Министерство здравоохранения Челябинской области
ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»
Рассмотрено на заседании цикловой предметной комиссии УТВЕРЖДАЮ
и рекомендовано к утверждению заместитель директора по УР
Председатель цикловой комиссии
___________________________ __________________________
«____»______________2020 г «_____»________________2020г
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
на III –IV семестр 2020- 2021 учебного года
Фармакология
Преподаватель: Дворцова С.Н.
Курс I
Специальность: Сестринское дело 34.02.01
Очно-заочное отделение
№ | Распределение учебного времени | Максимальное количество часов | Обязательная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Практика |
Всего | В т.ч. лабораторные работы и практические занятия | В т.ч. курсовые работы | Учебная практика | Производственная практика |
1 | Всего часов по учебному плану | 150 | 64 | 44 | | 86 | - | |
2 | Запланировано на III семестр | 22 | 14 | 8 | | 8 | - | - |
3 | Запланировано на IV семестр | 128 | 50 | 36 | | 78 | - | - |
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО Сестринское дело. 34.02.01
и соответствующих компетенций:
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Формой аттестации по учебной дисциплине является комплексный экзамен.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
1.2 Требования к уровню подготовки выпускника в соответствии с Государственным Образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности «Сестринское дело»
Учебно-воспитательные цели и задачи:
Основная цель курса – заложить основы фармакологической компетентности специалиста-медика о применении лекарственных средств при определенных патологических состояниях, исходя из особенностей фармакодинамики и фармакокинетики препаратов.
Знать:
- лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;
- основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам; побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;
- правила заполнения рецептурных бланков;
Уметь: -
- выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы;
- находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;
- ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств; применять лекарственные средства по назначению врача;
- давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств;
.Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании на циклах усовершенствования по специальности лечебное дело, скорая и неотложная помощь, семейный фельдшер, фельдшер образовательных учреждений.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего 150 часа. В том числе: максимальной нагрузки обучающегося 150 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часов; самостоятельной работы обучающегося 86 часов;
учебной практики нет; производственной практики нет
2. результаты освоения дисциплины Результатом освоения программы дисциплины является овладение обучающимися:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы; | Методы контроля знаний: блиц-опрос, контроль навыков чтения и письма, тестирование, терминологический диктант, контроль выполнения упражнений, проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы( рефератов,докладов,эссе) |
- находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных | терминологический диктант(блиц-опрос) контроль выполнения упражнений проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы( рефератов,докладов,эссе); |
- ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств; применять лекарственные средства по назначению врача; | тестирование выполнение контрольных заданий, упражнений по номенклатуре и применению лекарственных средств |
- давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств; | тестирование терминологический диктант/ блиц-опрос контроль выполнения упражнений проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы( рефератов,докладов,эссе) |
Знать лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия | контроль выполнения упражнений проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы( рефератов,докладов,эссе) |
- основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам; побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии | контроль выполнения упражнений проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы( рефератов,докладов,эссе, промежуточных и итоговых результатов проекта) |
Промежуточная аттестация в форме комплексного экзамена | Экспертная оценка |
3. условия реализации программы 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Учебный кабинет фармакологии
Оборудование учебного кабинета:
Наглядные пособия : таблицы ,плакаты, слайды, компакт-диски с учебным материалом .
Инструктивно-нормативная документация: государственные требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся по дисциплине, постановления, приказы, инструкции, информационные письма Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации,соответствующие профилю дисциплины;инструкции по охране труда и противопожарной безопасности; перечень информационного и материально-технического оснащении кабинета.
Учебно-программная документация: примерная учебная программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический план
Методические материалы: учебно-методические комплексы, контролирующие и обучающие программы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, схемы логико-дидактических структур, ориентировочных основ действий, контрольно-оценочные средства.
Технические средства обучения:ноутбук,проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники
1.Фармакология : учебник / Н.И. Федюкович, Э.Д.Рубан. – Ростов н/Дону: Феникс, 2017
2.Дополнительные источники
1. Харкевич Д.А., Фармакология с общей рецептурой [Электронный ресурс] : учебник / Харкевич Д.А. - 3-е изд., испр. и доп. - М. :
Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970432020.html
ИздательствоГЭОТАР-Медиа Год издания 2018
Информационные электронные ресурсы: справочники, словари, обучающие и контролирующие программы, тесты для диагностики уровня знаний.
