№ урока/№ урока в теме | Сроки проведения | Тема (раздел) | Виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Формы контроля |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Повторение (3 часа) |
1-/1- | 1 | Синтаксис. Основные принципы русской пунктуации | . Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему | Научиться применять алгоритм проведения пунктационногоразбора,конструирования сложных предложений | Работать с учебной и справочной литературой. Обобщать знания о языке, полученные в 5-9 классах. Видеть признаки русского языка как национального, межнационального, мирового. | Формировать знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формировать сознание того, что русский язык – важнейший показатель культуры человека. | Устный опрос |
2-2 | 2 | К.Р Входная Контрольная работа | Тестирование. Выполняют контрольную работу в тестовой форме. | Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения пробелов в изученных темах | Пишут контрольный диктант. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и проектной деятельности | |
3-/3- | 3 | Словосочетание как синтаксическая единица | Распознают словосочетание в составе предложения. Конструируют словосочетания, опираясь на схему. Дифференцируют слова и словосочетания. Распределяют словосочетания по значению и структуре. | Научиться характеризовать словосочетание как единицу синтаксиса Научиться производить синтаксический разбор | Распознают словосочетание в составе предложения. Конструируют словосочетания, опираясь на схему. Дифференцируют слова и словосочетания. Распределяют словосочетания по значению и структуре. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и проектной деятельности | |
Синтаксис и пунктуация (22 часа) |
4- | 3-4 | Предложение как синтаксическая единица. Типы предложений. | Исследуют языковой материал. Сопоставляют порядок слов в предложениях на разных языках. Сравнивают порядок слов в разных предложениях и делают вывод. Выписывают предложения с обратным порядком слов. Работают со схемой как зрительной опорой для самостоятельных наблюдений. Знакомятся с теоретическими сведениями. Читают этимологическую справку о словах интонация, пауза. Наблюдают и делают выводы об интонации и паузах в предложениях. Воссоздают ситуации, требующие разной интонации. Придумывают ситуации, в которых могут быть использованы предложения. Пишут интонационный диктант. Наблюдают за звучащей речью (по телевидению, радио) и корректируют её интонационные недочёты. Анализируют таблицу. | Научиться характеризовать предложение как единицу синтаксиса Научиться использовать схемы как способы для наблюдения за языковым явлением | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Формирование бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности | |
5 | | Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. | Развивают навык выразительного чтения. Усваивают правило употребления тире между подлежащим и сказуемым. Анализируют способ выражения грамматической основы в предложениях. Активизируют знания из области стилистики. Готовят устное сообщение на заданную тему. Анализируют предложения, находя в них грамматическую основу, отмечая особенности интонации, объясняя постановку тире, сопоставляя сведения о типах сказуемого. Составляют высказывания о знаменитых людях. Пишут диктант | Научиться использовать схемы как способы для наблюдения за языковым явлением | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетической структуры слова | Уважительное отношение к родному языку, гордость за него | Беседа, проблемные задания. Проверочная работа на морфемный разбор слов. |
6 | | Предложение с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. | Осознают условия однородности членов предложения. Производят наблюдение за языковым явлением (сравнивают черновую и окончательную редакции одного из предложений А.С. Пушкина «Цыганы»). Читают предложения с нулевой интонацией. Указывают средства связи между однородными членами. Выполняют упражнение по развитию речи, составляют текст на одну из предложенных тем, употребляя однородные члены. Выписывают из учебников по естественным наукам предложения с однородными членами. Пишут диктант, объясняя правописание пропущенных букв и употребление знаков препинания. | Научиться устанавливать однородность членов предложения | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Беседа, проблемные задания. |
8 | | Обособленные определения и приложения | Понимают сущность и общие условия обособления. Выделяют запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Обозначают паузы, которые выделяют обособленные члены. Списывают текст, подчёркивая грамматические основы сложных предложений. | Научиться определять обособленные члены по их грамматическим признакам | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | |
9 | | Обособление обстоятельства | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными обстоятельствами. Читают тексты, записывают их, графически обозначая обособленные обстоятельства. Указывают обращения. Читают зарисовку писателя Ю. Олеши, формулируют главную мысль. Выписывают предложения с обособленными обстоятельствами, определениями и приложениями. Указывают, в каких предложениях они являются однородными. Находят ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами и записывают предложения в исправленном виде. | Научиться применять правила обособления обстоятельств | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: формировать ситуацию caморегуляции, т. е. операционального опыта (учебных знаний и умений). Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольных заданий | Стремление к речевому самосовершенствованию | |
