№ п/п | Кол-во часов по темам | Тема урока | Домашнее задание | Дата |
1 | 1 | Введение. 1ч. | Подготовить пересказ учебной статьи по плану, выписать 2 – 3 пословицы в тетрадь. | 02.09 |
Книга в духовной жизни человек |
Устное народное творчество 10ч. | Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам | 04.09 |
2 | 1 | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. |
3. | 2 | Детский фольклор | Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника). На отдельном листе написать одну скороговорку и нарисовать к ней рисунок. | 06.09 |
4. | 3 | Сказка как особый жанр фольклора | Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8 – 10). Инд. зад.: подготовить рассказы об И.Билибине и В.Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором | 09.09 |
5. | 4 | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой | Подготовить выразительное чтение сказки «Царевна-лягушка». Подготовить ответы на 2-3-й вопросы учебника (с. 26). | 11.09 |
6. | 5 | Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы | Подготовить ответы на 5 – 6-й вопросы учебника (с. 26). | 13.09 |
7. | 6 | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Поэтика волшебной сказки | Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке. Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка». Инд. зад.: прочитать другой вариант сказки «Царевна-лягушка» | 16.09 |
8. | 7 | Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок | Прочитать по учебнику сказку «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» | 18.09 |
9. | 8 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. | Подготовить ответы (устно) на 2- 6-й вопросы учебника (с. 38). | 20.09 |
10. | 9 | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки. | Подготовить выразительное чтение или пересказ русских народных сказок: о жи-вотных, бытовой, нари-совать иллюстрации | 23.09 |
11. | 10 | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» | Подготовить вопросы для конкурса на знание народных сказок, иллюстрации к сказкам. Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок (А. Афанасьев, Л.Толстой, В.Аникин) | 25.09 |
. | 1 | Древнерусская литература 2ч | Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 27.09 |
12 | | Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» |
13. | 2 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. | Подготовить рассказы о М.В.Ломоносове, выра-зительное чтение наизусть сонета С.И.Стромилова «Ломоносов» и стихотворе-ние Н.А.Некрасова «Школьник» | 30.09 |
| 1 | Литература 18 века 1ч | Подготовить выразительное чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» | 02.10 |
14 | | М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» |
| 1 | Русская литература 19 века 45ч. | Подготовить рассказ об И.А.Крылове; читать басни, готовиться к викторине. | 04.10 |
15. | | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр |
16. | 2 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» | Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне». Нарисовать иллюстрацию к басне. | 07.10 |
17. | 3 | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» | Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен. Нарисовать иллюстра-цию к басне «Свинья под дубом» | 09.10 |
18. | 4 | Жанр басни. Повествование и мораль в басне | Читать басни Крылова. Подготовиться к конкурсу. | 11.10 |
19. | 5 | Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. Чтение басен наизусть | Прочитать народную сказку «Журавль и Волк» и басню Крылова «Волк и Журавль» | 14.10 |
20. | 6 | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | Выразительное чтение сказки «Спящая царевна». Подготовить ответы на 2 – 5-й вопросы учебника (с. 79-80) | 16.10 |
21. | 7 | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка) | 18.10 |
22. | 8 | Баллада В.А.Жуковского «Кубок» | Подготовить выразительное чтение баллады В.А.Жуковского «Кубок». Прочитать статью учебника (с. 85). Выучить определение. | 21.10 |
23. | 9 | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок его особенно его беспокоил..» Выписать непонятные слова и выражения. Краткий пересказ отрывка | 23.10 |
24. | 10 | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание | Подготовить выразительное чтение конца сказки (с. 147-151). | 25.10 |
25. | 11 | В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps» | Подготовить выразительное чтение скаки В.М.Гарши-на «Attalea Prinseps» (один из выделенных отрывков | 06.11 |
26. | 12 | «Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения | Прочитать сказки В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница», «То чего не было», «Сказка о жабе и розе», «Сказание о гордом Аггее» | 08.11 |
27. | 13 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…» | Подготовить рассказ об А.С.Пушкине. Вырази-тельное чтение наизусть отрывка «У лукоморья..» или стихотворение «Няня» | 11.11 |
28. | 14 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил | Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны», ответить на вопросы учебника с 3-го по 5-й (с. 108) | 13.11 |
29. | 15 | Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | Подготовить сообщения: 1. Рифма. Способы рифмовки. 2. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Прочитать сказку и дать названия эпизодам до слов: «За невестою своей..» (с. 104) | 15.11 |
30. | 16 | Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность | Озаглавить эпизоды до конца сказки. Выучить наизусть отрывок из сказки. | 18.11 |
31. | 17 | Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки | Прочитать поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» | 20.11 |
32. | 18 | Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» | Прочитать в учебнике статью С.Я.Маршака «О сказках Пушкина» (с. 113-114) | 22.11 |