1. Справочник «Регистр лекарственных средств России®» режим доступа: http:// www.rlsnet.ru
Календарно-тематический план
Очно-заочное отделение
Разделы | Тема лекции | Всего обязат. аудиторная нагрузка | № лекции | Теория часы | Тема практического занятия | № практики | Практика часы | Самостоятельная работа | Максимальная учебная нагрузка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Фармакология | | 64 | | 20 | | | 44 | 86 | 150 |
Раздел 1. .Рецептура Раздел 2. Общая фармакология Раздел 3 Частная фармакология | | | | | | | | | |
1 семестр | 8 | | 10 | 9 | 27 |
1.1.Предмет и задачи фармакологии .Понятие о лекарствах.Общие правила выписывания рецептов | | 1. | 2 | Твёрдые, мягкие лекарственные формы». | 1 | 2 | 2 | 3 |
1.2.Лекарственные формы Твёрдые ЛФ Мягкие ЛФ Жидкие ЛФ | | 2. | 2 | «Жидкие лекарственные формы» «Лекарственные формы для иньекций» | 2. | 2 | 2 | 3 |
Основные понятия о фармакодинамике. Основные процессы фармакокинетики. | 3. | 2 | 1 | 3 |
| | | 2 | Осложнения медикаментозной терапии | 4. | 2 | 2 | 6 |
| | | | Основные группы антибиотиков, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания. | 5. | 2 | 1 | 3 |
2.1Основные понятия о фармакодинамике. Основные процессы фармакокинетики | | 3 | | Основные группы синтетических противомикробных средств. | 6. | 2. | 2 | 6 |
Основные группы антисептиков, | 7 | 2 | 1 | 3 |
3.1.Противомикробные, противовирусные, противопаразитарные средства | | 4 | 2 | Противотуберкулезные, противоспирохетозные, противопротозойные, противомикозные, противовирусные средства | 8. | 2 | 2 | 6 |
Группы лекарственных средств, влияющих на афферентную нервную систему,. | 9. | 2 | 1 | 3 |
Тема 3.2. Лекарственные средства с преимущественным действием на периферическую нервную систему | | 5 | 2 | Группы лекарственных средств, влияющих на эфферентную нервную систему | 10. | 2 | 2 | 6 |
Тема 3.3. Лекарственные средства с преимущественным влиянием на центральную нервную систему | | 6. | 2 | Анальгетики наркотические и ненаркотические | 11. | 2 | 2 | 6 |
| Тема 3.4. Средства, влияющие на функции исполнительных органов.Средства ,влияющие на функции органов дыхания.Мочегонные средства. | | 7 | 2 | Противоэпилептические. Противопаркинсонические. Снотворные. Седативные. Психотропные. Нейролептики. Антидепрессанты. Ноотропы. Психостимуляторы | 12. | 2 | 2 | 6 |
Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания | 13. | 2 | 1 | 3 |
Тема 3.5. Средства,влияющие на сердечно-сосудистую систему | | 8 | 2 | Диуретики. Салуретики. Калийсберегающие диуретики. Осмотические диуретики | 14. | 2 | 2 | 3 |
Тема 3.6. Средства ,влияющие на систему пищеварения.Маточные средства | | 9 | 2 | Кардиотонические и антиаритмические препараты | 15. | 2 | 2 | 3 |
Тема 3.7. Средства ,действующие на обменные и типовые патологические процессы | | 10. | 2 | Антигипертензивные и антиангинальные средства | 16. | 2 | 2 | 3 |
| Средства, влияющие на желудочно-кишечный тракт | 17 | 2 | | 4 |
Маточные средства | 18 | 2 | | 3 |
Препараты гормонов и их синтетические аналоги | 19 | 2 | | 4 |
Витаминные препараты и иммуностимулирующие средства | 20 | 2 | | 3 |
Лекарственные средства, влияющие на систему крови, плазмозаменители | 21 | 2 | | 3 |
Противоопухолевые средства, противоаллергические средства | 22 | 2 | | 3 |
| | | | | | | | |
Итого | | | 20 | | | 44 | | 86 |
9