№ | Тема, краткое содержание урока | Количество часов | Дата | Форма организации познавательной деятельности детей | Формы контроля |
1 | Пейзаж родной земли. Многоплановость. Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа своей родной стороны. Выявление его особой красоты. | 1 | 01.09-06.09. | Индивидуальная, парная | Диалог, загадки, рисунок |
2-3 | Образ традиционного русского дома (избы) Знакомство с конструкцией избы, значения ее частей. | 2 | 08.09-20.09 | Индивидуальная | Диалог, загадки, изделие |
4 | Украшения деревянных построек и их значение Единство в работе "Трех Мастеров". Магические представления как поэтические образы мира. Изба – образ лица человека; окна – очи дома – украшались наличниками; фасад – "чело" – лобной доской, причелинами. Украшение "деревянных" построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально-коллективно). Дополнительно – изображение избы (гуашь, кисти). | 1 | 22.09-27.09 | Групповая, колективная | Диалог, загадки, общий рисунок |
5-6 | Деревня – деревянный мир Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни. Коллективное панно или индивидуальная работа. | 2 | 29.09-11.10 | Индивидуальная | Диалог, рисунок, изделие |
7 | Образ красоты человека У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Традиционная одежда это выражает. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о единстве могучей силы и доброты – добрый молодец. В образе женщины понимание ее красоты всегда выражает способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота – тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы – счастья (лебедушка). | 1 | 13.10-18.10 | Индивидуальная, парная, групповая | Диалог, рисунок |
8-9 | Народные праздники Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни. Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы. | 2 | 20.10-31.10 | Индивидуальная, парная, групповая | Диалог, рисунок |
10 | Древнерусский город – крепость Задание: изучение конструкций и пропорций крепостных башен. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант. | 1 | 10.11 -15.11. | Индивидуальная, парная, групповая | Диалог, рисунок |
11 | Древние соборы Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика. Постройка из бумаги. Коллективная работа. | 1 | 17.11-22.11 | Индивидуальная, групповая | Диалог, рисунок, изделие |
12 | Древний город и его жители Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение "постройки" древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города. | 1 | 24.11-29.11 | Индивидуальная, парная, групповая | Диалог, рисунок |
13 | Древнерусские воины – защитники Изображение древнерусских воинов княжеской дружины. Одежда и оружие. | 1 | 01.12-06.12 | Индивидуальная, парная, групповая | Диалог, рисунок |
14 | Древние города Русской земли Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль и другие. Знакомство со своеобразием разных древних городов. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Виртуальные экскурсии. | 1 | 08.12-13.12 | Индивидуальная, парная, групповая | Диалог, поисковый продукт |
15-16 | Узорочье теремов Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры. Изразцы. Изображение интерьера палаты – подготовка фона для следующего задания. | 2 | 15.12-27.12 | Индивидуальная, парная, групповая | Диалог, рисунок |
17-18 | Образ художественной культуры Японии Изображение природы через детали, характерные для японских художников: ветка дерева с птичкой, цветок с бабочкой, трава с кузнечиками, стрекозами, ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор. | 2 | 12.01-24.01 | Индивидуальная | Диалог, рисунок, продукт коллективной работы |
19-21 | Народы гор, севера и степей. Особенности построек и природы, характерных для жителей севера, гор и степей. | 3 | 26.01-14.02 | Индивидуальная | Диалог, рисунок |
22 | Города в пустыне. Медресе, минареты, мавзолеи, мечети – живая память о мастерах, о народном таланте, духовном богатстве народа Средней Азии. | 1 | 16.02-21.02 | Индивидуальная | Диалог, поисковый продукт, рисунок |
23 | Праздник индийского слона. Неразрывная связь природы и пластических искусств. | 1 | 23.02-28.02 | Индивидуальная | Диалог, изделие |
24-26 | Древняя Эллада. Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Образ греческой природы. Воплощение в представлениях образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума.Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Искусство греческой вазописи. Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков. «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие или Олимпийские игры). | 3 | 02.03-21.03 | Индивидуальная, парная, групповая | Диалог, изделие, поисковый продукт, рисунок |
27-28 | Все народы воспевают материнство У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные и общие всем людям. Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, их ласку, их отношение друг к другу. | 2 | 30.03-11.04 | Индивидуальная | Диалог, рисунок |
29-30 | Все народы воспевают мудрость старости Есть красота внешняя и внутренняя. Красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений. Задание на изображение любимого пожилого человека. Стремление выразить его внутренний мир. | 2 | 13.04-25.04 | Индивидуальная, парная | Диалог, рисунок |
31-32 | Сопереживание – великая тема искусства С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. | 2 | 27.04-09.05 | Индивидуальная, парная | Диалог, рисунок |
33 | Герои, борцы и защитники В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения искусства – живописи, скульптуры, музыки, литературы – посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою по выбору автора (ребенка). | 1 | 11.05-16.05 | Индивидуальная, парная, групповая, проектная | Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта |
34 | Искусство народов мира (обобщение темы) Итоговая выставка работ. Открытый урок для родителей, учителей. Обсуждение. | 1 | 18.05-23.05 | Индивидуальная, парная, групповая, проектная | Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта |