СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование 9 класс по информатике

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование 9 класс по информатике»

п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности учащихся

Планируемые результаты

Дата

Примечание

Предметные

Метапредметные

Личностные

Введение (1 ч.)

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: фронтальная беседа с классом, работа у доски

Научатся: выполнять требования по ТБ

Получат возможность: углубить общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики

Регулятивные:
Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; организация рабочего места, выполнение правил гигиены учебного труда

Познавательные:
формируется способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества

Коммуникативные:
Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания; умение работать с учебником

Формируются умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.



Глава 1. Моделирование и формализация (8 ч)

Входная контрольная работа. Моделирование как метод познания

Тестирование.

Беседа, просмотр презентации «Моделирование как метод познания», работа с тетрадью на печатной основе (р.т.), работа у доски.

Фронтальная, индивидуальная

Научатся: получат представление о модели, моделировании, цели моделирования, форматировании;

Различать натуральные и информационные модели;

Приводить примеры моделей для реальных объектов и процессов.

Получат возможность научиться различать образные, знаковые и смешанные информационные модели;

Осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные с точки зрения моделирования;

Оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования

Регулятивные:

планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия случае расхождения ожидаемого результата и его реального продукта.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Адекватная мотивация учебной деятельности. Понимание роли информационного моделирования в условиях развития информационного общества



Анализ входной контрольной работы.

Знаковые модели

Работа с презентацией «Знаковые модели».

Интерактивное задание «Изучение закона сохранения импульса», игра «Равноплечий рычаг»

Исследовательская

Индивидуальная, фронтальная

Научатся: получат представление о сущности и разнообразии знаковых информационных моделей;

Работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей.

Получат возможность научиться: определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

Исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:

владение информационным моделированием как важным методом познания;

формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным;

исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека;

Представление о сферах применения информационного моделирования.



Графические информационные модели.

Практическая работа №1 «Построение графических моделей»

Просмотр презентации «Графические информационные модели».

Фронтальный опрос, работа у доски, практическая работа.

Фронтальная, парная

Научатся: получат представление о сущности и разнообразии графических информационных моделей

Получат возможность научиться: создавать графические информационные модели в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов.


Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Познавательные:

владение информационным моделированием как важным методом познания;

поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;

умение выполнять построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

представление о сферах применения информационного моделирования



Табличные информационные модели.

Практическая работа №2 «Построение табличных моделей»

Презентация «Табличные информационные модели».

Фронтальный опрос, работа у доски и в тетрадях, практическая работа

Фронтальная, индивидуальная, парная

Научатся: получат представление о сущности и разнообразии табличных информационных моделей; использовать таблицы при решении задач, строить и исследовать табличные модели.

Получат возможность научиться: определять различия между таблицами типа «объект-объект» и «объект-свойство», определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи.

Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация труда

Познавательные: получать и обрабатывать информацию

Коммуникативные: умение слушать и слышать, рассуждать, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Представление о сферах применения информационного моделирования; адекватная мотивация учебной деятельности



База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

Практическая работа №3 «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы»


Научатся: получат представление о сущности и разнообразии информационных систем и баз данных

Получат возможность научиться: видеть различие между иерархическими, сетевыми и реляционными БД.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

преобразовывать практическую задачу в учебную.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные: владение монологической и диалогической речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека.

Актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности.







Контрольная работа №1 за 1 четверть.

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

Практическая работа №3 «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы»

Презентация «База данных как модель предметной области».

Проверочная работа, работа у доски и в тетрадях, практическая работа.

Индивидуальная, фронтальная, парная

Научатся: получат представление о сущности и разнообразии информационных систем и баз данных

Получат возможность научиться: видеть различие между иерархическими, сетевыми и реляционными БД.



Анализ контрольной работы.

Система управления базами данных.

Практическая работа №4 «Проектирование и создание однотабличной базы данных».

Презентация «Система управления базами данных».

Работа с учебником, выполнение заданий в тетрадях, практическая работа.

Индивидуальная, фронтальная, парная

Научатся: получат представление о функциях СУБД, основных объектах СУБД;

приобретут простейшие умения создания однотабличной БД

Получат возможность научиться: редактировать структуру таблицы



Работа с базой данных. Запросы на выборку данных.

Практическая работа №5 «Работа с учебной базой данных»

Проверочная работа

Практическая работа

Индивидуальная, парная

Научатся: создавать и использовать однотабличные БД

Получат возможность научиться: реализовывать запросы на выборку в БД


Регулятивные: контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: способность видеть инвариантную сущность внешне различных объектов;

Выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.



Глава 2. Алгоритмизация и программирование (8ч.)

Решение задач на компьютере.

Презентация «Решение задач на компьютере». Работа с учебником, выполнение заданий у доски и в тетрадях.

Фронтальная, индивидуальная.