|
|
10 | | Обособленные дополнения | Объяснять языковые явления процессы связи и отношения выявляемые в ходе составления лингвистического рассуждения | Научиться применять правила обособления определений | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: формировать ситуацию caморегуляции, т. е. операционального опыта (учебных знаний и умений). Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольных заданий | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и творческой деятельности | |
11 | | Знаки препинания при уточняющих, пояснительных членах | Выписывают из текста предложения с уточняющими членами.Выполняют упражнение по развитию речи: составляют рассказ о каком-либо изобретении, используя обособленные члены предложения. | Научиться применять алгоритм правила обособленных уточняющих членов предложения. | Производят письменный и устный синтаксический разбор предложений, осложнённых обособленными членами читают и списывают текст, расставляя пропущенные запятые. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и проектной деятельности | Заполняют таблицу примерами словосочетаний разных видов. |
12 | | Знаки препинания при сравнительном обороте | Выписывают из текста предложения со сравнительным оборотом Выполняют упражнение по развитию речи: составляют рассказ о каком-либо изобретении, используя обособленные члены предложения. | Научиться применять алгоритм правила обособления сравнительного оборота | Производят письменный и устный синтаксический разбор предложений, осложнённых обособленными членами читают и списывают текст, расставляя пропущенные запятые. | | |
|
13 | | Р.р. Определение темы и освещение проблем текста | Уметь определять смысловую связь частей текста, способы сцепления предложения, характеризовать синтаксические конструкции, порядок слов, создавать текст, учитывая речевую ситуацию, характер адресата речи, выбирать способ воздействия на адресат | Понятие текста, композиция текста, смысловая связь частей текста | Регулятивные: умение оценивать результаты своей и чужой работы над текстом (рецензирование). Познавательные: умение анализировать текст, составлять текст. Коммуникативные: «удерживать» логику повествования, приводить обоснованные доказательства | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе | Представление проектов по изученной теме «Мой любимый цветок», включающее описание с использованием причастий и причастных оборотов. |
14 | | Знаки препинания при обращениях и междометиях | Выписывают текст с выделением обращений знаками препинания, обозначают графически обращения, чертят схемы с обозначением местоположения обращений. | Научиться определять обращение,в том числе распространенные | Формирование устойчивой мотивации к закреплению изученного | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и проектной деятельности | |
15 | | К.Р Административная контрольная работа | Тестирование. Выполняют контрольную работу в тестовой форме. | Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения пробелов в изученных темах | Формирование устойчивой мотивации к закреплению изученного | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и проектной деятельности | Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности |
16 | | Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях | Выписывают текст с постановкой знаков препинания при вводных словах. Выделяют вводные слова в текст и расставляют знаки препинания, указывают значения слов. Готовят высказывание типа рассуждения на заданную тему с последовательным изложением аргументов с помощью вводных слов. Переписывают текст, заменяя вводные слова и сочетания слов вводными предложениями. Определяют части речи. | Научиться применять правило выделения вводных конструкций | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: формировать ситуацию caморегуляции, т. е. операционального опыта (учебных знаний и умений). Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольных заданий | Стремление к речевому самосовершенствованию | |
17 | | Р.р. Способы определения авторской позиции, выражение собственного и его аргументация | Работают со специально подобранным иллюстративным материалом (видеозапись, презентация). Читают текст и сопоставляют публицистическое описание двух картин с изображением памятника. Делятся своими впечатлениями с помощью презентации. Пишут сочинение – публицистическое описание двух картин с изображением одного и того же памятника. | . Научиться составлять текст –описание памятника культуры публицистического стиля | Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности по алгоритму выполнения | Стремление к речевому самосовершенствованию | |
18 | | Сложные предложения, основные группы ССП, знаки препинания в ССП | Понятие о сложносочинённом предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения. | Знать грамматические признаки ССП, его строение , уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, правильно ставить знаки препинания, конструировать предложения по схемам. | | Стремление к речевому самосовершенствованию | |
19 | | Основные группы СПП. Знаки препинания в СПП с одним придаточным | Главная и придаточная части предложения, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое). Средства связи частей СПП. Знаки препинания в СПП | Уметь определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять знаки препинания, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять ССП | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: формировать ситуацию caморегуляции, т. е. операционального опыта (учебных знаний и умений). Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольных заданий | Стремление к речевому самосовершенствованию | |