33. | 19 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» | Подготовить сообщение о поэте, выразительно читать стихотворение | 25.11 |
34. | 20 | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино» | 27.11 |
35. | 21 | Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место» | Подготовить рассказ о Н.В.Гоголе, ответы на 1-й, 2-й, 4-й вопросы учебника (с. 184). Выразительное чтение произведения, пересказ | 29.11 |
36. | 22 | Реальное и фантастическое в сюжете повести | Подготовить пересказ эпизода от лица деда. Прочитать другие повести из сборника «Вечера…» | 02.12 |
37. | 23 | Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Выразительное чтение отрывков, конкурс сообщений | 04.12 |
38. | 24 | «Вечера на хуторе близ Диканьки». Особенности повествования. Юмор. | Подготовиться к тесту. Прочитать статью в учебнике о Н.А.Некрасове. | 06.12 |
39. | 25 | Письменный ответ на вопрос по повести Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Дпканьки» | | 09.12 |
40. | 26 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге» | Выразительное чтение стихотворения «На Волге» | 11.12 |
41. | 27 | «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». «Несжатая полоса». | Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос». Инд. задание: подготовить сообщения по карточкам | 13.12 |
42. | 28 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» | Подготовить выразительное чтение стихотворения. Прочитать статью учебника об И.С.Тургеневе | 16.12 |
43. | 29 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. | Подготовить рассказ о Тургеневе. Прочитать рассказ до конца | 18.12 |
44. | 30 | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение. Письменный ответ на вопрос по рассказу «Муму» И.С.Тургенева | Выписать из текста эпитеты, сравнения, предложения, относящиеся к описанию одного из героев: 1) Гаврилы; 2) Капитона; 3) Татьяны. Составить рассказ об этих героях. Перечитать рассказ с. 222 – с. 233 | 20.12 |
45. | 31 | Герасим и Муму. Счастливый год. | Закончить составление плана. Выписать из всего текста рассказа имена и должности всей челяди. | 23.12 |
46. | 32 | Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. | Письменно ответить на вопрос: как изменила Герасима гибель Муму? Выучить наизусть эпизод «Возвращение Герасима домой» | 25.12 |
47. | 33 | Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению | Выразительное чтение отрывка «А между тем в ту самую пору…»; дописать сочинение | 27.12 |
48. | 34 | Анализ сочинений. Работа над ошибками | Прочитать статью о Фете А.А. | 30.12 |
49. | 35 | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» | Выучить наизусть стихотворение «Весенний дождь» | 13.01 |
50. | 36 | Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | Дочитать рассказ до конца. Подготовить устную ха-рактеристику Дины с использованием цитат. Подобрать материал о Жилине и Костылине. | 15.01 |
51. | 37 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы | Составить сравнительную характеристику героев. Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин» | 17.01 |
52. | 38 | Странная дружба Жилина и Дины. ОДНКНР «Чувства, объединяющие народы» | Написать рассказ от лица Жилина о его знакомстве и дружбе с Диной. Выписать редкие, устаревшие слова и выражения, объяснить их. | 20.01 |
53. | 39 | Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения | Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л.Н.Толстого «Кав-казский пленник»? | 22.01 |
54. | 40 | Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» | Написать сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы» | 24.01 |
55. | 41 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | Подготовить краткий рассказ о Чехове, выразительное чтение рассказа «Хирургия» | 27.01 |
56. | 42 | Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова | Устное сочинение «Мой любимый рассказ А.П.Чехова» | 29.01 |
57. | 43 | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И. Тютчев «Люблю грозу в начале мая». А.Н. Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И. Тютчев. | Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о весне или о лете. | 31.01 |
58. | 44 | Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков. | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворе-ния ф.И.Тютчева «Есть в осе-ни первоначальной…» | 03.02 |
59. | 45 | Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения | Прочитать рассказ И.А.Бунина «Косцы» | 05.02 |
| 1 | Из русской литературы 20 века | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения И.А.Бунина «Помню – долгий зимний вечер…» | 07.02. |
60 | | А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине |
61. | 2 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | Дочитать повесть «В дурном обществе» до конца. Подготовить рассказ о писателе. | 07.02 |
62. | 3 | Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» | Составить рассказы о героях повести: 1) о Васе; 2) о Валеке; 3) о Марусе (сравнить с Соней); 4) о Тыбурции | 10.02 |
63. | 4 | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру. ОДНКНР «Способность к пониманию, сочувствию, готовность прийти на помощь» | Выполнить письменно задание 12 (с. 48 учебника); подготовить выразительное чтение главы «Кукла» и «Заключения» | 12.02 |
64. | 5 | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести | Подготовиться к сочинению | 14.02 |
65. | 6 | Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением. ОДНКНР «Какие ценности есть у человека?» | Написать сочинение «Путь Васи к правде и добру» | 17.02 |
66. | 7 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина | Подготовить рассказ о поэте, выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…» | 19.02 |
67. | 8 | Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства» | Закончить творческую работу, выучить наизусть стихотворение «С добрым утром!» | 20.02 |