Научатся: получат представление об основных этапах решения задачи на компьютере

Получат возможность научиться: выбирать подходящий способ для решения задачи

Регулятивные: формирование алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и т.д.);

умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков;

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности.

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности



Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.

Практическая работа №6 «Написание программ, реализующих алгоритмы заполнения и вывод одномерных массивов»

Презентация «Одномерные массивы целых чисел».

Фронтальный опрос, работа с учебником, выполнение заданий в тетрадях, практическая работа.

Фронтальная, индивидуальная, парная

Научатся: получат представление о понятиях «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»;

умение описывать, заполнять и выводить массив.

Получат возможность научиться: сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.


Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации.

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве




Вычисление суммы элементов массива.

Практическая работа №7 «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива»


Фронтальный опрос, практическая работа.

Фронтальная, индивидуальная

Научатся: разрабатывать и записывать на языке программирования алгоритмы по обработке одномерного массива

Получат возможность научиться: исполнять циклические программы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов; суммирование элементов с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами)



Последовательный поиск в массиве.

Практическая работа №8 «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве»

Фронтальный опрос, практическая работа.

Фронтальная, индивидуальная

Научатся: разрабатывать и записывать на языке программирования алгоритмы по обработке одномерного массива

Получат возможность научиться: исполнять циклические программы обработки одномерного массива чисел (определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.)



Сортировка массива.

Практическая работа №9 «Написание программ, реализующих алгоритмы сортировки в массиве»

Фронтальный опрос, практическая работа.

Фронтальная, индивидуальная

Научатся: разрабатывать и записывать на языке программирования алгоритмы по обработке одномерного массива

Получат возможность научиться: исполнять циклические программы обработки одномерного массива чисел (упорядочение элементов массива по заданным правилам)




Контрольная работа №2 за 2 четверть.

Конструирование алгоритмов.

Просмотр и разбор презентации «Конструирование алгоритмов».

Фронтальный опрос, работа у доски и выполнение заданий в тетрадях.

Фронтальная, индивидуальная

Научатся: получат представление о методах конструирования алгоритма;

Представлять план действий формального исполнителя по решению задачи укрупненными шагами (модулями).

Получат возможность научиться: осуществлять детализацию каждого из укрупненных шагов формального исполнителя с помощью понятных ему команд.



Анализ контрольной работы.

Запись вспомогательных алгоритмов на языке программирования.

Практическая работа №10 «Написание программ, содержащих вспомогательные алгоритмы»

Фронтальный опрос, практическая работа.

Фронтальная, индивидуальная, парная

Научатся: получат представление о способах записи вспомогательных алгоритмов в языке программирования;

Различать виды подпрограмм (процедура и функция).

Получат возможность научиться: разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие вспомогательные алгоритмы.



Алгоритмы управления.


Актуализация знаний по изученной теме. Выполнение заданий контрольной работы.

Фронтальная, индивидуальная

Научатся: получат представление о понятии управления, объекте управления, управляющей системе, обратной связи

Получат возможность научиться: записывать алгоритмы управления формальным исполнителем с помощью понятных ему команд;

Записывать алгоритмы управления на языке программирования).

Регулятивные: контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: способность видеть инвариантную сущность внешне различных объектов;

Выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности



Глава 3. Обработка числовой информации (6ч)

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.

Практическая работа №11 «Основы работы в электронных таблицах»

Фронтальный опрос, практическая работа.

Фронтальная, индивидуальная, парная

Научатся: получат представление о назначении и интерфейсе электронных таблиц, о типах данных, обрабатываемых в электронных таблицах.

Получат возможность научиться: подготавливать электронную таблицу к расчетам, создавать структуру таблицы и заполнять ее данными.

Регулятивные:

- формирование информационной и алгоритмической культуры;

-формирование алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.);

- умение формулировать проблему и находить способы ее решения;

- умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата; - умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах и графиках;

- овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения.

Познавательные: умение отображать учебный материал, выделять существенное, формирование обобщенных знаний;

Умение структурировать знания;

Рефлексия способов и условий действия, контроль оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

умение адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности;

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.



Представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ

Освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику



Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Практическая работа №12 «Вычисления в электронных таблицах»

Фронтальный опрос, работа у доски, практическая работа

Фронтальная, индивидуальная, парная

Научатся: получат представление об организации вычислений в электронных таблицах, об относительных, абсолютных и смешанных ссылках;

Создавать относительные и абсолютные ссылки для решения задач.

Получат возможность научиться: выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.



Встроенные функции. Логические функции.

Практическая работа №13 «Использование встроенных функций»

Презентация «Организация вычислений в электронных таблицах».

Фронтальный опрос, работа у доски, практическая работа

Фронтальная, индивидуальная, парная

Научатся: приобретут навыки создания электронных таблиц, выполнения в них расчётов по вводимым пользователем и встроенным формулам.

Получат возможность научиться: проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы.



