи.»
Работу выполнила
ученица – 5 го класса
Рябикова Женя
2012 год
- 1.Познакомиться с историей праздника
- 2.Изучить традиции
- 3.Проследить, как в произведениях литературы и изобразительного искусства отражены традиции празднования главного христианского праздника
- Пасха – самый значимый праздник, который празднуют православные христиане
- Христос победил смерть. Своей смертью и воскресением Он привел к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом неоспоримым и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного Воскресения
Христос воскрес после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства
Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства смерти.
«Слово "Пасха", – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает "прехождение"
- Главенствующее место в пасхальной обрядности отводится крашеному яйцу – символу Пасхи. Его и едят первым за пасхальным столом, и дают родным, соседям, пришедшим поздравить, берут с собой, когда идут в гости, обязательно раздают нищим и оставляют в церкви
- Существует также обычай дарения крашеных яиц, за которым следует христосование
- Обычай красить яйца пришел к нам из языческих времен. Светлое Христово Воскресенье приходилось на дни весеннего праздника, когда люди славили Солнце как символ пробуждения новой жизни после долгой зимы. Поэтому первоначально яйца красили только в "ярый" – красный цвет, потому что именно этот цвет отождествляли с Солнцем – Ярилой, как его ещё называли
По Преданию, после воскрешения Христа, Мария Магдалина прибежала во дворец императора Тиберия и поднесла ему в подарок яйцо как символ Воскресения Христа. Император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным.
Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный , как цвет жизни и победы
Согласно другим преданиям , капли крови распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твердыми, как камень.
Горячие слезы Богоматери, рыдавшей у подножия креста, упали на эти кроваво-красные яйца и оставили на них следы в виде прекрасных узоров и цветных крапинок.
Когда Христа сняли с креста и положили в гроб, верующие собрали Его слезы и поделили их между собой. А когда пронеслась. радостная весть о Воскресении, они приветствовали друг друга словами: «Христос воскрес!» и при этом передавали из рук в руки Христовы слезы.
После Воскресения обычай этот строго соблюдается первыми христианами, и знамение величайшего чуда — слезы-яйца — строго хранились у них и служили предметом радостного дара в день Светлого Воскресения
- Если «копнём чуть глубже», то выяснится, что издревле птичьи яйца считались символом перерождения, символом жизни. Традиция их крашения пришла в Европу из Древнего Египта и не менее древнего Китая.
- Радостное пасхальное приветствие напоминает нам о восторге учеников Христа, внезапно узнавших о Воскресении Его. Обычай говорить "Христос Воскресе!" и слышать ответ "Воистину воскресе!", а также взаимное целованье – это память всеобщего прощения, примирения и любви.
- Писанки" в старину нередко представляли собой настоящие шедевры. Сложилась художественная традиция, появились коллекции сахарных, шоколадных, деревянных, стеклянных, серебряных и даже золотых яиц с украшением из драгоценных камней. Красить яйца необходимо в чистый четверг, так же как и готовить "четверговую" соль, которая потом будет использована для посола кушаний, которые готовятся к Пасхе.
- Всем известен самый распространенный способ окраски яиц – в луковой шелухе.
- Но получают и разноцветные яйца, мозаичные или мраморные.
- Яйца, окрашенные любым способом, называются "крашенки", а расписанные узорами – "писанками".
- На Пасху на Руси крашеные яйца принято было укладывать на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника.
- Крашеные яйца не только подают к праздничному пасхальному столу, их принято было дарить друг другу всю Пасхальную неделю.
- Яйцо издревле было символом нарождающейся и обновляющейся жизни. На этом представлении основано множество обычаев, существовавших у разных народов.
- Например, в России в некоторых местностях закладывали в фундамент строящегося дома яйцо, чтобы спорилась работа у строителей, а счастье и благополучие не покинули его будущих хозяев.
- После окраски яиц можно затем их разрисовать пищевыми красками – ставим на подставку и рисуем кисточкой что хотим.
- Если перед варкой мокрые яйца обвалять в сухом рисе,– получим рисунок в крапинку
- Для изготовления писанки используют пчелиный воск, который наносится рисунком на скорлупу, затем яйцо опускают в краситель.
- Чтобы получить особенно сложный и многоцветный узор, используют несколько красок, и перед каждым погружением на поверхность скорлупы наносят новый восковой контур, под которым сохраняется предыдущий цвет.
ё
- На пасхальных народных гуляньях часто устраивались игры с яйцами. Например, в деревнях "катали" яйца. Выбирали небольшой ровный участок земли, утаптывали, чтобы получилась ровная площадка. В земле делали неглубокие лунки. Каждый из участников приносил свои расписные яйца, которые раскладывали по лункам. Задачей каждого участника было выкатить понравившееся ему яичко из лунки - тогда он становился победителем. Яйца выкатывали с помощью специального тряпочного мяча со сплющенными боками, похожего на колесо.
- Для всех христиан Пасха - это прежде всего праздник воскресения Христова . Христос воскрес из мертвых и нам дает надежду на воскресение! Всякий человек, верующий в Него, не погибнет, но будет иметь жизнь вечную на небесах. Слава Нашему Господу за это! Пускай в праздник Пасхи у вас на первом месте будут не куличи и крашенные яйца, а воскресший Христос!
- Коломейцева Т. Перед Пасхой//ж. Божий мир – 2004 - №2 – с.15 - 17
- Мещерякова Н. Дорого яичко ко Христову дню//ж. Божий мир – 2005 - №2 – с. 12 – 14
- Опочинин Е. Царские писанки//ж. Божий мир – 2005 - №2 – с. 8 – 11
- Светлая Пасха//г. Согласие – 2012 - №4 – с.8; 17
- Севастьянов А. Враги//ж. Божий мир – 2004 - №2 – с.28 – 29