20 | | Знаки препинания в СПП с несколькими придаточным | Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов | Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синонимичная замена предложений | Регулятивные: умение составлять вопросный план текста. Познавательные: умение работать по таблице учебника, самостоятельно усваивать новый материал; Коммуникативные: умение задавать вопросы. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и проектной деятельности и конструированию предложений | |
21 | | Знаки препинания в БСП | Знать грамматические признаки БСП, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. Знаки препинания | Регулятивные: умение составлять вопросный план текста. Познавательные: умение работать по таблице учебника, самостоятельно усваивать новый материал; Коммуникативные: умение задавать вопросы. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и проектной деятельности и конструированию предложений | |
22 | | Знаки препинания в предложениях с разными видами связи | Знать структурные особенности сложных предложений с разными видами связи, уметь распознавать сложные конструкции, составлять схемы | Структурные особенности сложных предложений с разными видами связи | Регулятивные: умение соотнести план сочинения с написанной работой, выявить ошибки. Познавательные: уметь выявлять особенности разных объектов в процессе их рассмотрения. Коммуникативные: умение писать сочинение, используя информацию, полученную из разных источников. | | |
23 | | Р.р. Сочинение-рассуждение по тексту (задание С) | | | | | |
24 | | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при цитатах | | | Регулятивные: умение соотнести план сочинения с написанной работой, выявить ошибки. Познавательные: уметь выявлять особенности разных объектов в процессе их рассмотрения. Коммуникативные: умение писать сочинение, используя информацию, полученную из разных источников. | | |
25 | | К.Р. Итоговое тестирование | Тестирование. Выполняют контрольную работу в тестовой форме. | Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения пробелов в изученных темах | | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и проектной деятельности и конструирования в ходе решения общей проблемы | |
Культура речи (2 часа) |
26 | | Р.Р Норма литературного языка. | | Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, Уметь производить сопоставительный анализ слов, имеющих в корне омонимы, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, определять основные способы словообразования, безошибочно писать с опорой на морфемно-словообразовательный анализ, использовать лингвистические словари | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: формировать ситуацию caморегуляции, т. е. операционального опыта (учебных знаний и умений). Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольных заданий | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий: выполнение заданий теста, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | |
27 | | Р.Р Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь | | | Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы | Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к диагностической деятельности | |
| | | | | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения морфологического разбора слова, анализа текста | Стремление к речевому самосовершенствованию | |
Стилистика. (3 часа) |
28 | | Стиль. Классификация функциональных стилей. | | | Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы | Формирование интереса к аналитической деятельности | |
29 | | Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи | Тестирование. Выполняют контрольную работу в тестовой форме. | Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения пробелов в изученных темах | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения морфологического разбора слова, анализа текста | Формировать навыки самоанализа и самоконтроля | |
30 | | Анализ текстов разных стилей и жанров. | | | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения морфологического разбора слова, анализа текста | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и проектной деятельности и конструирования в ходе решения общей проблемы | |
Из истории русского языкознания. (2 часа) |
31-32 | | Из истории русского языкознания | . | восполнения пробелов в изученных темах | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения морфологического разбора слова, анализа текста | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | |
| | | Анализируют исходный текст. Пишут сочинение-рассуждение | Уметь писать сочинение определенного типа | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения морфологического разбора слова, анализа текста | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и проектной деятельности и конструирования в ходе решения общей проблемы | |
Повторение и систематизация изученного материала. (2часа) |
33-34 | | Обобщающее повторение | Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание в виде рассуждения (устно), письменно объяснять с помощью графических символов; правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функцию знаков препинания в предложении | Уметь распознавать изученные части речи на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли; использовать в речи, соблюдая нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения морфологического разбора слова, анализа текста | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и проектной деятельности и конструирования в ходе решения общей проблемы | |