Сортировка и поиск данных.

Практическая работа №14 «Сортировка и поиск данных»






Презентация «Средства анализа и визуализации данных».

Фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа

Фронтальная, индивидуальная, парная

Научатся: приобретут навыки создания электронных таблиц, выполнения в них расчётов по вводимым пользователем и встроенным формулам, выполнения операций сортировки и поиска данных в электронных таблицах.

Получат возможность научиться: проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы.



Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа №15 «Построение диаграмм и графиков»

Фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа

Фронтальная, индивидуальная, парная

Научатся: приобретут навыки

- построения диаграмм и графиков в электронных таблицах;

- ввода данных в готовую таблицу, изменения данных, перехода к графическому представлению.

Получат возможность научиться: проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы.



Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

Актуализация знаний по изученной теме.

Тестирование.

Фронтальная, индивидуальная

Научатся: навыки использования электронных таблиц.

Получат возможность научиться: проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы.



Глава 4. Коммуникационные технологии (9 ч.)

Локальные и глобальные компьютерные сети.

Просмотр и разбор презентации «Локальные и глобальные компьютерные сети».

Фронтальный опрос, работа с учебником

Фронтальная

Научатся: основам организации и функционирования компьютерных сетей.

Получат возможность научиться: расширить представления и компьютерных сетях распространения и обмена информацией

Регулятивные:

- определять способы действий, умение планировать свою деятельность;

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Познавательные:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности;

- применение методов информационного поиска. В том числе с помощью компьютерных средств;

- умение структурировать знания;

общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи;

- умение использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.



Понимание роли информационных процессов в современном мире; представление о сферах применения компьютерных сетей в различных сферах деятельности человека.

Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества







Контрольная работа №3 за 3 четверть.

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера.

Презентация «Всемирная компьютерная сеть Интернет».

Фронтальный опрос, работа с учебником

Фронтальная

Научатся: получат основные представления об организации и функционировании компьютерной сети Интернет

Получат возможность научиться: оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.



Анализ контрольной работы.

Доменная система имен. Протоколы передачи данных.

Фронтальный опрос, работа с учебником.

Фронтальная

Научатся: получат основные представления об организации и функционировании компьютерной сети Интернет; общие представления о доменной системе имен, о протоколах передачи данных

Получат возможность научиться: организовывать поиск информации в среде коллективного использования ресурсов



Всемирная паутина. Файловые архивы.

Практическая работа 16 «Поиск информации в сети Интернет»

Презентация «Информационные ресурсы и сервисы Интернета».

Фронтальный опрос, практическая работа

Фронтальная, индивидуальная, парная

Научатся: получат основные представления об организации и функционировании компьютерной сети Интернет;

общие представления о файловых архивах, о структуре адреса документа в Интернете;

- составлять запросы для поиска информации в Интернете.

Получат возможность научиться: организовывать поиск информации в среде коллективного использования ресурсов



Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

Практическая работа №17 «Работа с электронной почтой»

Фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа

Фронтальная, индивидуальная, парная

Научатся: получат общие представления о схеме работы электронной почты

Получат возможность научиться: использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности.



Технология создания сайта.

Презентация «Создание web-сайта».

Фронтальный опрос, работа с учебником

Фронтальная, индивидуальная

Научатся: получат общие представления о технологии создания сайтов

Получат возможность научиться: представления и компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности



Содержание и структура сайта.

Практическая работа №18 «Разработка содержания и структуры сайта»

Фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа

Фронтальная, индивидуальная, парная

Научатся: получат представление о содержании и стуктуре сайта;

Создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты.

Получат возможность научиться: представления и компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности



Оформление сайта.

Практическая работа №19 «Оформление сайта»

Фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа

Фронтальная, индивидуальная, парная

Научатся: оформлять сайт в соответствии с определенными требованиями

Получат возможность научиться: представления и компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности



Размещение сайта в Интернете.

Практическая работа №20 «Размещение сайта в Интернете»

Фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа

Фронтальная, индивидуальная, парная

Научатся: размещать сайт в сети Интернет.

Получат возможность научиться: представления и компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности



Итоговое повторение (2 ч)

Итоговая контрольная работа

Актуализация знаний, полученных за курс 9 класса.

Фронтальная

Научатся: получат основные представления об организации и функционировании компьютерной сети Интернет.

Получат возможность научиться: представления и компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности

Регулятивные:

– преобразовывать практическую задачу
в образовательную;

– использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные:

--самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

– выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности




Анализ контрольной работы. Основные понятия курса

Актуализация знаний, полученных за курс 9 класса.

Фронтальная

Научатся: использовать возможности компьютера для осуществления образовательной деятельности

Получат возможность научиться: систематизировать представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 9 классе

Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда.

Познавательные: навыки эффективной работы с различными видами информации с помощью средств ИКТ

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция, оценка действий партнера

Понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека.





22