68. | 9 | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки | Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка». Выполнить 9-е задание (с. 65) | 26.02 |
69. | 10 | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя | Подготовить рассказ о Степане. Выразитель ное чтение сказа «Мала-хитовая шкатулка» | 28.02 |
70. | 11 | «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова | Читать сказы П.П.Бажова | 02.03 |
71. | 12 | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки | Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой» | 04.03 |
72. | 13 | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки | Выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату или выполнить 8-е задание. Чи-тать «Заячьи лапы» | 06.03 |
73. | 14 | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Письменный ответ на вопрос по рассказу «Заячьи лапы» | Отметить в тексте рассказа «Заячьи лапы» строки, в ко-торых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном | 09.03 |
74. | 15 | Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» | Написать (закончить) сочинение-миниатюру, прочитать сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | 11.03 |
75. | 16 | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» | Повторить роды литературы. Подготовить выразительное чтение своей роли по полному тексту пьесы. | 13.03 |
76. | 17 | Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки | Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Роды и жанры литературы» Выразительное чтение своей роли и рассказ о «своем» персонаже | 16.03 |
77. | 18 | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом | Прочитать рассказ А.П.Платонова «Никита» | 18.03. |
78. | 19 | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» | Подготовить рассказ о писателе,составить пересказ рассказа «Никита» | 20.03 |
79. | 20 | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А.П.Платонова | разделить на пункты третью часть рассказа «Никита»; подготовить рассказ о Никите | 30.03 |
80. | 21 | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои | Подобрать пословицы о труде; прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» (с. 117-146) | 01.04 |
81. | 22 | Человек и природа в рассказе | Составить сложный план к сочинению по теме «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)» | 03.04 |
82. | 23 | Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становле-ние характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)» | Прочитать рассказы В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?», «Бе-логрудка» | 06.04 |
83. | 24 | В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка | | 08.04 |
84. | 25 | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста» | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» | 10.04 |
85. | 26 | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста» | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К.М.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» | 13.04 |
86. | 27 | Великая Отечественная война в жизни моей семьи | презентации | 15.04 |
87. | 28 | Р.к. Война и дети - тема многих сти-хотворений о войне. | Подготовить выразительное чтение стихов | 17.04 |
88. | 29 | Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…» | Подготовить краткий рассказ о Джеке Лондоне; выразительное чтение рассказа «Сказание о Кише» | 20.04 |
89. | 30 | Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..») | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Н.М.Рубцва «Родная деревня» | 22.04 |
90. | 31 | Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы» | Прочитать рассказы С.Черного «Игорь-Робинзон», «Кавказский пленник» | 24.04 |
91. | 32 | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор | Подготовить наизусть стихотворение Ю.Кима | 27.04 |
92. | 33 | С.А.Седов «Жил-был Лёша» | Выразительное чтение сказки | 29.04 |
93. | 1 | Из зарубежной литературы 9ч Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»: верность традициям предков. | Подготовить выразительное чтение баллады «Вересковый мед»; рассказ о писателе | 06.05 |
94. | 2 | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | Написать сочинение «Как мы играли в Робинзона (индейцев, путешественников…)» Прочитать 6 главу из романа «Робинзон Крузо» (с. 188-189) | 08.05 |
95. | 3 | Итоговая промежуточная аттестация. Проверка техники чтения. Г.Х.Андерсен «Снежная королева». Сказочный мир Андерсена. | Письменный ответ на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? Прочитать литературные сказки (А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», Х.К.Андерсена «Огни-во»,Б.Гримм «Белоснежка и семь гномов») | 13.05 |
96. | 4 | Два мира сказки «Снежная королева». ОДНКНР «Дружба, верность, коварство, жестокость в сказке «Снежная королева» Письменный ответ на вопрос по сказке. | Письменно ответить на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? | 15.05 |
97. | 5 | Идея сказки..Победа добра, любви и дружбы над злом. | Пересказ эпизода,творческие задания | 18.05 |
| 6 | Марк Твен.Слово о писателе. « Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. | Прочитать «Приключения Тома Сойера» М.Твена, пересказ эпизодов | 20.05 |
98 | |
99. | 7 | Внутренний мир героев | Сравнить Тома и Сида. Подготовить сообщение «Том и его друзья». Пересказать эпизод игры Тома и Джеда в Робин Гуда. Подготовить краткий рассказ об авторе | 22.05 |
100. | 8 | Том Сойер и его друзья | Ответить письменно на вопрос: каким представляется вам Том, какими чертами характера наделил его автор? | 25.05 |
101. | 9 | Д.Лондон «Сказание о Кише»-повествование о взрослении подростка. | Пересказ по вопросам. презентции | 27.05 |
102. | 1 | Подведение итогов года. Рекомендации на лето. | | 29.05 |